Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2009

Я ИДУ НА УРОК

 

10-й класс

Жанры публицистического стиля речи

(2 часа)

(А.И. Власенков. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи:учебник для 10–11-х классов образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006 )

 

Цели урока: а) познакомиться с многочисленными жанрами публицистического стиля речи, акцентировать внимание на очерке и устном выступлении; продолжить подготовку к презентации проекта;

б) развивать умения определять средства художественной выразительности, актуализированные в публицистическом стиле; обогатить словарный запас учащихся новой лексикой;

в) выработать навык взаимодействия в группе, умение проявлять такт, внимательность друг к другу.

Материальное обеспечение урока

Учебники: А.И. Власенков. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10–11-х классов образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006. Стр. 229–230, 248–249, 265–268.

Словари: С.И. Ожегов. Толковый словарь. М.: Русский язык, 1989.

Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2007.

Словарь иностранных слов. – 18-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1989.

Фрагменты фильма «Конкурс дикторов».

Электронные тренажеры для индивидуальной работы по орфографии.

Слайды для сообщения темы и определения ключевых понятий. Слайды-вопросы и слайды-ключи.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: групповая.

На предыдущем уроке было дано опережающее задание: прочитать информацию о публицистическом стиле речи и написать по выбранной теме воспроизводящее, исследовательское, информационное или творческое сообщение, включающее многие жанры публицистики (разного вида очерки, трактаты, фельетоны, памфлеты и т.д.). Деление на группы было произведено на предыдущем уроке в зависимости от выбранного способа презентации публицистического стиля речи. Определились четыре группы.

Технология урока: продолжение работы над проектом. Этапы: «Исследование. Анализ подготовленных к уроку материалов. Усвоение теоретических сведений, необходимых для проектной деятельности».

Первый урок.
Жанры публицистического стиля речи

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово преподавателя. Объявление темы и целей урока.

II. Разминки.

Задание 1. Орфоэпическая разминка.

1. Прочитайте памятку-слайд «Так легче запомнить».

2. Произнесите слова:

звонит, торты, включит, договор, квартал, банты, позвонит, созвонимся, бензопровод, обеспечение, средства, красивее.

Задание 2. Орфографическая разминка.

Мы запишем слова под диктовку и прокомментируем правописание, а шесть учеников выполнят словарную работу за компьютерами на оценку, т.к. они должны успеть выполнить больший, чем мы, объем работ.

1. Прочитайте памятку «Профессиональная лексика» с ключевыми словами.

2. Запишите слова под диктовку:

Помощник машиниста локомотива, вагонное хозяйство, входной светофор, маневровый тепловоз, аварийная сигнализация, пассажирские перевозки, скоростной маршрут, вагоноремонтный пункт, труженики стальных магистралей.

Задание 3. Лексическая разминка. Новое слово.

Какое словосочетание вносит диссонанс в профессиональную лексику? (См. список слов из задания 2: труженики стальных магистралей).

III. Подготовительное повторение. («Мозговой штурм»).

1) Формирование малых групп;

2) выбор в каждой группе руководителя, заместителя, определение времени, отводимого на проведение мозгового штурма;

3) формулирование проблемы;

4) генерирование идей;

5) отбор идей;

6) оценка идей;

7) рефлексия.

Новые сведения ученики должны получить в результате наблюдений.

Как вы думаете, можно ли выделить такие характерные черты, которые могли бы принадлежать только определенному стилю речи?

Для решения задачи группа «генераторов идей» в течение 10–15 минут выдвигает максимальное количество гипотез. Регламент на одну идею – 1 минута, доказательств не требуется. Идеи записываем на диктофон.

Существуют строгие границы между жанрами различных стилей речи. / Не существует строгих границ между стилями речи.

Публицистический стиль речи содержит характерные признаки многих стилей. / Нет, публицистический стиль содержит только ему присущие признаки, например, «призывность».

Публицистический стиль – это что-то среднее межу деловым и разговорным стилем.

Заполняем таблицу. К доске выходят по одному представителю от группы, они мелками определенного цвета заполняют столбцы в таблице.

Стиль речи Художест-
венный
Научный Деловой Разговорный Публици-
стический
Характерные черты Образность Логичность Фактогра-
фичность
Непринуж-
денность
Призывность
Жанры Роман

Повесть

Диссертация

Реферат

Докладная записка

Автобиография

Анекдот

Беседа

Очерк

Репортаж

Группа экспертов комментирует ошибки, объясняет, что повлияло на выбор неправильного варианта, отклоняет неверные гипотезы.

Вывод. Строгих границ между жанрами не существует. Особенности публицистического стиля предстоит исследовать в дальнейшей работе. Лучший из предложенных вариантов определения публицистического стиля речи записываем в тетради. Оцениваем гипотезы.

IV. Изучение нового материала. Жанры публицистического стиля речи.

1. Теоретические сведения из учебника, стр. 248. Определение очерка. Характерные особенности очерка. Устное выступление, слово преподавателя об особенностях устной речи. Жанры. Спич, реклама, беседа, адвокатская речь, экспромт.

2. Фрагмент из учебного фильма «Конкурс дикторов». Определение жанра устного выступления.

3. Работа с учебником, стр. 268, упражнение 438. Читаем. Анализируем. Выделяем художественные средства устной речи.

4. Закрепление.

Дайте коротенькое определение жанра:

путевой очерк, проблемный очерк, портретный очерк, памфлет, фельетон, спич, рецензия (на что?), отзыв (о чем?), реклама, интервью, репортаж, эссе, трактат, аннотация, письмо.

5. Домашнее задание.

Внимательно прочитайте информацию о публицистическом стиле речи (учебник, стр. 248–276) и продолжите работу над воспроизводящим, исследовательским, информационным или творческим сообщением по выбранной теме.

Второй урок. Практикум (конспект)
Путевой очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк

Цели урока:

а) в процессе работы над проектами ученики должны научиться ориентироваться в многочисленных жанрах публицистического стиля речи; продолжить подготовку к презентации проекта;

б) продолжить работу по развитию правильной речи; развить умения исследования при работе с газетами и журналами;

в) в процессе работы учеников с газетными публикациями о лучших железнодорожниках способствовать укреплению интереса учеников к выбранной профессии; воспитывать речевое чутье и культуру устной речи.

Материальное обеспечение урока

Словари: С.И. Ожегов. Толковый словарь. М.: Русский язык, 1989.

Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2007.

Словарь иностранных слов. 18-е изд., стереотип. М.: Русский язык. 1989.

Тетради учащихся с сочинениями и подготовленными газетными и журнальными публикациями, сообщениями разных типов.

Банк домашних заданий разного типа с учетом индивидуальных особенностей учащихся: воспроизводящие задания, исследовательские, творческие и др.

Электронные тренажеры для индивидуальной работы по орфографии.

Слайды для сообщения темы и определения ключевых понятий. Слайды-вопросы и слайды-ключи.

Форма урока: групповая.

На предыдущих уроках было дано опережающее задание: продолжить работу по систематизации информации о публицистическом стиле речи и написать по выбранной теме воспроизводящее, исследовательское, информационное или творческое сообщение, включающее многие жанры публицистики (разного вида очерки, трактаты, фельетоны, памфлеты и т.д.). Деление на группы было произведено на предыдущем уроке в зависимости от выбранного способа презентации публицистического стиля речи. Определились четыре группы.

Технология урока: продолжение работы над проектом. Этапы: «Исследование. Анализ подготовленных к уроку материалов. Обсуждение внутри группы макета проекта и формы представления результатов»; «Презентация. Обсуждение. Оценка».

I. Планирование деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспроизводящие, исследовательские, творческие и др. работы).

Проверяем домашние заготовки.

I группа приготовила материалы из газеты железнодорожников «Гудок» и районной газеты «Думский вестник».

• Портретный, событийный и проблемный очерки (газетные публикации учащихся ПУ № 44).

II группа представила фрагменты собственных сочинений.

• Путевой очерк (сочинение учащегося).

• Проблемный очерк (сочинения учащихся).

• Очерк-зарисовка (сочинение учащегося).

III группа воспользовалась интернет-распечатками статей разных жанров.

IV группа выписала определения публицистических жанров из энциклопедий, справочников и учебников.

• Трактат, эссе, аннотация, очерк,

II. Осуществление деятельности.

Переходим к исследовательской работе (1-я и 3-я группы).

Работаем с газетными и журнальными публикациями (учащимся предложены подшивки газет и журналов), со словарями и учебником.

Все группы получили задание наиболее полно, грамотно, интересно и оригинально представить жанры публицистики.

Алгоритм работы: дать определение жанру, подобрать текстовые примеры, доказать принадлежность к публицистическому жанру.

Материальное обеспечение исследования. Используем домашние заготовки, для информационной поддержки можем воспользоваться любой литературой, слайдами с определениями.

Готовим творческую работу (2-я группа).

Представляем жанры публицистики примерами из авторских сочинений.

Работаем над информационным проектом (4-я группа).

Работаем с теоретическим материалом. Интернет. Энциклопедии. Справочники. Учебники.

III. Обсуждение работ внутри группы. Почему были представлены выбранные жанры? В каком жанре лучше всего было бы написать о производственной практике? Чье сочинение лучше представить в проекте? Какая группа должна представить наиболее полное определение жанра? Самое эмоциональное? Образное? Самое спорное?

IV. Презентация проекта.

Обсуждаем способы решения проблемы и результаты.

Выводы. Наиболее полный информационный проект. Наиболее эмоциональный и образный творческий проект второй группы.

Самый спорный проект, полученный из интернет-распечаток.

Самый результативный и полный исследовательский проект у первой группы. Исследование газетных и журнальных статей позволило представить наиболее достоверно и полно основные публицистические жанры.

V. Домашнее задание. 1. Напишите сочинение в любом публицистическом жанре. 2. Альтернативное задание. Оформите групповой проект в виде реферата, интернет-странички, статьи в газету. Приветствуются сочинения для газеты железнодорожников «Гудок». Консультации у второй группы.

О.В. ПРЯДИЛЬНИКОВА,
ПУ № 44,
г. Уфа

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru