Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2009

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Копилка интересных текстов

Много лет я выписываю и читаю газету «Русский язык», использую публикуемые материалы на уроках.

В школе преподаю русский язык и литературу 34 года. Всегда училась и продолжаю учиться преподавать. В своей работе совмещаю традиционные формы с новаторскими приемами, опираюсь на собственный опыт и заинтересовавшие меня авторские методики.

Одна из задач учителя русского языка – привить ученику культуру ведения тетради, обращая внимание на все. Так появилась дополнительная тетрадь – «Изюминки».

Ставим следующие задачи:

• добиваться каллиграфического письма;

• развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

• развивать устную и письменную речь.

Договорились с ребятами, что «лицо» тетради – обложка с рисунком, выполненная учеником, должна нравиться.

Каждый ученик записывает в тетрадь небольшое по объему, но интересное по содержанию предложение, с 7-го класса – небольшой текст. Пишет, выводя каждую букву, правильно делая соединения. На первом листе «Изюминки» дается образец каллиграфического письма. Избежать «косноязычия» помогут классические образцы художественной речи, которые покажут ученикам красоту и богатство русского языка. Все интересные находки либо из художественной литературы, либо из периодической печати. К концу года это целая копилка. Предлагается различная тематика: «Осень щедра дарами», «Пришла осень в мою станицу», «Зимние забавы», «Рождественские каникулы», «Мамин праздник» (5–6-е классы), «Добрые глаза человека», «В ней есть душа», «Красота спасет мир» (7–8-е классы). Собранный материал используется школьниками в сочинениях. «Изюминку» успеваю посмотреть до звонка на урок, реже – на уроке. Выбираю интересное предложение или текст. Его можно выразительно прочитать или записать на доске, предложив выполнить задания:

1) сделайте синтаксический разбор одного из предложений;

2) выпишите словосочетания и разберите их;

3) сделайте морфологический разбор, указав часть речи;

4) найдите и выпишите слова, где встречается, предположим, звук [т’] (назовите любой звук);

5) обозначьте морфемы, из которых состоят подчеркнутые слова.

Трудно перечислить все случаи, когда могут пригодиться эти тексты. Десятки раз «срабатывают» они в качестве примеров к тому или иному правилу. «Сработают», потому что отобраны образцовые тексты, а не примитивные примеры, над которыми даже дети смеются.

После урока «Изюминки» беру на тщательную проверку. Отмечаю на полях неудачные примеры, замечаю малейшие успехи, пишу слова благодарности: «Молодец». «Спасибо». «Умница». «Вижу – стараешься». «Попробуй написать лучше». Обращаюсь к тем, кто не постарался: «Выводи каждую букву». «Не торопись». «Постарайся, у тебя обязательно получится».

Оценку ставлю разными цветами – красным, зеленым, черным, они говорят сами за себя.

Конечно, создание такой тетради требует дополнительной работы учителя, но все окупится, если дети станут каллиграфически и грамотно писать, оценят богатство нашего языка.

Т.Т. ФОМЕНКО,
школа № 30,
станица Нововеличковская,
Динской р-н,
Краснодарский край

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru