ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Формирование речеведческой культуры:
|
Способ распространения темы | Вопросы |
Детализация – распространение темы путем приведения подробностей | Какие подробности можно привести для детализации содержания тематического предложения? |
Приведение примеров, подтверждающих мысль, высказанную в тематическом предложении | Какими примерами можно подтвердить содержание тематического предложения? |
Сопоставление и противопоставление фактов, явлений, идей, изложенных в тематическом предложении, другим фактам, явлениям, идеям | В чем проявляется сходство (различие) сопоставляемых (противопоставляемых) явлений? |
Объяснение тезиса, получившего отражение в тематическом или концептуальном предложении | Чем это можно объяснить? Что здесь имеется в виду? |
Причинное обоснование содержания тематического предложения | Почему? |
Указание на следствие из содержания тематического предложения абзаца | Что с этим связано? Что из этого следовало (следует, последует)? К чему это привело (приведет)? Как это сказалось (скажется) на дальнейшем ходе событий? |
Определение понятий, введенных тематическим предложением | Что обозначает это слово (эти слова)? |
Аналогия – распространение темы путем указания на аналог | С чем это можно сравнить? |
Выделение одного из событий, явлений, лиц, поступков, признаков и т.д., обозначенных в тематическом предложении, с последующей его детализацией | Что здесь выступает на первый план? Что здесь останавливает внимание? Что можно было бы выделить в ряду приведенных фактов, явлений, процессов? |
Формулирование вывода из содержания тематического предложения | Какие выводы можно из этого сделать? Как это можно обобщить? |
Вопросно-ответный способ распространения тематического предложения в абзаце | Делится ли содержание абзаца на вопросно-ответные единства? |
Дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении | Чем можно дополнить содержание тематического предложения? |
Усиление основной темы абзаца | Как усиливается в абзаце информация, переданная тематическим предложением? |
Подтверждение главной мысли абзаца | Что можно привести в качестве подтверждения? |
Предположение, не противоречащее смыслу тематического или концептуального предложения абзаца | Чем является продолжение тематического предложения – фактом или предположением? |
Указание на условие осуществления утверждения (отрицания), сделанного в тематическом предложении | При каких условиях это возможно? |
Ограничение | Чем ограничивается содержание тематического предложения? |
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Образцы абзацев для анализа
(Курсивом выделены тематические предложения)
1. Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун, например, может лишь неторопливо гоготать. Гулкие и торжественные трубные звуки издает лебедь-кликун. Их хорошо слушать по весне, когда лебеди, возвратившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье. (Из энциклопедии «Что такое? Кто такой?») – Приведение примеров.
2. Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. (К.Г. Паустовский) – Вопросно-ответный способ.
3. Фигурное катание – не только красивое зрелище. Оно способствует разностороннему развитию организма и вырабатывает особо тонкую координацию движений. Движения фигуриста отличаются ритмичностью и грациозностью, тело его приобретает большую пластичность. Но кажущаяся легкость движений фигуриста – результат долгой и упорной тренировки. Чтобы быть хорошим фигуристом, необходимо в совершенстве овладеть техникой передвижения на льду и регулярно тренироваться на специальных коньках. (Детская энциклопедия) – Подтверждение.
4. Алмазоносные трубки были исследованы учеными-геологами, и мало-помалу картина их образования стала ясной. Это действительно своеобразные вулканические жерла, по которым из недр земли прорвалась некогда расплавленная, переполненная газами и насыщенная углеродом магма. Подъем магмы к поверхности не был спокойным и ровным; твердые породы сопротивлялись разрыву, верхние части магмы, застывая, закупоривали жерла, и это приводило иногда к гигантским взрывам. При этом развивалось колоссальное давление, под влиянием которого содержавшийся в магме углерод выкристаллизовывался в форме алмазов. (А.Е. Ферсман) – Объяснение.
5. Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.
Возьмем хотя бы раннюю весну. У нее, у этой еще зябнущей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов. Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх – проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха. (К.Г. Паустовский) – Детализация.
6. Еще по предложению Д.И. Менделеева, директора основанной в 1893 году Главной палаты мер и весов, на арке Главного штаба со стороны Большой Морской улицы были установлены первые в Петербурге электрические часы. Они работали от импульсов электрического тока, шедшего по проводам от часов Палаты. Так был сделан первый шаг к созданию единой городской системы отсчета времени. В современном Петербурге – около 700 электрических городских часов. Коррекция их показаний производится ежечасно по сигналам точного времени. (Б.К. Пукинский) – Указание на следствие.
7. В вечной мерзлоте, в сухом воздухе пещер, в нефтяных ямах погибшие животные хорошо сохраняются. В Петербургском зоологическом музее стоит чучело мамонта. Животное нашли на берегу сибирской речки Березовки. В вечной мерзлоте сохранился не только скелет, но и мышцы, кожа и шерсть. Ученые определили, что мамонт жил 11 тысяч лет назад. С помощью специальных приборов они могут точно устанавливать возраст останков древних животных и растений. («Что такое? Кто такой?») – Выделение.
8. О каждой из картин Исаака Левитана можно написать исследование и поэму. Но просто описать их невозможно. Их надо видеть. Видеть «Золотую осень», с ее глубочайшей синевой небесного свода и золотом опадающих берез. По своей живописности, точности красок и простоте она равна пушкинским описаниям осени. Вся поэзия русской осени, с ее чистейшим прохладным воздухом, с ее затишливыми водами и светлыми далями, с шорохом просвеченного насквозь сентябрьским солнцем золотого листа, воплощена в этой картине с удивительной силой. И «Над вечным покоем», где мастерски передано величавое в своей угрюмости ненастье. И «Март», с его блестками тающих снегов. («Что такое? Кто такой?») – Причинное обоснование.
9. Со структурами мы сталкиваемся постоянно. Так, структурой является всякая семья. Во-первых, семья состоит из людей – членов семьи. Таким образом, семья – это множество, а члены семьи – его элементы. Во-вторых, члены семьи связаны друг с другом различными родственными отношениями, т.е. семья представляет собой структуру, в которой заданы элементы и отношения между ними. Нельзя быть внучкой вообще, можно быть только чьей-то внучкой. Если в семье есть внучка, то в ней обязательно найдется бабушка или дедушка. Изменение, связанное с одним из элементов системы, например, женитьба сына, создает новые отношения всех других элементов: родители становятся свекром и свекровью и т.д. (Энциклопедия «Языкознание. Русский язык» – Аванта+) – Выделение.
10. Еще пример: белая стена. Нельзя сказать: белый стена или белое стена, потому что существительное женского рода, а значит, и прилагательное должно быть в форме женского рода. Другой пример: белый стол. Теперь не подойдут формы белая и белое, род должен быть мужской. Но белые – и стены, и столы! В единственном числе нам не все равно, какой род, и нужны разные формы, а во множественном и одной можно (более того, нужно!) обойтись. Хотя значение слова совершенно не изменилось. Парадокс. (Энциклопедия «Языкознание. Русский язык» – Аванта+) – Сопоставление и противопоставление.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Примеры тематических предложений для распространения в абзац или миниатюру
1. Быстро светает.
2. Вернемся к дождям.
3. Вот так бы сто лет!
4. Как я это сделал?..
5. В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы.
6. Еще раз повторяю: читайте Пушкина!
7. Что имеем – не храним, потерявши – плачем!
8. Смотри – летит!
9. Есть такая профессия – ... !
10. Андрей успокоился.
11. Шли мы однажды с Денисом.
12. А ягод-то, ягод!
13. На день рождения Наташе подарили щенка.
14. Такие разные обращения!
15. Очень интересно заниматься этимологическим анализом! Возьмем всем знакомое слово окно.
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Примеры деформированных абзацев для восстановления
Порядок действий:
1. Найти тематическое предложение.
2. Восстановить необходимую последовательность предложений.
3. Указать вид связи предложений в абзаце.
4. Определить способ распространения мысли.
Абзац № 1
1. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился.
2. Одного только этого открытия было бы достаточно, чтобы назвать Ломоносова великим ученым.
3. Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью.
4. Так был открыт закон сохранения материи – один из основных законов природы.
5. Однажды он проделал такой опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. (Что такое? Кто такой?)
Абзац № 2
1. Он написал замечательный учебник химии.
2. Он постоянно совершенствовал ее, дополняя сведениями о новых открытиях.
3. Работая над «Основами химии», ученый создал свою знаменитую периодическую систему химических элементов.
4. После нескольких лет работы педагогом Менделеев с головой уходит в науку.
5. Этот учебник – настоящая химическая энциклопедия. («Что такое? Кто такой?»)
Абзац № 3
1. Прошедшее время обозначает действие, происходившее до момента речи (Отец работал на заводе), а будущее время – действие, которое будет происходить после момента речи (Скоро я буду работать инженером).
2. Но это только одно из значений формы настоящего времени.
3. Точкой отсчета является момент речи.
4. Эта же форма употребляется и в тех случаях, когда время действия не связано с моментом речи (происходит постоянно или периодически повторяется).
5. Система форм времени зависит от вида глагола.
6. Можно подумать, что настоящее время указывает на совпадение времени действия с моментом речи (Мамы здесь нет, она работает на огороде).
7. У глаголов несовершенного вида три формы времени. (Энциклопедия «Языкознание. Русский язык» – Аванта+)
Абзац № 4
1. Испытуемым давали в каждую руку по шару равного веса, но разного объема – один большой, другой поменьше.
2. И никто не заметил, что шары – равного объема.
3. Эта установка продолжала у них действовать по контрасту: по сравнению с маленькими шарами шар контрольного опыта казался даже большим, чем его пара, у других – по ассимиляции: большим считался шар в той руке, в которую и раньше вкладывали шары большого объема.
4. Ученые-психологи провели один эксперимент.
5. И так несколько раз.
6. Это произошло потому, что в результате серии предварительных испытаний, когда человеку последовательно предлагали шары неодинакового объема, у него возникла установка на различие объема.
7. Затем им дали два одинаковых шара и попросили охарактеризовать их объем.
8. Одни испытуемые признавали большим шар в той руке, в которую раньше вкладывали шар меньшего объема; другим же (их оказалось гораздо меньше) большим казался шар в руке, в которой перед этим был шар большого объема. (Л.П. Крысин)
Абзац № 5
1. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин.
2. В них участвовали сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы.
3. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах.
4. С 1718 года Петр I специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати.
5. Особенностью этих собраний стало разрешение участвовать в них женщинам.
6. Каждый хозяин ассамблеи стремился великолепием обстановки и новыми светскими манерами превзойти своего предшественника. (Из учебника истории для 7-го класса под ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной)
Абзац № 6
1. Исключением являются Алтайские горы с относительно мягкими и снежными зимами.
2. Лето практически везде короткое и прохладное, за исключением межгорных котловин, где оно бывает обычно сухим и жарким со средней июльской температурой около +20 градусов C.
3. Зимой погода стоит безоблачная, солнечная, с низкими температурами.
4. Это связано с тем, что сюда с запада часто проникают циклоны, сопровождающиеся значительной облачностью и осадками, облака защищают поверхность от выхолаживания.
5. Особенно холодно бывает (до –50 градусов C) в межгорных котловинах, в которых застаивается холодный воздух, стекающий с гор. (Учебник географии для 9-го класса под ред. А.И. Алексеева)
Абзац № 7
1. А рассказывал Горький великолепно.
2. И наоборот.
3. Они просто выбалтываются.
4. Поэтому Горький нестерпимо скучал среди людей пресных и точных, позволявших себе сомневаться в подлинности его рассказов.
5. Нужен сильный талант, такой, как у Горького, чтобы многократно рассказывать одну и ту же историю, а потом написать ее свежо и по-иному, чем сложился словесный рассказ!
6. Выдумывание названий – особый талант.
7. При каждом новом рассказывании одного и того же случая подробности разрастались, менялись, становились все интереснее.
8. Есть люди, которые хорошо пишут, но не умеют давать названия своим вещам.
9. Подлинный случай сейчас же обрастал у него подробностями.
10. Его устные рассказы были, по существу, подлинным творчеством.
11. Он хмурился, замолкал и, казалось, говорил: «Скучно жить с вами на этом свете, товарищи!»
12. Так же как есть люди, которые превосходно рассказывают, но плохо пишут. (К.Г. Паустовский)
Литература
1. В.Н. Мещеряков. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М.: «Флинта», «Наука», 1999.
2. С.М. Евграфова. Искусство письменной и устной речи. Газета «Русский язык», № 2/2000.
3. Е.Н. Басовская. Русский язык. Искусство устной и письменной речи (интегрированный курс). Газета «Русский язык», № 36/2000.
И.А. ГРОМОВ,
Малышевская средняя
общеобразовательная школа,
Селивановский р-н,
Владимирская обл.