УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
6-й классКлуб знатоков русского языкаЦели игры: • выявить наиболее одаренных, творческих учеников; • повторить в форме занимательной игры основные разделы школьного курса русского языка; • проверить знания и умения учащихся в следующих разделах: фонетика, лексика, морфология, фразеология, этимология, словообразование, синтаксис. Условия игры Играют 2 команды, в каждой по 6 участников, команда готовит название, девиз, по возможности, сценку или песню. Игру проводят двое ведущих, помощники-мудрецы (они раскладывают и собирают карточки, разыгрывают сценки, раздают фишки за правильные ответы). Члены ученого совета подводят итоги игры. В конкурсе знатоков могут принимать участие и болельщики 5-х, 6-х классов, которые приносят дополнительные очки командам. ПЕРВЫЙ ТУР (проводит учитель) Задание. Закончите определение. 1. Орфография – это раздел науки о языке, который изучает (систему правил написания слов); 2. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий (строение словосочетаний и предложений); 3. Пунктуация – это раздел науки о языке, который изучает (систему знаков препинания); 4. Морфология – это раздел науки о языке, который изучает (слово как часть речи); 5. Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются (звуки языка, ударение, слог); 6. Этимология – раздел науки о языке, изучающий (происхождение слов). ВТОРОЙ ТУР Ведущий 1: Задания для тех, кто дружит с фонетикой и орфографией. Задание 1. В каких словах звуков больше, чем букв? (Яма, растение, Юля, поем, знаем, елка.) Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и объясните правильное написание. Зам_реть от восторга, отп_рать замок, прик_с-нуться к прошлому, написать изл_жение, р_сло р_стение, пос_деть рядом, пос_деть к старости, пол_скали белье, л_скать котенка. Ведущий 2: Конкурс болельщиков. Задания для тех, кто дружит с лексикой: 1. Как написать слово глаз тремя буквами? (Око.) 2. Какой город парит в воздухе? (Орел.) 3. Какой хищный зверь течет быстрой рекой? (Тигр.) 4. Какой город самый сердитый? (Грозный.) 5. Что общего в словах: паровоз, самосвал, самолет? (Два корня.) Ведущий 1: Высокочтимые мудрецы! Прошу вас дать ответ на первый наш вопрос: что означает слово чилибуха? Повторяю: чи-ли-бу-ха. Мудрецы обмениваются мнениями. СЦЕНКА «ТРИ МУДРЕЦА» 1-й мудрец: Чилибуха – это название реки. Можете мне поверить, что это так. 2-й мудрец: Чилибуха – это порода дерева. Ну, как вам объяснить… Небольшое такое дерево. 3-й мудрец: Не слушайте их. Чилибуха – это, если хотите знать, не река и не дерево, а особо приготовленное, остро приправленное жаркое из дичи. Охотники угощали меня чилибухой, уж я-то знаю, что это такое. Ведущий 1 (обращаясь к командам): Определите, кто из мудрецов прав. Участники поднимают карточки с номерами 1, 2, 3. (Прав 2-й мудрец. Чилибуха – это небольшое вечнозеленое деревце тропических лесов, в семенах, коре и древесине которого содержится сильно действующий растительный яд – стрихнин.) Ведущий 1 (обращаясь к мудрецам со вторым вопросом): Что значит слово тугрик? 1-й мудрец. Если мне не изменяет память, это денежная единица. 2-й мудрец. Я считаю, что это название старинной одежды. Я когда-то имел возможность щеголять в ней. 3-й мудрец. Это название музыкального инструмента, похожего на дудочку. (Участники поднимают карточки с номерами.) (Прав 1-й мудрец. Тугрик – денежная единица в Монголии.) Задание 1. Из примеров, приведенных ниже, выберите устаревшие слова. (Коллективная работа команд с заданиями. Ответы передают ученому совету.) 1) Победой прославлено имя твое; 2) Твой конь не боится опасных трудов, 3) Олег усмехнулся – однако чело 4)
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога 5) Из мертвой главы гробовая змея, 6) Дружина пирует у брега… Задание 2. Найдите слова-синонимы в следующих предложениях: 1) В один прекрасный вечер Гаврик объявил, что ждать больше не желает. 2) Раздался великолепный свист. 3) Но вот настал конец этой восхитительной жизни. Ведущий 2: Пока команды выполняют задания, болельщики участвуют в аукционе «Помоги команде». Сесть в галошу, ахиллесова пята, от корки до корки, как рыба в воде, красная строка. Задание 2. Вспомните общеупотребительные слова, в которых сохранился устаревший корень. (Например: очки, перстень, перчатки.) Ведущий 1: Теперь выполним задания по морфологии. Задание 1. Определите часть речи. Составьте со словами словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи. Как называются такие слова? Стих ( сущ., глагол), жгут (сущ., глагол), пила (сущ., глагол). Мой (местоимение, глагол), три (числит, глагол), покрывало (глагол прош. вр., сущ.). Ведущий 2 проводит с болельщиками новый аукцион «Помоги команде». Задание 1. Назовите как можно больше глаголов, которые пишутся с не слитно. Задание 2. Упала клякса (показывает плакат с кляксами невероятных размеров). Какие существительные были написаны до того, как упала клякса? Какого они рода? (Например: село, крыло, море, горе.) Какие существительные, спрятавшиеся за кляксу, оканчиваются на -мя? Ведущий 1: Сейчас мы займемся этимологией слова. Ответьте на следующие вопросы: 1. Почему скатерть в сказках называется самобранкой? За что ей себя бранить? (Самобранка – не от слова бранить, а от слова брать.) 2. Князя Олега назвали вещим, потому что ему ведома была каждая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем? (От слова кость, в значении «худой, тощий человек, ходячий скелет».) 3. Иногда говорят: «Было-то было, да быльем поросло». Чем поросло то, что было, и почему именно поросло? (Былье – трава, былинка.) 4. Мы говорим: «Биться не на живот, а на смерть». Что здесь означает слово живот? Как понимать это крылатое выражение? (Живот – значит «жизнь», «сражаться не щадя живота».) Ведущий 2: Вспомним о словообразовании. Задание 1. В каком слове нет приставки? (Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка, пододеяльник.) Задание 2. Кто больше? Назовите слова с суффиксом -арь. (Пекарь, лекарь, аптекарь, ухарь, библиотекарь, звонарь, пахарь.) Ведущий 1: Предлагаю задания по синтаксису и пунктуации. Задание 1. Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматические основы. 1) Над полями и лесами все ярче и ярче светит солнышко. 2) Потемнели в полях дороги посинел на реке лед. 3) Прилетели белоносые грачи торопятся поправить свои старые гнезда. 4) Скоро оденется лес листвою зацветет на опушках черемуха защелкают над ручьями голосистые соловьи. Ведущий 1: Каждая команда получает письмо. Прочитайте его внимательно. Обратите внимание на то, что письмо это было написано еще в прошлом веке. За 3 минуты вы должны написать ответ. (После того, как участники зачитают свои ответы, ведущий читает полученное письмо.) Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо… нету у меня ни отца, ни маменьки. Только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка.. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку. А я начал с хвоста. А она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню. Ведущий 2: Пока участники выполняют задание в течение 3-х минут, болельщики участвуют в аукционе «Помоги команде». Закончите пословицу. Сладкая ложь лучше … Как аукнется, так … Тише едешь – … По одежке встречают, по … Не спеши языком, спеши … За двумя зайцами погонишься, … Готовь сани летом, а … Задача-шутка. Что общего с точки зрения языка между словами родители и тапочки? (Оба существительных обозначают парные предметы, а потому чаще употребляются в форме множественного числа, чем единственного.) Ведущий 1: Обратимся к нашему досточтимому ученому совету, чтобы он подвел итоги конкурса команд. Вам слово, члены ученого совета! (Подведение итогов игры. Подсчет очков, которые принесли командам болельщики. Награждение команд.) Поздравляем команду-победительницу. Г.И. БЕЗРОДНЫХ, |