МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
9-й классОсложненное списывание(Дидактический материал для повторения
|
ИНСТРУКЦИЯ 1. Внимательно прочитайте текст 2–3 раза. Докажите, что это текст. 2. Объясните смысл названия миниатюры. 3. Определите тему и основную мысль, стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ. 4. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. 5. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их. 6. Попытайтесь объяснить авторскую пунктуацию. 7. Произведите на материале текста разные виды разбора. |
Я бросил в к_стер гнилое бревнышко (не)досм_трел что изнутри оно густо населе(н, нн)о муравьями.
Затр_щало бр_вно вывал_ли муравьи и в отч_яньи забегали (по)верху и к_режились сг_рая в плам_ни. Я зац_пил бревнышко и отк_тил его на край. Теперь муравьи многие сп_сались – бежали на песок на с_сновые иглы. Но странно они (не)убегали от к_стра. Едва пр_одолев свой ужас они заворач_вали кружились и – какая(то) сила вл_кла их назад к п_кинутой родине! – и были многие такие кто опять взбегали на г_рящее бревнышко м_тались по нему и погибали там…
Мы п_лили др_ва взяли вязовое бревно – и вскрикнули с тех пор как ствол в прошлом году срезали и т_щили трактором и распил_вали его на части и к_дали в баржи и кузовы и накат_вали в штабели и свал_вали на землю – а вязовое бревно (не)(с,з)далось! Оно пустило из себя свежий зеленый р_сток – целый будущий вяз или ветку (густо)шумящ_ю.
Уж бревно пол_жили мы на козлы как на плаху но (не)решались врезат_ся в шею п_лой как(же) п_лить его? Ведь оно то(же) жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить – больше нас!
Во дв_ре у нас один мальчик держ_т песика Шарика на цепи, – кутенком его пос_дил, с детства.
П_нес я ему однажды кури(н,нн)ые кости еще теплые п_хучие а тут как раз мальчик спустил б_днягу побегать по двору. Снег во дв_ре пушистый обильный Шарик меч_тся пры(ш,ж)ками как заяц то на задние ноги то на передние, из угла в угол, и морда в снегу.
Подб_жал ко мне л_хматый меня опрыгал кости понюхал – и прочь, брюхом по снегу!
Не надо мне мол ваших к_стей дайте только свободу!..
На восход_ солнца выбежало тридцать мо-л_дцов на поляну ра(с,сс)тав_лись вразрядку все лицом к солнцу и стали наг_баться пр_седать кланяться л_житься ниц прост_рать руки воздевать руки запрокид_ваться с колен. И так – четверть часа.
(Из)дали можно было представить что они мол_тся.
(Н_)кого в наше время (не)уд_вляет что человек каждодневно служ_т т_рпеливо и вн_мательно телу своему.
Но оскорбле(н,нн)ы были бы если бы так служил он своему духу.
Нет это не м_литва. Это – зарядка.
Ночью был дождик и сейчас переход_т по небу тучи изре(д,т)ка брызн_т слегка. Я стою под яблоней отцв_тающей – и дышу. Не одна яблоня но и травы вокруг сочают после дождя – и нет названия тому сладкому духу который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми легкими ощ_щаю аромат всею грудью дышу дышу, то с открытыми глазами то с закрытыми – не знаю как луч(?)ше.
Вот, пожалуй та воля – та единстве(н,нн)ая но самая дорогая воля которой л_шает нас тюрьма: дышать так дышать (з,с)десь. (Н_)какая еда на земл_ (н_)какое вино ни даже поцелуй жен(?)щины (не)слаще мне этого воздуха этого воздуха напое(н,нн)ого цветением сыростью свежестью.
Пусть это только крохотный садик (з,с)жатый звери(н,нн)ыми клетками (пяти)этажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоц_клов завывание р_диол бубны громкоговорителей. Пока можно еще дышать после дождя под яблоней – можно еще и пожить!
А.И. Солженицын. Рассказы.
М.: Центр, Новый мир. 1999
Г.В. ИВАНОВА,
Самарская обл.