КУЛЬТУРА РЕЧИ
Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН
ДРАМАТИЧНЫЙ или ДРАМАТИЧЕСКИЙ?
Если речь заходит о словах, которые звучат
чрезвычайно похоже, но различаются оттенками
значений, без дедукции и индукции не обойтись.
Чтобы правильно употребить паронимы – а именно
так называются слова-двойняшки, – нужно идти от
общего правила к конкретным случаям. Как,
например, понять: в драматичной мы оказались
ситуации или в драматической?
Драматическим, сообщает нам «Словарь
паронимов русского языка» Ольги Вишняковой,
может быть все, что относится к драме как роду
искусства. Театры бывают драматическими. В
них ставят пьесы – драматические
произведения. А в пьесах развитие сюжета
определяет драматический конфликт.
А кружок театральной самодеятельности –
драмкружок?
Он тоже драматический. Как и актерское
амплуа: драматический актер – это актер,
играющий в драме.
Впрочем, драмы не только играют на сцене, они
случаются и в жизни. И в литературе есть своя
скрытая драматургия. Если ее в произведении нет,
оно будет скучным и неправдоподобным, как
«народные романы», которые в свое время
критиковал Д.И. Писарев: «Романы из народного
быта рисовали и рисуют нам не столько характеры,
сколько положения. Если есть драматическая
борьба, то она замыкается в круг чисто внешних
происшествий».
Драматическим можно назвать и певческий
голос: сильный, несколько резкий по тембру, в
отличие от лирического. Драматический тенор, драматическое
сопрано – так говорят, когда хотят определить
фактуру голоса исполнителя. В рассказе
А.И. Куприна «Соловей» упоминаются обладатели
разных голосов – посетители модного курорта: «у
всех сопрано лирических, драматических и колоратурных…
был один неписаный, даже неуговоренный завет: все
они в течение курортного времени не издавали ни
одного звука; они избегали даже говорить громко,
ограничиваясь слабым томным полушепотом».
Драматичным может быть все, что содержит
элементы драматизма, напряженности, выражает
сильные, глубокие переживания, чувства. По радио
и в телевизионных информационных программах
часто передают драматичные новости. Кажется,
что ведущие этих программ искренне переживают,
когда их выпускают в эфир: будто сами были
участниками драматичных событий и
происшествий. А можно привести в этой связи
признание писательницы С.Алексиевич, автора
весьма драматичных повествований:
«Сформировал меня факт, сформировал меня
документ, жестокий, драматичный порой до
патологии, до ненормального».
Иногда драматичным называют и то, что
способно вызвать сопереживание. Вот как авторы
музыкального фильма об Алле Пугачевой «Пришла и
говорю» вспоминают о начале его создания, а
заодно и характеризуют свое детище:
«“Мосфильму” тогда очень требовался фильм с
хорошими кассовыми сборами. В меру лиричный. В
меру драматичный. В меру смешной. Что-то вроде
киношлягера “Москва слезам не верит”».
Но драматичным будет и то, что рассчитано на
эффект, что-то напыщенное: может, ничего и не
случилось, а человек входит в комнату с драматичным
видом, принимает драматичную позу, делает
какой-нибудь драматичный жест – и все уже
переживают за него, предчувствуя какую-то драму,
а на самом деле человек делает из мухи слона.
Давайте все же разберемся с ситуацией – драматическая
она или драматичная. В словаре есть указание:
с некоторыми словами эти два прилагательных
могут употребляться как синонимы: ситуация
или пауза могут быть и драматическими, и драматичными.
И все же тут есть кое-какое различие в значении: драматическими
они могут быть сами по себе, драматичными их
чувствует или представляет человек. Драматическая
ситуация или пауза возникает сама по
себе, а ситуацию драматичную кто-то создает
специально, да еще и паузу драматичную
выдерживает, чтобы все драматизм получше
прочувствовали.
Ольга СЕВЕРСКАЯ,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник ИРЯ РАН,
ведущая программы «Говорим по-русски!»
на радио «Эхо Москвы»
|