Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2009

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Работа с текстом – средство
создания развивающей речевой среды

Второй год словесники школы № 1479 Центрального округа г. Москвы участвуют в работе экспериментальной площадки под руководством профессора кафедры методики преподавания русского языка МПГУ Татьяны Михайловны Пахновой «Работа с текстом как средство создания развивающей речевой среды». Об итогах экспериментальной деятельности у нас в школе говорить пока рано, но промежуточные результаты уже заслуживают внимания и изучения. У выпускников нашей школы в 2007/08 учебном году был лучший показатель в округе по ЕГЭ по русскому языку: из 77 учащихся 50 получили 5 и 27 – 4, 19 человек получили максимальный балл за часть С; больше половины за эту работу получили 15 баллов и выше.

Ежегодно наши ребята становятся призерами и победителями окружной олимпиады по русскому языку и литературе, хотя они учатся в профильных «экономических» и «юридических» классах. Конечно, такого результата нельзя добиться в течение одного года. Мониторинг дает возможность осмыслить результаты экспериментальной деятельности и скорректировать работу учителя в дальнейшем. Мы думаем, что приводит к успеху при изучении русского языка в средних и старших классах планомерная работа с опорой на текст как на ключевую единицу, ориентированная на формирование коммуникативно компетентной личности. Подготавливая к Единому государственному экзамену, учитель использует оптимальное содержание учебного материала на всех этапах урока, чтобы создать развивающую речевую среду, которая, с одной стороны, обеспечивает выполнение всех актуальных учебных задач, с другой – мешает превратить подготовку к экзамену в элементарное натаскивание по предмету.

Индивидуальный план учителя-экспериментатора в течение учебного года включает разработку следующих вопросов:

выразительное чтение как тест на понимание текста и как средство создания развивающей речевой среды;

создание на основе текстов, имеющихся в учебнике, заданий в формате ЕГЭ (с выбором ответа, с кратким и развернутым ответом);

разработка памяток для учащихся «Как начать текст»;

работа над словарем выразительных языковых средств;

отбор материалов для словарных диктантов с учетом профиля выпускных классов;

разработка заданий речеведческого характера как средство понимания текста;

комплексная работа с текстом как средство подготовки к ЕГЭ.

Работа по этим направлениям дает возможность, во-первых, интегрировать элементы межпредметных курсов по русскому языку и литературе; во-вторых, качественно улучшить базовые знания; и, наконец, повысить общую филологическую культуру старшеклассников и интерес к предмету. Так, старшеклассники участвуют в литературно-музыкальных гостиных, в школьном и окружном конкурсе чтецов, посещают элективные курсы по русскому языку.

Научный руководитель экспериментальной площадки Т.М. Пахнова регулярно проводит встречи, тематические семинары с членами методобъединения. Таким образом, мы вовремя получаем необходимую информацию, консультацию и помощь: очень важно разобраться в специальной современной литературе по предмету. В ходе эксперимента углубляется культурологическая направленность курса русского языка в средней и старшей школе, обобщаются методические, контрольно-измерительные материалы к учебнику А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой для 10–11-х классов.

Мониторинг образовательного процесса в 2008/09 учебном году позволяет надеяться на достойные результаты. Да и сама работа с детьми, чьи глаза горят желанием познавать, не может не радовать словесника. Опыт учителей-словесников нашей школы вызывает интерес у коллег г. Москвы. Хочется надеяться, что наша работа заинтересует и других.

В.В. КИРИЧЕНКО,
школа № 1479,
Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru