ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ В 9-М КЛАССЕЧАСТЬ 1Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Помните, что при написании сжатого изложения следует заменять конкретное и отдельное обобщающим, а также исключать несущественное. Объем изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение в соответствии с логикой и замыслом автора. Текст для прослушивания В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. На его срезе мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост. Тот, кто не растет, умирает – таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить. Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных: она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов. Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!». Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание. Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя. Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, – я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне. (По В.П. Астафьеву) ЧАСТЬ 2Прочтите текст и выполните задания А1–А7, В1–В14. (1) Как только солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули еще человек двадцать автоматчиков и погнали нас ускоренным маршем. (2) Сильно раненные наши не могли поспевать за остальными, и их пристреливали прямо на дороге. (3) В полночь пришли мы в какое-то полусожженное село. (4) Ночевать загнали нас в церковь с разбитым куполом. (5) На каменном полу – ни клочка соломы, а все мы без шинелей, в одних гимнастерках и штанах, так что постелить нечего. (6) Кое на ком даже и гимнастерок не было, одни бязевые исподние рубашки. (7) В большинстве это были младшие командиры. (8) Гимнастерки они посымали, чтобы их от рядовых нельзя было отличить. (9) И еще артиллерийская прислуга была без гимнастерок: как работали они возле орудий растелешенные, так и в плен попали. (10) Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь. (11) Тут купол снесло тяжелым снарядом или бомбой с самолета, а тут крышу всю начисто побило осколками, сухого места даже в алтаре не найдешь. (12) Так всю ночь и прослонялись мы в этой церкви. (13) Среди ночи слышу: кто-то трогает меня за руку, спрашивает: «Товарищ, ты не ранен?» (14) Отвечаю ему: «А тебе что надо, браток?». (15) Он и говорит: «Я – военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?». (16) Я пожаловался ему, что у меня левое плечо скрипит и пухнет и ужасно как болит. (17) Он твердо так говорит: «Сымай гимнастерку и нижнюю рубашку». (18) Я снял все это с себя, он и начал руку в плече прощупывать своими тонкими пальцами, да так, что я света невзвидел. (19) Скриплю зубами и говорю ему: «Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?». (20) А он все щупает и злобно так отвечает: «Твое дело помалкивать! Тоже мне, разговорчики затеял. Держись, сейчас еще больнее будет». (21) Да с тем как дернет мою руку, аж красные искры у меня из глаз посыпались. (22) Опомнился я и спрашиваю: «Ты что же делаешь, фашист несчастный? У меня рука вдребезги разбитая, а ты ее так рванул». (23) Слышу, он засмеялся потихоньку и говорит: «Думал, что ты меня ударишь с правой, но ты, оказывается, смирный парень. А рука у тебя не разбита, а выбита была, вот я ее на место и поставил. Ну, как теперь, полегче тебе?» (24) И в самом деле, чувствую по себе, что боль куда-то уходит. (25) Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошел в темноте, потихоньку спрашивает: «Раненые есть?» (26) Вот что значит настоящий доктор! (27) Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал. (По М.А. Шолохову) К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. А1. В каком предложении текста содержится ответ на вопрос: «Почему военврач, сам пленный, помогал другим?». 1) 15; 2) 18; 3) 20; 4) 26. А2. Как автор относится к рассказчику? 1) Автор равнодушен к рассказчику: многие оказывались в подобной ситуации. 2) Автор осуждает рассказчика за грубость к человеку, оказавшему ему помощь. 3) Автор сочувствует рассказчику, прошедшему муки плена и не потерявшему доброты. 4) Автор никак не проявляет своего отношения к герою. А3. Как характеризует военврача информация, заключенная в предложениях 15–19? 1) Военврач – эгоистичный человек, оказывающий помощь из корыстных соображений. 2) Военврач – равнодушный человек, думающий только о своем благополучии. 3) Военврач – настоящий врач, готовый оказать помощь раненым в любых условиях. 4) Военврач не бессердечный человек, но не чувствующий чужой боли. А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово снести (предложение 11). 1) Сбросить, скинуть силой; 2) сломать, разрушить; 3) принести, доставить куда-либо; 4) стерпеть, не выразить протеста. А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого? 1) 22 и 23; 2) 10 и 11; 3) 14 и 15; 4) 19 и 20. А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик называет военврача не брат, а браток?». Такая форма говорит… 1) …о фамильярных отношениях героев; 2) …о том, что они родные братья; 3) …о том, что они хорошо знакомы; 4) …о том, что пленные сочувствуют друг другу. А7. Прочитайте предложения 19–21. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях? 1) Сравнение; 2) эпитет; 3) метафора; 4) антитеза. Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. В1. Замените слово растелешенные из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. В2. Из предложений 22–24 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне слова. В3. Из предложений 19–21 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. В4. Из предложений 3–6 выпишите неопределенные и отрицательное местоимения. В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. Среди ночи слышу,1 кто-то трогает меня за руку,2 спрашивает: «Товарищ,3 ты не ранен?». Отвечаю ему: «А тебе что надо,4 браток?». Он и говорит: «Я – военврач,5 может быть,6 могу тебе чем-нибудь помочь?». Я пожаловался ему,7 что у меня левое плечо скрипит и пухнет и ужасно как болит. В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между частями сложносочиненного предложения. Как только солнце село, немцы усилили конвой,1 на грузовой подкинули еще человек двадцать автоматчиков,2 погнали нас ускоренным маршем. Сильно раненные наши не могли поспевать за остальными,3 и их пристреливали прямо на дороге. В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между частями сложноподчиненного предложения. Ночью полил такой сильный дождь,1 что все мы промокли насквозь. Тут купол снесло тяжелым снарядом или бомбой с самолета,2 а тут крышу всю начисто побило осколками,3 сухого места даже в алтаре не найдешь. Так всю ночь и прослонялись мы в этой церкви. В8. Замените словосочетание на каменном полу (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. В9. Выпишите грамматическую основу предложения 4. В10. Среди предложений 10–12 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. В11. Среди предложений 1, 9, 10, 13 найдите такое сложное, в состав которого входит односоставное предложение. Напишите номер этого предложения. В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. В13. Среди предложений 6–9 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер. В14. Среди предложений 1, 5, 8, 10 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным цели. Напишите номер этого предложения. ЧАСТЬ 3Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельно подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли морфологии в письменной речи. Мнение Кирилла На письме без знаний по морфологии обойтись невозможно... Умение различать части речи необходимо для грамотного письма. Мнение Антона Зачем нужна эта морфология: эти глаголы, местоимения, союзы?.. Писать грамотно можно, не зная частей речи. Помогите Антону доказать свою точку зрения. С2.1. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна морфология?». Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст М.Шолохова. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие важность умения различать части речи. Приведите примеры из текста. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы к части 2 А1 –4, А2 – 3, А3 – 3, А4 – 2, А5 – 1, А6 – 4, А7 – 3, В1 – раздетые; В2 – несчастный, чувствую; В3 – бессердечный, разговорчики; В4 – какое-то, нечего, кое на ком; В5 – 3, 4; В6 – 3; В7 – 1; В8 – пол из камня; В9 – загнали; В10 – 11; В11 – 13; В12 – 3; В13 – 9; В14 – 8. Е.К. СПИРИНА, |