Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2009

Я ИДУ НА УРОК

 

10-й класс

 

Основные признаки научного стиля речи

Урок был разработан для учащихся 10-го класса физико-математического лицея при МИФИ в 2006 г. Состав класса – 15 учеников, что позволяет продуктивно работать по группам из 5 человек.

1. Домашнее задание к уроку (прочитать параграф «Основные признаки научного стиля речи» по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», стр. 202–204).

2. Проверка домашнего задания к уроку; постановка цели урока. На прошлом уроке мы говорили об особенностях функционирования разных стилей речи.

Сейчас давайте вспомним, что значит:

1) цели использования научного стиля речи (сообщение научных сведений, объяснение научных фактов);

2) условия использования (официальная обстановка: устная и письменная форма);

3) жанры научного стиля речи (доклад, статья, диссертация, учебная литература).

Сегодня мы остановимся на научном стиле речи: на примерах конкретных текстов изучим основные признаки научного стиля речи (записываем тему на доске и в тетради).

Дома вам нужно было определить признаки научного стиля (Вспоминаем, записываем на доске, оставляя промежутки для примеров): 1) логичность, 2) точность, 3) обобщенность, отвлеченность, 4) объективность.

Как вы понимаете логичность? (Запись на доске рядом с характеристикой логичность: композиционная стройность, последовательность изложения мысли (вступление, тезис, аргумент, выводы). Какие слова сопутствуют логичному, последовательному изложению текста? (Дописываем на доске – лексические средства: сначала, прежде всего, затем, так, во-первых, во-вторых, так как, потому что, поэтому, следовательно, итак).

3. Анализ композиции текста научного стиля речи.

Задание 1. Запишите под диктовку разрозненные предложения:

(1) Бурный рост науки и техники вызывает острую необходимость в наименованиях новых явлений и понятий. (2) Так, в начале XX века возникла радиотехника, в 30-е годы – ядерная физика, в 50-е годы – химия синтетических волокон. (3) Научно-техническая терминология является самой подвижной, гибкой и быстро изменяющейся частью общенародной лексики. (4) На глазах одного поколения возникли новые науки, созданы новые отрасли техники и целые системы терминологий. (5) Новое требует себе имени, точного и определенного, и в разных языках тысячи специалистов создают имена научных понятий и явлений – термины. (6) Появились такие перспективные науки, как теория информации, кибернетика и бионика1.

В какой последовательности эти предложения образуют текст? (3, 1, 4, 2, 6, 5.)

Восстановите текст. Определите, в каких предложениях содержится тезис (3, 1), в каких – аргументы (4, 2, 6, 5).

Как вы думаете: какие тексты представляют собой идеал логичности? (Математические.)

4. Анализ лексических особенностей текстов научного стиля: точности, обобщенности, отвлеченности.

Научные математические тексты еще представляют и идеал точности. С помощью каких слов в текстах научного стиля речи достигается максимальная точность? (Однозначные слова, термины – записываем на доске рядом с характеристикой точность.)

Задание 2. Прочитайте текст (по раздаточному материалу):

Эквивалентность множеств. Устанавливая взаимно однозначное соответствие между теми или иными бесконечными множествами и натуральными числами, мы пришли к понятию счетного множества.

Ясно, что аналогичным приемом можно сравнивать множества не только с множеством натуральных чисел; этот способ позволяет сравнивать между собой любые два множества. Введем следующее определение.

Определение. Два множества М и N называют эквивалентными (обозначение M и N), если между их элементами можно установить взаимно однозначное соответствие.

Понятие эквивалентности применимо к любым множествам, как конечным, так и бесконечным. Два конечных множества эквивалентны между собой тогда (и только тогда), когда число элементов у них одинаково. Определение счетного множества можно теперь сформулировать следующим образом: множество называется счетным, если оно эквивалентно множеству натуральных чисел.

Ясно, что два множества, эквивалентные третьему, эквивалентны между собой; в частности, все счетные множества эквивалентны между собой.

Понятие мощности множества. Если эквивалентны между собой два конечных множества, то они состоят из одинакового числа элементов. Если же эквивалентные между собой множества М и N произвольны, то говорят, что М и N имеют одинаковую мощность. Таким образом, мощность – это то общее, что есть у всех эквивалентных между собой множеств. Для конечных множеств понятие мощности совпадает с привычным понятием числа элементов множества2.

Работа с текстом.

– Обратите внимание на глаголы в тексте (позволять, установить, ввести, прийти). Чем отличается значение этих глаголов в научном стиле от обычного употребления? (Для того, чтобы ответить, нужно составить словосочетания или подобрать синонимы, посмотреть значения слов в толковом словаре):

установить = установить агрегат, расписание, связь;

ввести в дом, в эксплуатацию, в курс дела, в практику;

позволить = разрешить, дать возможность.

Вывод: глаголы в научном стиле используются в самом общем, абстрактном значении.

– Подчеркните в тексте математические термины (множество, мощность, эквивалентные множества, элементы множества, бесконечное множество, счетное множество, взаимно однозначное соответствие, натуральные числа). Знакомы ли вам они? (Старшеклассникам должно быть знакомо большинство терминов, исключение составляет термин мощность множества, которому дается определение в тексте.)

– О чем свидетельствует использование существительных мощность, множество во множественном числе? (Об абстрактном, обобщенном значении.) Добавляем к записям на доске и в тетради по признаку обобщенность, отвлеченность примеры глаголов и существительных с отвлеченным, абстрактным значением.

– Почему некоторые термины в тексте все время повторяются? (Нет синонимических замен.) Дописываем на доске рядом с признаком точность: повтор терминов.

– Скажите, обратившись к собственному опыту: какие термины повторялись в ваших исследовательских работах?

Мы говорили о математической терминологии (совокупность терминов в области одной науки). А сейчас мы вспомним термины из других наук.

Задание 3 (работа по группам со словарями и энциклопедиями). (Для всего класса.) Посмотрите список терминов (раздаточный материал или предъявление списка, заранее записанного на доске):

антоним, гипербола, дактиль, композиция, лексическое значение, метафора, синтаксис, множество, термин, префикс, функция, натуральное число.

– Выпишите математические (гипербола, множество, функция, натуральное число), лингвистические (антоним, лексическое значение, синтаксис, термин, префикс) и литературоведческие термины (гипербола, композиция, дактиль, метафора).

– Какие слова имеют разное терминологическое значение в разных науках? (Гипербола в математике и в литературоведении.)

Класс делится на три группы. Задание группам: посмотрите значение терминов по справочным материалам, обратите внимание на происхождение терминов.

Задание выполняется и обсуждается в группах. Учитель координирует работу.

Проверка работы (устно): участники каждой группы зачитывают список терминов, дают определения одного-двух (на выбор), комментируют наблюдения, связанные с происхождением терминов. Затем в тетради кратко записывают основные свойства термина: 1) наличие определения (дефиниции); 2) однозначность, отсутствие синонимов в пределах одной науки; 3) стилистическая нейтральность, отсутствие экспрессии.

5. Обратимся к последней особенности научного стиля речи – объективности. Что способствует подтверждению объективности информации? (Неопределенно-личные, определенно-личные и безличные предложения, использование местоимения мы (авторское «мы») вместо я, апелляция к объективным данным – численным показателям.)

Задание 4. Приведите примеры объективности из текста упражнения 346 (стр. 208–209).

6. Завершение урока, задание на дом.

Перечислите и охарактеризуйте основные признаки научного стиля речи, которые мы разобрали на уроке.

Домашнее задание. Учебник, упр. № 346, стр. 208 + теоретический материал урока.

Литература

1. Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 7-е изд., дораб. М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2001.

2. Капанадзе Л.А. Проблемы изучения научно-технической терминологии. // в кн.: Голоса и смыслы. Избранные работы по русскому языку. М., 2005.

3. Колмогоров А.П., Фомин С.В. Элементы теории функций и функционального анализа. М., 1968.

4. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

5. Математический энциклопедический словарь. М., 1988.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 2003.

7. Энциклопедический словарь юного литературоведа. 2-е изд. М., 1998.


1 Капанадзе Л. Проблемы изучения научно-технической терминологии. // в кн.: Голоса и смыслы. Избранные работы по русскому языку. М., 2005. С. 40.

2 Колмогоров А.Н., Фомин С.В. Элементы теории функций и функционального анализа. М., 1968. С. 17–20.

С.В. АБРАМОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru