Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2009

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Приятны завершенные труды

Результаты диагностической работы
в форме ГИА по русскому языку

На протяжении пяти лет в России и трех лет в Москве проводится эксперимент – экзамен по русскому языку в новой форме. Его авторы полагают, что Государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников 9-го класса общеобразовательных учреждений является одной из важных составляющих общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО)*.

Форма ГИА позволяет реализовать такой ключевой принцип построения системы государственной итоговой аттестации выпускников основной школы, как разделение функции обучения и проверки учебных достижений обучаемых.

Отличия ГИА от других форм аттестации:

•  Тексты экзаменационной работы в новой форме не являются открытыми (доступны только спецификации с кодификаторами и демонстрационные варианты с системой оценивания).

•  Не предусматривается присутствие в аудитории, где проводится экзамен, учителя, преподававшего в данном классе.

•  Регламент экзамена и система оценивания носят рекомендательный характер и утверждаются в регионе.

Процедура ГИА:

•  Экзаменационные работы учащиеся выполняют в тех общеобразовательных учреждениях, в которых они проходили обучение. Время выполнения – 240 мин.

•  Каждый учащийся обеспечивается индивидуальным комплектом с текстом экзаменационной работы и бланками для записи ответов.

•  Организаторы в аудитории осуществляют действия, задаваемые регламентом экзамена по конкретному предмету.

•  В каждой школе присутствуют эксперты-наблюдатели – учителя образовательных учреждений из другого административного округа Москвы.

•  Проверка экзаменационных работ осуществляется централизованно городской предметной комиссией.

Напомним, что экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей:

•  Часть 1 – сжатое изложение на основе прослушанного текста;

•  Часть 2 – задания по прочитанному тексту (14 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором ответа из четырех предложенных);

•  Часть 3 – сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (2 альтернативных задания: на лингвистическую или морально-этическую тему).

Написание изложения и сочинения – 2 задания, 24 балла (10 баллов за практическую грамотность).

Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста) – 14 заданий, 14 баллов.

Работа с текстом: содержательный анализ прочитанного текста – 7 заданий, 7 баллов.

Итого: 23 задания, 45 баллов.

10 февраля в Москве состоялась диагностическая работа по русскому языку в форме ГИА. В этом году я выпускаю учащихся 9-го класса, и мои ученики успешно справились с этой работой. Из 24 человек 11 получили оценку «5»; 12 – «4»; 1 – «3».

Из полученных результатов видно, что ГИА можно успешно сдать. Однако необходимо отметить, что я преподаю теперешним девятиклассникам с 6-го класса, специально к такой форме экзамена подготовку не проводила. На многих уроках дети получали задания, направленные на развитие их умений, навыков и творческих способностей. Мне думается, что к экзамену в новой форме можно успешно подготовить, если каждый урок русского языка и литературы будет являться частью системы, где важное место будет отведено развитию навыков понимания, интерпретации текста, а также творческих способностей школьников.

После написания работы, но до объявления результатов мы предложили ребятам проанализировать проделанную работу, ответив на вопросы анкеты.


АНКЕТА

1. Понравилась ли вам новая форма экзамена?

– Да;

– нет;

– некоторые задания.

(Да – 15; нет – 4; некоторые задания – 5.)

Отметим, что многим новая форма экзамена понравилась.

2. Какое из предложенных заданий оказалось наиболее сложным для вас?

– Часть 1 (сжатое изложение);

– часть А;

– часть В;

– часть 3 (сочинение).

(Часть 1 (сжатое изложение) – 4; часть А – 3; часть В – 8; часть 3 (сочинение) – 10.)

Ответ на этот вопрос можно объяснить тем, что в своей работе по подготовке к экзамену мы уделяли больше времени сжатому изложению и тестам. По результатам анализа всех работ в форме ГИА в Москве самым слабым компонентом оказалось именно написание сочинения.

3. Какое из предложенных заданий оказалось наиболее легким для вас?

– Часть 1 (сжатое изложение);

– часть А;

– часть В;

– часть 3 (сочинение).

(Часть 1 (сжатое изложение) – 8; часть А – 7; часть В – 1; часть 3 (сочинение) – 7.)

Ответы получились интересными, потому что лучше всего ребята справились с заданием части 1 (сжатое изложение) и части В, однако легкой часть В назвал только один человек.

4. Оцените свой уровень готовности к экзамену:

– готов;

– надо тренироваться;

– не готов.

(Готов – 6; надо тренироваться – 17; не готов – 1.)

Большинство девятиклассников справедливо посчитали, что им следует тренироваться.

5. Все ли задания были знакомы вам?

– Все;

– некоторые задания стали неожиданными;

– ни одно из заданий не знал ранее.

(Все – 16; некоторые задания стали неожиданными – 8; ни одно из заданий не знал ранее – 0.)

6. Научились ли вы чему-нибудь в процессе этой работы? (Возможны несколько вариантов ответов.)

– Тренировка способности работать в течение долгого времени;

– тренировка способности прочитать формулировку правила;

– тренировка навыков написания предстоящего экзамена.

(Тренировка способности работать в течение долгого времени – 5; тренировка способности прочитать формулировку правила – 3; тренировка навыков написания предстоящего экзамена – 21.)

Нас радуют ответы на данный вопрос: не все девятиклассники считают, что они в процессе ГИА получили навыки тренировки.

7. Какое из заданий было для вас наиболее полезным?

– Часть 1 (сжатое изложение);

– часть А;

– часть В;

– часть 3 (сочинение).

(Часть 1 (сжатое изложение) – 8; часть А – 2; часть В – 6; часть 3 (сочинение) – 10.)

Один человек ответил, что полезным ему было все.

Девятиклассникам нравится писать сочинения, обосновывая свой выбор, многие из них считают, что «могут сами придумывать текст, развивая таким образом свое воображение».

8. Если бы вам дали шанс изменить что-то в вашей работе, что бы вы сделали?

– Исправили ошибки;

– изменили текст второй части;

– изменили сочинение;

– изменили несколько заданий;

– ничего.

9. Что вам было непонятным в заданиях?

– Формулировка некоторых вопросов части А и В – 4;

– одно задание в части В;

– некоторые вопросы части А;

– некоторые вопросы части В;

– все понятно.

Результаты ответов на 8-й и 9-й вопросы анкеты показательны: 47% девятиклассников считают, что справились с работой. Итоги ГИА это подтверждают.

10. Если бы вам предложили выбрать самостоятельную форму экзамена по русскому языку, вы бы выбрали:

– Сочинение;

– изложение с творческим заданием;

– устный экзамен;

– тестирование;

– ГИА.

(Сочинение – 5; изложение с творческим заданием – 3; тестирование – 8; ГИА – 8.)

Такие ответы понятны: выбор тестирования объясняется простотой выполнения заданий, возможностью механического подхода к их решению. Новая форма экзамена ребятам понравилась (см. ответы на 1-й вопрос анкеты), так как они сочли себя подготовленными (см. ответы на 8-й и 9-й вопросы).


Пока новая форма экзамена по русскому языку является экспериментом, но в следующем учебном году для всех школ Москвы она станет обязательной. Не следует специально «натаскивать» на ГИА. Во многом качество выполнения любого вида экзамена зависит от компетентности педагога. Если мы будем продолжать вести систематическую, плодотворную работу, то и результаты экзамена будут положительными. Вспомним известную русскую пословицу «Терпение и труд все перетрут». Тогда станут «приятны завершенные труды» (Гомер).


* См. сайт: www.mcko.ru

Д.А. ХАУСТОВА,
школа № 533,
ст. преподаватель МПГУ,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru