МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Тренировочные задания по текстоведению(2 часа)
– Запишите текст под диктовку и выполните задания. Настоящее чудо – воздух, которым дышишь, солнечный свет, с восходом рождающийся и с закатом уходящий, чтобы вновь родиться. Разложите воздух на составные части: почти каждая из них убийственна. А вы дышите. Вы не спрашиваете у солнца, что оно такое, достаточно, что оно встает каждое утро и можно указать на него рукой... Но сдвиньте, разбейте, раздробите этот обыкновенный свет – он ощетинится всеми цветами, в этом спектре не будет ни одной белой мирной полосы, и вы еще раз изумитесь тому, из какой же непримиряемой пестроты складывается это чудо – естественный свет дня. Все, что окружает нас, – это настоящее чудо. И главное из них – сама жизнь. (Л.Аннинский) Задания 1. Выполните устный пунктуационный анализ текста. Необходимо обратить внимание на синтаксические отношения в различных конструкциях, при которых ставится тире: в простом предложении между подлежащим и сказуемым; при обособлении приложений, стоящих в конце предложения; в бессоюзном сложном предложении. 2. Сформулируйте тему текста: а) повествовательным предложением; б) двумя предложениями: первое – должно быть вопросительным, второе – повествовательным. 3. Подберите синонимы к словам (свет) ощетинится, из непримиряемой (пестроты), мирной (полосы). Назовите художественный прием, использованный в каждом примере. 4. Составьте самостоятельно 3 предложения на основе данного текста, используя в качестве цитат его отдельные фразы: 1) непримиряемой пестроты, 2) белой мирной полосы, 3) ощетинится всеми цветами. NB! Формы слова менять нельзя! 5. Перескажите текст одним сложным предложением, соответствующим схеме: [Автор глаг. ...], (что...) и (что...). Определите вид предложения и тип придаточных. Объясните знаки препинания. 6. Напишите небольшое сочинение-миниатюру на тему «Настоящие чудеса», опираясь на текст Л.Аннинского или на тексты знакомых литературных произведений, или на собственный жизненный опыт. Т.А. КУШЕВИЧ, |