ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Работа с текстом – средство
создания развивающей речевой среды
Второй год словесники школы № 1479 Центрального
округа г. Москвы участвуют в работе
экспериментальной площадки под руководством
профессора кафедры методики преподавания
русского языка МПГУ Татьяны Михайловны Пахновой
«Работа с текстом как средство создания
развивающей речевой среды». Об итогах
экспериментальной деятельности у нас в школе
говорить пока рано, но промежуточные результаты
уже заслуживают внимания и изучения. У
выпускников нашей школы в 2007/08 учебном году был
лучший показатель в округе по ЕГЭ по русскому
языку: из 77 учащихся 50 получили 5 и 27 – 4, 19 человек
получили максимальный балл за часть С; больше
половины за эту работу получили 15 баллов и выше.
Ежегодно наши ребята становятся призерами и
победителями окружной олимпиады по русскому
языку и литературе, хотя они учатся в профильных
«экономических» и «юридических» классах.
Конечно, такого результата нельзя добиться в
течение одного года. Мониторинг дает возможность
осмыслить результаты экспериментальной
деятельности и скорректировать работу учителя в
дальнейшем. Мы думаем, что приводит к успеху при
изучении русского языка в средних и старших
классах планомерная работа с опорой на текст как
на ключевую единицу, ориентированная на
формирование коммуникативно компетентной
личности. Подготавливая к Единому
государственному экзамену, учитель использует
оптимальное содержание учебного материала на
всех этапах урока, чтобы создать развивающую
речевую среду, которая, с одной стороны,
обеспечивает выполнение всех актуальных учебных
задач, с другой – мешает превратить подготовку к
экзамену в элементарное натаскивание по
предмету.
Индивидуальный план учителя-экспериментатора
в течение учебного года включает разработку
следующих вопросов:
выразительное чтение как тест на понимание
текста и как средство создания развивающей
речевой среды;
создание на основе текстов, имеющихся в
учебнике, заданий в формате ЕГЭ (с выбором ответа,
с кратким и развернутым ответом);
разработка памяток для учащихся «Как начать
текст»;
работа над словарем выразительных языковых
средств;
отбор материалов для словарных диктантов с
учетом профиля выпускных классов;
разработка заданий речеведческого характера
как средство понимания текста;
комплексная работа с текстом как средство
подготовки к ЕГЭ.
Работа по этим направлениям дает возможность,
во-первых, интегрировать элементы межпредметных
курсов по русскому языку и литературе; во-вторых,
качественно улучшить базовые знания; и, наконец,
повысить общую филологическую культуру
старшеклассников и интерес к предмету. Так,
старшеклассники участвуют в
литературно-музыкальных гостиных, в школьном и
окружном конкурсе чтецов, посещают элективные
курсы по русскому языку.
Научный руководитель экспериментальной
площадки Т.М. Пахнова регулярно проводит
встречи, тематические семинары с членами
методобъединения. Таким образом, мы вовремя
получаем необходимую информацию, консультацию и
помощь: очень важно разобраться в специальной
современной литературе по предмету. В ходе
эксперимента углубляется культурологическая
направленность курса русского языка в средней и
старшей школе, обобщаются методические,
контрольно-измерительные материалы к учебнику
А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой для
10–11-х классов.
Мониторинг образовательного процесса в 2008/09
учебном году позволяет надеяться на достойные
результаты. Да и сама работа с детьми, чьи глаза
горят желанием познавать, не может не радовать
словесника. Опыт учителей-словесников нашей
школы вызывает интерес у коллег г. Москвы.
Хочется надеяться, что наша работа заинтересует
и других.
В.В. КИРИЧЕНКО,
школа № 1479,
Москва
|