Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2009

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

6-й класс

Клуб знатоков русского языка

Цели игры:

• выявить наиболее одаренных, творческих учеников;

• повторить в форме занимательной игры основные разделы школьного курса русского языка;

• проверить знания и умения учащихся в следующих разделах: фонетика, лексика, морфология, фразеология, этимология, словообразование, синтаксис.

Условия игры

Играют 2 команды, в каждой по 6 участников, команда готовит название, девиз, по возможности, сценку или песню. Игру проводят двое ведущих, помощники-мудрецы (они раскладывают и собирают карточки, разыгрывают сценки, раздают фишки за правильные ответы). Члены ученого совета подводят итоги игры.

В конкурсе знатоков могут принимать участие и болельщики 5-х, 6-х классов, которые приносят дополнительные очки командам.

ПЕРВЫЙ ТУР (проводит учитель)

Задание. Закончите определение.

1. Орфография – это раздел науки о языке, который изучает (систему правил написания слов);

2. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий (строение словосочетаний и предложений);

3. Пунктуация – это раздел науки о языке, который изучает (систему знаков препинания);

4. Морфология – это раздел науки о языке, который изучает (слово как часть речи);

5. Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются (звуки языка, ударение, слог);

6. Этимология – раздел науки о языке, изучающий (происхождение слов).

ВТОРОЙ ТУР

Ведущий 1: Задания для тех, кто дружит с фонетикой и орфографией.

Задание 1. В каких словах звуков больше, чем букв?

(Яма, растение, Юля, поем, знаем, елка.)

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и объясните правильное написание.

Зам_реть от восторга, отп_рать замок, прик_с-нуться к прошлому, написать изл_жение, р_сло р_стение, пос_деть рядом, пос_деть к старости, пол_скали белье, л_скать котенка.

Ведущий 2: Конкурс болельщиков. Задания для тех, кто дружит с лексикой:

1. Как написать слово глаз тремя буквами? (Око.)

2. Какой город парит в воздухе? (Орел.)

3. Какой хищный зверь течет быстрой рекой? (Тигр.)

4. Какой город самый сердитый? (Грозный.)

5. Что общего в словах: паровоз, самосвал, самолет? (Два корня.)

Ведущий 1: Высокочтимые мудрецы! Прошу вас дать ответ на первый наш вопрос: что означает слово чилибуха? Повторяю: чи-ли-бу-ха. Мудрецы обмениваются мнениями.

СЦЕНКА «ТРИ МУДРЕЦА»

1-й мудрец: Чилибуха – это название реки. Можете мне поверить, что это так.

2-й мудрец: Чилибуха – это порода дерева. Ну, как вам объяснить… Небольшое такое дерево.

3-й мудрец: Не слушайте их. Чилибуха – это, если хотите знать, не река и не дерево, а особо приготовленное, остро приправленное жаркое из дичи. Охотники угощали меня чилибухой, уж я-то знаю, что это такое.

Ведущий 1 (обращаясь к командам): Определите, кто из мудрецов прав.

Участники поднимают карточки с номерами 1, 2, 3.

(Прав 2-й мудрец. Чилибуха – это небольшое вечнозеленое деревце тропических лесов, в семенах, коре и древесине которого содержится сильно действующий растительный яд – стрихнин.)

Ведущий 1 (обращаясь к мудрецам со вторым вопросом): Что значит слово тугрик?

1-й мудрец. Если мне не изменяет память, это денежная единица.

2-й мудрец. Я считаю, что это название старинной одежды. Я когда-то имел возможность щеголять в ней.

3-й мудрец. Это название музыкального инструмента, похожего на дудочку.

(Участники поднимают карточки с номерами.)

(Прав 1-й мудрец. Тугрик – денежная единица в Монголии.)

Задание 1. Из примеров, приведенных ниже, выберите устаревшие слова.

(Коллективная работа команд с заданиями. Ответы передают ученому совету.)

1) Победой прославлено имя твое;
    Твой щит на вратах Цареграда.

2) Твой конь не боится опасных трудов,
    Он, чуя господскую волю,
    То смирный стоит под стрелами врагов,
    То мчится по бранному полю.

3) Олег усмехнулся – однако чело
    И взор омрачилися думой.

4) Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
    В твое позлащенное стремя.

5) Из мертвой главы гробовая змея,
    Шипя, между тем выползала…

6) Дружина пирует у брега…

Задание 2. Найдите слова-синонимы в следующих предложениях:

1) В один прекрасный вечер Гаврик объявил, что ждать больше не желает.

2) Раздался великолепный свист.

3) Но вот настал конец этой восхитительной жизни.

Ведущий 2: Пока команды выполняют задания, болельщики участвуют в аукционе «Помоги команде».

Сесть в галошу, ахиллесова пята, от корки до корки, как рыба в воде, красная строка.

Задание 2. Вспомните общеупотребительные слова, в которых сохранился устаревший корень. (Например: очки, перстень, перчатки.)

Ведущий 1: Теперь выполним задания по морфологии.

Задание 1. Определите часть речи. Составьте со словами словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи. Как называются такие слова?

Стих ( сущ., глагол), жгут (сущ., глагол), пила (сущ., глагол).

Мой (местоимение, глагол), три (числит, глагол), покрывало (глагол прош. вр., сущ.).

Ведущий 2 проводит с болельщиками новый аукцион «Помоги команде».

Задание 1. Назовите как можно больше глаголов, которые пишутся с не слитно.

Задание 2. Упала клякса (показывает плакат с кляксами невероятных размеров).

Какие существительные были написаны до того, как упала клякса? Какого они рода? (Например: село, крыло, море, горе.)

Какие существительные, спрятавшиеся за кляксу, оканчиваются на -мя?

Ведущий 1: Сейчас мы займемся этимологией слова. Ответьте на следующие вопросы:

1. Почему скатерть в сказках называется самобранкой? За что ей себя бранить?

(Самобранка – не от слова бранить, а от слова брать.)

2. Князя Олега назвали вещим, потому что ему ведома была каждая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?

(От слова кость, в значении «худой, тощий человек, ходячий скелет».)

3. Иногда говорят: «Было-то было, да быльем поросло». Чем поросло то, что было, и почему именно поросло?

(Былье – трава, былинка.)

4. Мы говорим: «Биться не на живот, а на смерть». Что здесь означает слово живот? Как понимать это крылатое выражение?

(Живот – значит «жизнь», «сражаться не щадя живота».)

Ведущий 2: Вспомним о словообразовании.

Задание 1. В каком слове нет приставки?

(Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка, пододеяльник.)

Задание 2. Кто больше? Назовите слова с суффиксом -арь.

(Пекарь, лекарь, аптекарь, ухарь, библиотекарь, звонарь, пахарь.)

Ведущий 1: Предлагаю задания по синтаксису и пунктуации.

Задание 1. Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматические основы.

1) Над полями и лесами все ярче и ярче светит солнышко.

2) Потемнели в полях дороги посинел на реке лед.

3) Прилетели белоносые грачи торопятся поправить свои старые гнезда.

4) Скоро оденется лес листвою зацветет на опушках черемуха защелкают над ручьями голосистые соловьи.

Ведущий 1: Каждая команда получает письмо. Прочитайте его внимательно.

Обратите внимание на то, что письмо это было написано еще в прошлом веке. За 3 минуты вы должны написать ответ. (После того, как участники зачитают свои ответы, ведущий читает полученное письмо.)

Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо… нету у меня ни отца, ни маменьки. Только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка.. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку. А я начал с хвоста. А она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню.

Ведущий 2: Пока участники выполняют задание в течение 3-х минут, болельщики участвуют в аукционе «Помоги команде».

Закончите пословицу.

Сладкая ложь лучше …

Как аукнется, так …

Тише едешь – …

По одежке встречают, по …

Не спеши языком, спеши …

За двумя зайцами погонишься, …

Готовь сани летом, а …

Задача-шутка. Что общего с точки зрения языка между словами родители и тапочки?

(Оба существительных обозначают парные предметы, а потому чаще употребляются в форме множественного числа, чем единственного.)

Ведущий 1: Обратимся к нашему досточтимому ученому совету, чтобы он подвел итоги конкурса команд. Вам слово, члены ученого совета!

(Подведение итогов игры. Подсчет очков, которые принесли командам болельщики. Награждение команд.)

Поздравляем команду-победительницу.

Г.И. БЕЗРОДНЫХ,
Якутия

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru