Я ИДУ НА УРОК
7-й классСоюз. Понятие о союзе(Урок с применением компьютерных технологий)Урок по программе В.В. БабайцевойЦели урока: расширить, углубить знания по теме «Союз», сформировать полное представление о союзе как о части речи, выяснив ее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; выработать умения классифицировать союзы по составу, по значению; правильно употреблять союзы в синтаксических конструкциях. ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! На предыдущих уроках мы подробно изучили предлоги. А сегодня нас ждет встреча с еще одной служебной частью речи – союзом. Мы выясним значения союзов, их морфологические признаки, синтаксическую роль; узнаем, на какие группы делятся союзы. Работать будем в парах, используя компьютерную презентацию. 2. Работа на компьютере с презентацией. 1-й слайд Дорогой друг! Ты уже познакомился с такой частью речи, как предлог. Сегодня мы начнем изучать еще одну служебную часть речи, которая называется союз. 2-й слайд Меню выбора. 1. Союз как часть речи. 2. Сочинительные союзы. 3. Подчинительные союзы. 4. Правописание союзов. 3-й слайд Виды программ. • Обучающая. • Тренировочная. • Проверочная. – Ребята, давайте познакомимся с основным материалом обучающей программы. Нажмите клавишу «пробел», и перед вами откроется опорный конспект по теме «Союз как часть речи». 4-й слайд Понятие о союзе
5-й слайд По строению союзы бывают
6-й слайд По значению союзы бывают
7-й слайд Сочинительные союзы
8-й слайд Подчинительные союзы
9-й слайд Правописание союзов
3. Беседа по опорному конспекту. – Посмотрите на первую часть опорного конспекта и скажите, что называется союзом. – На какие группы делятся союзы по строению? – На какие группы делятся союзы по значению? – Обратимся к примерам. (Анализ примеров.) 4. Тренировочная работа. – Включите тренировочную программу. Задание 1. Пользуясь опорным конспектом, укажите в данных предложениях союзы. 1. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом, 2. Мягка у рыси лапка, да коготок остер. 3. Волк не собак боится, а лая. 4. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! 5. Нельзя проходить мимо всего, что губит природу. (Учащиеся подводят курсор к союзу в предложении. Если союз указан правильно, звучит веселый сигнал. Если неправильно, то высвечивается сообщение: «Ошибка! Попробуй еще раз!». Если ученику не удается самостоятельно исправить ошибку, то следует комментарий: «Опять ошибка! Посмотри правильный ответ». Компьютер выдает правильный ответ (красным цветом выделяются союзы: и, да, а, но, чтобы, что). Задание 2. Распределите союзы из данных предложений в зависимости от их значения в две колонки: сочинительные и подчинительные. 1. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась ароматом цветов. 2. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. 3. В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось движение. 4. Не забывай, что после вьюги опять в цветах приходит май. 5. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. 6. Чтение – труд, но труд радостный.
(Если дважды ученик сделал неправильно, то по команде «Проверь по ключу» появляется таблица с правильным ответом:
5. Проверочная работа. Ребята! А теперь перейдите к проверочной программе. Проверочную работу вы будете выполнять на оценку, а оценивать вас будет компьютер. Если все задания выполнены правильно, то оценка – 5, два задания правильно – 4, одно задание – 3, нет правильных ответов – 2. Но я уверена, что вы справитесь с работой на 5 и 4. Задание 1. В каком предложении есть сочинительный союз? А. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Б. Чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо заниматься спортом. В. Здесь мой голос на редком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Г. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. Задание 2. В каком предложении есть подчинительный союз? A. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало. Б. Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. B. Не по словам судят, а по делам. Г. Молчание тоже ответ. Задание 3. В каком предложении есть и сочинительный, и подчинительный союз? А. Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет. Б. Солнце спряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звук дорожного колокольчика. В. Уже смеркалось, и в комнате стало темно. Г. Словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной речи. Ключ: 1 – В, 2 – А, 3 – Б. 6. Домашнее задание. § 148, упр. 335. Литература 1. Русский язык. Теория. 5–9-е классы; учебн. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2002. 2. Русский язык: Практика. 7-й класс; Пособие для общеобразоват. учреждений / С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др. М.: Дрофа, 2000. М.Ф. БОЙКОВА, |