Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2009

Я ИДУ НА УРОК

 

Ожившая строка

(Экспрессивное использование причастий
в лирике Пушкина)

Чем завершить знакомство семиклассников с причастием? Провожу интегрированный урок «Экспрессивное использование причастий в художественном тексте (на материале лирики А.С. Пушкина). Почему я решилась? Почему Пушкин?

1. Многие словесники намеренно расширяют круг произведений Пушкина, изучаемых в школе. Я из их числа.

2. А.С. Пушкин – мой любимый поэт. Это поэт вечного пространства. Всегда поражает неистощимость его души.

Цели урока

1. Показать экспрессивные возможности и нравственно-эстетические функции причастия как части речи (на материале лирики А.С. Пушкина).

2. Раскрыть некоторые аспекты личности поэта, чистоту и благородство его души.

3. Развивать речь, мышление, фантазию учащихся, работать над обогащением их словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой.

Проводятся такие уроки нечасто, но регулярно. Ученики ждут их, серьезно к ним готовятся. В ходе подготовки к уроку были даны следующие групповые и индивидуальные задания:

1. Оформительской группе: а) найти репродукции картин О.А. Кипренского и В.А. Тропинина; б) сделать выставку открыток на книжке-раскладушке на тему «Русский пейзаж» и «Друзья моей души» (о друзьях Пушкина).

2. Группе исследователей творчества художников: а) прочитать искусствоведческий материал о портретах кисти Тропинина и Кипренского; б) подготовить краткую биографическую справку о Тропинине и о Кипренском; в) сравнить два портрета А.С. Пушкина (кисти Тропинина и кисти Кипренского).

3. Группе языковедов-экспертов: а) подготовить разъяснение слов: освященный, лингвистика, смиренно, орел (прямое и переносное значения), коварство, хранивший (прямое и переносное значения), экспрессивность, экспрессия и др.; б) составить таблицу слов-синонимов (к словам наморщенных (руках), уединенный (двор).

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

– Сегодня у нас урок-итог, урок-исследование, урок-праздник. Мы на него работаем давно. О причастии нам уже многое известно. Это форма глагола, менее всего свойственная бытовой, разговорной речи. Причастие является выразительным средством художественного стиля речи. Поэтому, подводя итоги по теме «Причастие», обратимся к лучшим образцам художественной речи – лирике А.С. Пушкина, постараемся раскрыть нравственно-эстетические функции этой части речи, насладиться звучанием слова, увидеть его образность, поэтичность и точность в художественном тексте. А встреча с творениями великого поэта – это всегда праздник.

II. Работа по упр. 242 (3-е предложение).

а) Чтение текста:

Кипренский и Тропинин – оба писали Пушкина. И оба – в 1827 году. Созданные ими портреты так же отличаются один от другого, как сами художники. А для нас это один Пушкин, по-разному увиденный. С портрета Тропинина смотрит человек, переживший прощание с казненными декабристами, отбывший семилетнюю ссылку, но не покорившийся злу;

б) разбор предложений;

в) морфологический разбор причастий.

Обращаем внимание на смысловую нагрузку трех причастий: отбывший ссылку; переживший прощание; не покорившийся злу. Три причастия, в которых выражена вся жизнь Пушкина. Это камертон нашей дальнейшей работы на уроке.

III. «Ожившая строка».

Оживим страницы учебника. Слушаем отчеты исследовательской группы по изучению творчества В.А. Тропинина и О.А. Кипренского.

1) Выступление – справка о художнике В.А. Тропинине.

2) Выступление – справка о художнике О.А. Кипренском.

Почему же Пушкин по-разному увиден этими художниками? Для того чтобы понять это, нужно заглянуть в душу поэта, а душа Пушкина – в его «заветной лире».

IV. Работа с эпиграфом (записан на доске).

«До Пушкина… еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты».

Н.Г. Чернышевский

V. Стихотворно-языковая работа по Пушкинской тетради.

(Отрывки из стихов поэта записывались в нее на протяжении изучения темы «Причастие».)

Дома ребята готовят лингвистический анализ выбранных строк. Каждый ученик читает свою работу, высказывает свое суждение: какую смысловую нагрузку несут причастия в тексте, как звучат, как «работают».

Основные вопросы:

– Почему причастие – особая форма? (Вводим понятие «глагольность определения»). Работаем над словом В.И. Даля о причастиях: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».

– Как вы понимаете слова М.В. Ломоносова: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»?

– Почему причастные формы чаще используются в художественной речи?

– Почему причастия являются средствами выразительности, эмоциональности?

Учитель. Там, где нужны пафос, обличительность, торжественность, там мы всегда встретим причастия… Но в обычной разговорной речи причастия редки. Об этом писал еще А.С. Пушкин: «Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и прочее – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

А.С. Пушкин, как отмечает в своих работах академик Л.В. Щерба, вообще любил эпитеты, соотносимые с глаголом. Докажите это на своих текстовых примерах.

VI. Выступления ребят.

а) Тема дружбы, братства, единения, родства (блок стихов: «19 октября», «Мой первый друг»).

Учитель. Пушкин воспел и возвысил два чувства: любовь и дружбу. Любовь и дружба – родник его поэзии. Дружбой освящена (иначе не скажешь) вся жизнь и вся поэзия Пушкина.

Словарная работа

Обращаем внимание на слово (кр. стр. прич. пр. вр.) – суффикс -ен-.

Полная форма – освященный – суффикс -енн-.

Значение по словарю Ожегова: освятить – сделать почитаемым, священным (ср.: Славное море – священный Байкал – дорогой, родной, вечный, чтимый).

– Сопоставьте причастия, близкие по звучанию, образованные от разных глаголов.

Свет —> осветивший <— осветить;

свято —> освятивший <— освятить.

– Как это характеризует Пушкина – человека, воспевшего, возвысившего и освятившего дружбу и любовь?

1. Ученик кратко рассказывает историю создания стихотворения «И.И. Пущину» и читает изумительные строки:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
когда мой двор уединенный,
печальным снегом занесенный,
твой колокольчик огласил.

Все, что касается прилагательных, а особенно причастий, имеющихся в тексте, обсуждаем: и почему друг бесценный? (что может быть бесценным?), и почему двор уединенный, печальным снегом занесенный? и т.д.

Эти эпитеты (прилагательные и причастия) выражают личное эмоциональное отношение поэта к определяемому предмету, помогают нам представить картину одиночества, тоски и уныния, в которых пребывал поэт, особенно в первые месяцы Михайловской ссылки.

2. Учитель.

Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я… Поэта дом опальный,
о Пущин мой, ты первый посетил.

А кто еще не побоялся навестить Пушкина в ссылке? Ученики читают отрывок из стихотворения «19 октября»:

И ты пришел, сын лени вдохновенный,
о Дельвиг мой: твой голос пробудил
сердечный жар, так долго усыпленный,
и бодро я судьбу благословил.

Вопрос. Какое благотворное действие произвела на поэта эта встреча?

Ответ. Дельвиг пробудил «сердечный жар, так долго усыпленный».

Здесь причастие, употребленное в переносном значении, служит средством создания художественного метафорического образа: разжег жар души, который тлел, т.е. вернул поэта к жизни, к действию, к творчеству.

Ученики читают строфу из «19 октября», посвященную учителям:

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
, за благо .

Вопрос. Почему наставникам, а не учителям? (От слова наставлять (на путь истинный); поучать).

Обращаем внимание на причастный оборот: хранившим юность нашу. Причастие употреблено в переносном значении (ср.: хранить продукты в погребе, деньги в сберкассе и… хранить юность, т.е. беречь, оберегать).

Не все профессора Лицея оставили большой след в духовном развитии Пушкина, но поэт ко всем без исключения обратил мудрые строки: «Не помня зла, за благо воздадим» (выход на «Деепричастие» – следующая тема).

б) Добрая муза поэта (блок стихов «Зимний вечер»; «Няне» и др.).

Ребята уже знают, как много значила в жизни А.С. Пушкина простая русская женщина Арина Родионовна. И какой любовью, нежностью, сыновней благодарностью наполнены строки, посвященные ей! В стихотворении «Зимний вечер» поэт хочет понять состояние няни, высказывает различные предположения, почему няне стало грустно:

Или бури завываньем
Ты, мой друг, ,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Обращаем внимание на причастие утомлена (страдат. прич. кр. формы прошедшего времени). «Бури завываньем ты, мой друг, » – страдает от завыванья бури.

В стихотворении «Няне» (знакомое с детства – читаем наизусть) удивительные определения – эпитеты, выраженные причастиями. Ими достигается полноценность возбуждаемой в воображении картины. Это… забытые ворота (давно их не открывали) и особенно:

И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Картина – зрительная! Мы видим эту старушку, которая вслушивается, вглядывается в «черный отдаленный путь» (далекий от нее), горюет, тоскует… Мы даже слышим ее вздохи, когда медлят спицы в ее наморщенных руках.

Вопрос. Какие синонимы вы подобрали бы к причастию наморщенных руках? (Натруженные, загрубевшие, шершавые, сморщенные и т.д.)

Одно причастие, а как много оно говорит о жизни этой женщины! Здесь отмечаем глагольность определения (признак, протекающий во времени). Можно привести пример из современной поэзии:

А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жесткие.
Руки, от стирки сморщенные,
слезами горькими смоченные,
качавшие, пеленавшие,
на победу благословлявшие.

(Вероника Тушнова)

Вопрос. Что сообщает этой речи особую эмоциональность?

Ответ. Обилие (каскад, можно сказать) точных эпитетов (прилагательных, причастий, причастных оборотов), которые, усиливая и подчеркивая друг друга, дают обобщающую характеристику русской женщине по описанию ее рук.

в) Картины природы, созданные поэтом (блок стихов «Осень»; «Зимнее утро»; отрывки из V и VII глав «Евгения Онегина»).

Вопрос. Какая любимая пора года Пушкина?

Ответ. Люблю я пышное природы увяданье,
              В багрец и золото одетые леса.

Стихотворение «Осень» (1833) уникально. По обширности содержания, яркости красок и поэтическому совершенству оно достойно занять одно из первых мест в лирике поэта.

Пушкин изобразил русский осенний пейзаж: застывший пруд, бегущий за мельницу ручей, промерзший дол, рощу, тихо роняющую багряный узор последней листвы.

Поэт хочет заразить нас своей любовью к осени. Осенью он лучше и больше всего писал, на него находило вдохновение. Ученик читает V и VI строфы стихотворения:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…

Идет осмысление прочитанного. В русской поэзии, наверное, нет образов, по впечатляющей силе равных развернутым пушкинским сравнениям. Посмотрим, какова роль причастий в этих сравнениях.

Соединяя в себе энергию русского глагола и описательную экспрессию прилагательного, причастие не только образно описывает предмет, явление, но и представляет его признак в динамике, в процессе его развития, изменения. Позднюю осень с «красою тихою, блистающей смиренно» он сравнивает с чахоточною девой.

На смерть ,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева.

Почему «красой, блистающей смиренно»? Осенняя природа, как и дева в чахотке, осуждена на смерть; иногда еще покажет свою красоту, но блистает ею уже смиренно, т.е. готова подчиниться чужой воле: природа – морозу, зиме, умиранию; дева – неминуемой гибели (чахотка в XIX в. была смертельной болезнью). «Журча, еще бежит за мельницу ручей» и «Улыбка на устах увянувших видна» – это жизнь (природы и девы), не умолкающая на пороге смерти. Какое сильное, впечатляющее сравнение, основанное на ассоциации известного с неизвестным, обозначающее нечто новое, еще не имеющее названия.

Причастиям обязаны своей красотой и великолепные картины зимней природы, созданные поэтом. Ученик читает описание наступления зимы (гл. V из «Евгения Онегина», строфы I, II):

Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор…
………………………….
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Стихотворение «Зимнее утро» (I и IV строфы) дает возможность показать удивительное сочетание таких традиционных, условно поэтических причастных выражений, как «сомкнуты негой взоры», с нарочито прозаическими – «трещит затопленная печь». При этом не только не нарушается единство художественного впечатления от стихов, но, наоборот, именно этим создается особая прелесть и выразительность стихотворения.

«Сомкнуты негой взоры». Задержимся на строчке и обратим свой взор на причастие сомкнуты. Что это такое? Сейчас ведь краткое причастие в предложении является всегда сказуемым. У Пушкина сомкнуты является определением к слову взоры. Но тогда почему сомкнуты, а не сомкнутые? Перед нами так называемое усеченное причастие, которое, как и усеченные прилагательные, было одной из излюбленных поэтических вольностей поэтов XVIII – первой половины XIX в. И встречаются они у Пушкина часто:

«Люблю я пышное природы увяданье…
И мглой волнистою покрыты (покрытые) небеса…»

(«Осень», 1833 г.)

«Судьбой им не даны ни мраморны (= мраморные) палаты,
Ни чистым золотом набиты (= набитые) сундуки».

(«К другу стихотворцу», 1814 г.)

«Гонимы вешними лучами» – уникальный отрывок для анализа (гл. VII «Евгения Онегина»). Здесь вслед за начальными стихами, в которых поэтически наглядно, словно на наших глазах, постепенно и развивается весна, идут размышления поэта о причинах того грустного чувства, которое всегда возникает у него при наступлении весны.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

Разговор об этой первой поэтической картине идет на фоне иллюстрации с картины Б.В.Щербакова «Вешние воды». Художник пишет, что картина навеяна пушкинскими строками: «Улыбкой ясною природа // Сквозь сон встречает утро года». Обратим внимание на самобытность олицетворений. Они придают особую наглядность пушкинским пейзажным зарисовкам. В данном случае можно привести слова великого Леонардо да Винчи: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».

Вопрос. Что мы видим и слышим?

Ответ. Снега, страдающие (тающие), гонимые лучами солнца, и огромный луг, который потоплен сбежавшими на него мутными ручьями. Картина прекрасной весенней распутицы. Наверно, величие Пушкина как поэта еще и в том, что даже нелюбимую пору года он описывает так, что для нас она становится любимой.

Далее идет анализ второй поэтической картины весны (из VII гл. «Евгения Онегина»). В ней, по-моему, разгадка этой нелюбви:

Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?

Философски осмысливая явления природы, смену времен года, Пушкин понимает, что в человеческой природе все иначе. Оживление природы напоминает ему об увядании собственной жизни, которая, к сожалению, не может оживиться, как природа. На этом контрастном осмыслении и строится его нелюбовь к весне. Но самое главное, что весною у Пушкина «чувства, ум тоскою стеснены» – нет творческого вдохновения. А труд для него – святыня, купель, в которой исцелялись язвы, восстанавливались расслабленные силы.

г) Тема творческого озарения (блок стихов: «Пророк»; «Поэт»; «К Языкову»).

Учитель читает первую строку стихотворения «Пророк»: «Духовной жаждою » (страд. прич. наст. вр. – краткое).

Словарь:

 

Вспомним: «Гонимы вешними лучами». Это снега гонимы (переносное значение), а может быть человек гонимый (переносное значение)?

Причастие гонимый (гоним) часто употребляется в лирике Пушкина: «Гонимый рока самовластьем» («В альбом»); «Всегда гоним, теперь в изгнанье влачу закованные дни» («К Языкову») – эти два кратких страдательных причастия настоящего времени (томим и гоним), я полагаю, определяют внутреннюю, душевную жизнь Пушкина.

Стихотворение «Поэт» (читает ученица).

Обращаем внимание на две контрастные картины состояния души поэта.

Вопрос. По какому признаку сравнивается душа поэта с пробудившимся орлом?

Ответ. Готовность к полету орла – прямое значение; готовность к полету творческой фантазии поэта – переносное значение. Можно вспомнить образ орла в стихотворении «Узник»: «вскормленный в неволе орел молодой». Пушкин говорит о нем: «мой грустный товарищ», потому что нельзя быть в неволе веселым, а этот орел прожил всю свою жизнь в неволе – «вскормленный в неволе». Одно причастие-определение, которое обозначает признак, протекающий во времени. Но как оно выразительно, экспрессивно! Орел тоже пленник, он вскормлен в неволе, но жажда свободы в нем так велика, что даже привычка к сытой, спокойной жизни не может заглушить желания вырваться из неволи («Давай улетим»).

Вопрос. Где еще Пушкин вспоминает эту гордую могучую птицу, которая не хочет клевать мертвечину?

Ответ. «Капитанская дочка»: Пугачев – сказка про орла. Миг свободы для этого орла дороже сотни лет, проведенных в неволе.

Приходим к выводу, что эти многочисленные сравнения с орлом у Пушкина неспроста. Поэт уподобляет себя этой могучей свободной птице, которая летает в поднебесье выше всех:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
парит неподвижно со мной наравне.

Поэт чувствует себя наравне с орлом в ощущении свободы полета, взмаха могучих крыльев, когда в нем пробуждается поэзия.

Учитель. Стихотворение про Поэта, человека со встрепенувшейся душой, Пушкин напишет в Михайловском. Там же, в деревне, он набросает свои раздумья о поэтическом творчестве: «Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображений… вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии».

• Согласны ли вы с этим утверждением?

• Бывали ли у вас минуты творческого вдохновения?

• Найдите строки стихов Пушкина, которые говорят об этом состоянии души.

Далее можно обратиться к портретам А.С. Пушкина кисти Кипренского и Тропинина (иллюстрации – на доске!).

1. Какую главную «мысль лица» запечатлел Кипренский в портрете?

2. Подумаем, каким стихам созвучен портрет Тропинина.

3. На какой картине Пушкин как пробудившийся (встрепенувшийся) орел?

Сравниваются и осмысливаются два портрета А.С. Пушкина.

Выводы

Московские художники (Тропинин и Кипренский), жившие в эпоху А.С. Пушкина, раскрыли, каждый по-своему, внутренний мир поэта. Кипренский изобразил Гения Русской Поэзии («себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»). Портрет Тропинина – это портрет человека, озаренного тем высоким творческим вдохновением, о котором размышлял Пушкин в стихотворении «Поэт».

Вот мы и «оживили» страницы учебника.

VII. Подведение итогов урока.

1. Оценка работы учащихся на уроке.

2. Выводы.

Причастие, соединяя в себе «имени и глагола силу», являясь емким, образным и выразительным средством, с успехом используется в художественном стиле речи. Участвуя в этой исследовательской работе, вы увидели, как А.С. Пушкин, ценя выразительную краткость причастий, использует их в своих произведениях.

Н.В. КОЛЕНЧИКОВА,
г. Минск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru