МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
6-й классПравописание корней с чередованием гласныхДидактический материал
I. ПОВТОРЕНИЕ. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система. На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал. ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы. 1-я группа Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):
Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок: Заря. В небе разгораются зарницы. На берегу горит костер. Ивы наклонились над озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок. 2-я группа Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:
рос раст ращ росли растение выращены Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас-! 3-я группа Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:
Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание; кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».
4-я группа Написание гласной в корне зависит от значения слова -равн- – -ровн-
Исключения: равнина (это ровное, а не равное чему-то место, но пишется -а-). Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно), уровень (отметка, равная какому-то значению), поровну (на равные доли). -мак- – -мок-
-скак- – -скоч-
Исключение: скачок. Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-, -скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу. Новый материал объединен в таблице. (На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.) III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий: 1) В слове поставьте ударение; 2) выделите корень; 3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы; 4) подчеркните гласную в корне.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения. Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек. Вариант II: осложненное списывание Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм. Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму. Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости. Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал». КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами. Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать. Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер, Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя. IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ Вариант I 1. В каком слове пишется буква а? а) Заг_реть; б) обг_ревший; в) приг_реть; г) выг_рки. 2. В каком слове пишется буква о? а) З_рница; б) з_ревать; в) з_ря; г) з_рево. 3. В каких словах пишется буква о? а) Накл_ниться; б) кл_няться; в) покл_няться; г) скл_нение. 4. В каких словах пишется буква а? а) Пл_вчиха; б) попл_вок; в) пл_вец; г) пл_вуны; д) жук-пл_вунец. 5. В каких словах пишется буква о? а) Вым_кнуть под дождем; б) вым_кать в воде; в) пром_кательная бумага; г) вым_кать все чернила; д) м_кать вареник в сметану. 6. В каких словах пишется буква а? а) Подр_внять; б) р_внение; в) р_внять (дорожки); г) р_вномерный; д) р_вновесие. 7. В каких словах пишется буква а? а) Оз_рять; б) пл_вучий; в) покл_ниться; г) приг_реть; д) подр_внять. 8. В каком ряду буква о пишется во всех словах? а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить; б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить: в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться; г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки; д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать. 9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска? а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку. б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии. в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу. г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга. 10. В каких словах пишется буква е? а) Поч_тать книгу; б) подн_маться; в) бл_стать; г) подст_лить; д) обж_г. Вариант II (для старшеклассников) 1. В каких словах пишется буква а? а) Подр_стковый; б) р_сток; в) Р_стислав; г) выр_стить; д) нар_щение. 2. В каких словах пишется буква о? а) ск_кать; б) выск_чка; в) ск_чок; г) ск_чу; д) подск_чить. 3. В каких словах пишется буква а? а) Предл_гать; б) пол_жение; в) прил_гательное; г) предл_жение; д) пол_г. 4. В каких словах пишется буква о? а) Прик_сновение; б) к_са; в) к_сательная; г) к_сание; д) к_саться. 5. В каком слове пишется буква е? а) Соб_раться (в экспедицию); б) ст_ральный порошок; в) душеразд_рающий (крик); г) ум_ротв_рение; д) прот_реть (глаза). 6. В каком слове пишется буква е? а) Бл_стательный (дебют); б) п_рующие (студенты); в) зап_раться на ключ; г) расст_лающийся туман; д) бракосоч_тание. 7. В каких словах пишется буква о? а) Водор_сли; б) выр_щенный; в) к_снуться; г) подск_чить; д) распол_гаться. 8. В каких словах пишется буква и? а) Прод_рется (сквозь заросли); б) выб_рите корень; в) заж_гательная (речь); г) (устойчивое) словосоч_тание; д) прим_ряющий костюм. 9. В каком ряду буква а пишется во всех словах? а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать; б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль; в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться; г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться; д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь. 10. В каком ряду буква и пишется во всех словах? а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет; б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть; в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться; г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться; д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т. 11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка? а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась. б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак. в) Он долго выбирал поплавок и блисну. г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба. д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было. Т.В. РЕБЯЗИНА, |