Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2009

Я ИДУ НА УРОК

 

5–й класс

Загадки синтаксиса

Программа В.В. Бабайцевой

Загадка мала, но в ней все признаки настоящего огня.
М.А. Рыбникова

Цели:

1. На материале загадок как жанра фольклора попытаться отгадать загадки синтаксиса.

2. Обратиться к одному из разделов русского синтаксиса – учению о грамматической основе предложения.

3. Развивать образное и логическое мышление учащихся.

Оборудование:

1. Текст сказки о главных членах предложения.

2. Слайды для интерактивной доски.

3. Портрет В.И. Даля.

4. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

ХОД УРОКА

I. Работа по новой теме.

1. Словарно-орфографическая работа с загадками (слайд) как введение в тему.

Прочитайте и отгадайте загадки.

Словарно-орфографическая работа с загадками

1. В тесной избушк_ ткут х_лсты старушки.

2. В ногах полза_т, а за пятку хв_та_т.

3. Лежит брус во всю Русь, а стан_т – до неба д_стан_т.

4. В ма_ месяц_, по восьмой тысяче, родился конь крылатый, не б_ится царя в палат_.

5. Р_дился, не крестился; умер, не спасся, а Христа н_сил.

– Понравились ли вам загадки и почему? (Своей необычностью и поэтичностью.) А каковы же отгадки? (1. Пчелы; 2. Змея; 3. Дорога; 4. Комар; 5. Ослик.)

– Эти загадки взяты из четырех томов «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. (Учитель показывает портрет русского лексикографа и один из томов его собрания.)

– Более подробно с Далем и его наследием мы познакомимся на занятиях кружка «Юный лексикограф».

– Вставьте пропущенные буквы, объясните эти орфограммы в загадках. (Ученики поочередно выходят к интерактивной доске и выбирают нужную букву, комментируя ее.)

– Что представляют собой эти загадки с точки зрения языка, синтаксиса? (Это предложения.)

– Докажите, что каждое из них является предложением. (Содержит сообщение, в устной речи характеризуется интонацией конца предложения, в письменной речи – знаками препинания в конце предложения, имеет грамматическую основу.)

– Итак, важнейшим признаком предложения является наличие грамматической основы. И сегодня на уроке на материале загадок как жанра фольклора мы попробуем отгадать загадки синтаксиса, обратившись к одному из его разделов – учению о грамматической основе предложения. Запишите тему урока и эпиграф, который содержит главную мысль занятия.

2. Работа с эпиграфом.

Учитель читает его вслух, дети объясняют смысл высказывания фольклориста М.А. Рыбниковой.

– Я надеюсь, что настоящий огонь мы высечем своими знаниями, умением мыслить на уроке.

3. Составление синонимического ряда.

– Подберите синонимы к термину «грамматическая основа предложения», оформим этот ряд слов (грамматическая основа – главные члены предложения – подлежащее и сказуемое). В лингвистике грамматическая основа называется и по-другому – синтаксической основой.

– Почему подлежащее и сказуемое названы главными членами предложения? (На них, как на фундаменте, держится предложение. И неслучайно грамматическая основа – это уже предложение.)

4. Повторение ранее изученных сведений о главных членах предложения.

– На какие вопросы отвечает подлежащее?

– Какими частями речи оно может быть выражено?

– На какие вопросы отвечает сказуемое?

– Какой частью речи чаще всего оно выражено?

5. Знакомство со сказкой о подлежащем и сказуемом (с демонстрацией слайдов).

СКАЗКА О ГЛАВНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В стране Предложение жили король Подлежащее и королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко оставались в одиночестве. Но занятия у них были разные.

Король Подлежащее отвечал на вопросы кто? и что? А королева Сказуемое была болтушкой и сразу отвечала на много вопросов: что делает? каков? (какой?) кто таков? что такое?

И одевались они тоже по-разному.

Король Подлежащее любил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, реже надевал плащ из цельного словосочетания.

А королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, иногда из краткого прилагательного, из имени существительного в именительном падеже, из полного прилагательного, реже – из других частей речи. (Слайд)

6. Работа над содержанием сказки.

– Понравилась ли вам сказочная история о главных членах предложения?

– Что нового о подлежащем и сказуемом вы узнали из сказки? (Многообразие способов выражения их.)

– А сейчас соединим сведения о подлежащем и сказуемом из сказки с материалом § 17.

7. Работа с учебником.

Первоначальное самостоятельное чтение учащимися параграфа, фронтальная беседа по теории:

– Дайте определение подлежащего. На какие вопросы оно отвечает? Чем обычно выражено?

– Представим полученные сведения о подлежащем с помощью слайда. Эту таблицу оформим в тетрадь. (Слайд)

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

1. Существительное в именительном падеже.

Стоит Антошка на одной ножке.

2. Местоимение в именительном падеже.

Кто на себе свой домик носит?

3. Цельное словосочетание.

Есть, ребята, у меня два серебряных коня.

– Дайте определение сказуемого. На какие вопросы оно отвечает? Какие имеет способы выражения? Продолжим с помощью слайдов работу по заполнению таблицы. (Слайды)

СКАЗУЕМОЕ

1. Глагол.

Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.

2. Краткое прилагательное.

На травинке солнце бьется,
С ветерком на небо рвется.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.

3. Существительное в именительном падеже (постановка тире).

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для меньшей –
Темница.

4. Полное прилагательное (находится после подлежащего).

Хвостище длинный, волосище рыжий.

8. Эксперимент.

– Эксперимент – это научный опыт. Проведем его со знаменитой фразой академика Льва Владимировича Щербы.

Запишем это предложение: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка».

– Бессмысленная фраза? Как будто да. Но все же мы ее в какой-то степени понимаем.

– Что же позволяет нам это делать? (Грамматика, грамматическая основа предложения. Куздра – это предмет речи, подлежащее, а будланула и кудрячит – сказуемые, рассказывающие о подлежащем.)

Мы доказали, проведя эксперимент, что синтаксический анализ может быть независимым, автоматическим, что грамматическую основу предложения можно найти без опоры на значение составляющих ее слов, только с учетом грамматических свойств.

II. Итоговая часть занятия.

1. Домашнее задание.

Для всех – таблица в тетради, § 17.

Разноуровневые письменные задания по желанию учащихся: 1-й уровень – упражнение 176; 2-й уровень – выписать из русских народных сказок примеры на каждый способ выражения подлежащего и сказуемого.

2. Заключительное слово учителя.

Русский язык неизмеримо богат, разнообразны его тайны. Я надеюсь, что сегодняшнее знакомство с грамматической основой предложения поможет вам в дальнейшем отгадывать с успехом великое множество и других языковых загадок.

Н.А. ЯНЦЕР,
Кулундинская средняя
общеобразовательная школа № 2,
Кулундинский р-н,
Алтайский край

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru