Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2009

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Работа с текстом в 9-м классе
по теме «Повторение в начале года»

Вариант I

Прочитайте текст и выполните задания.

Знакомство с жизнью моря уб_дило меня, что здесь, в подводных пещерах и среди скал, живут в сумр_ке и тишине стра_ые существа являющиеся переходной формой от р_стения к животному. В море много р_стений умеющих двигат_ся, подобно животным, и много животных (не)подвижных и пр_крепле)ых к одному месту, подобно р_стениям.

Когда я впервые увидел актинию – ее зовут еще морской анемоной, – я никак не мог поверить, что это не цветок, а животное.

Актиния похожа на цветок, растущий на толстом стебле. Она неподвижно живет, или, вернее, растет, на скалах и морских берегах. Венчик ее вместо лепестков окружен множеством ярких красных щупалец, покрытых синими точками. В щупальцах хранится яд. Им актиния убивает животных и съедает их огромным ртом, похожим на щели в пестике цветка.

А1. Определите стиль текста.

1) Публицистический;

2) научный;

3) художественный;

4) научно-популярный.

А2. Укажите тип речи.

1) Описание;

2) повествование;

3) рассуждение;

4) повествование с элементами описания.

А3. Укажите средства связи предложений в 3-м абзаце.

1) Лексический повтор;

2) местоимение;

3) синонимы;

4) однокоренные слова.

А4. Выберите наиболее подходящий заголовок, отражающий основную мысль текста.

1) Актиния.

2) Странное морское существо.

3) Цветок, растущий на толстом стебле.

4) Встреча в море.

А5. К какой части речи относится слово среди (первое предложение)?

А6. Замените словосочетание увидел впервые на синонимичное с управлением.

А7. Укажите способ образования слова знакомство.

А8. Спишите первый абзац. расставляя знаки препинания.

Вариант II

1

Прочитайте текст и выполните задания.

Месяц светил в окна и луч его играл по земл_ному полу хаты. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень. Я пр_встал и взглянул в окно: кто(то) вторично пробежал и скрылся бог знает куда. Я (не)мог пол_гать что(б) это существо (с,з)бежало по отвесу берега; однако ему (н_)куда было дет_ся.

Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошел мимо меня. Под мышкой он нес какой-то узел, и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой крутой тропинке. (М.Ю. Лермонтов)

А1. Определите тип речи.

1) Описание;

2) рассуждение;

3) повествование;

4) представлены разные типы речи.

А2. Укажите стиль текста.

1) Публицистический;

2) научный;

3) художественный;

4) официально-деловой.

А3. Выпишите из текста олицетворения и эпитеты.

А4. Какое основное средство связи предложений использовано в тексте?

1) Лексический повтор;

2) личное местоимение;

3) синонимы.

А5. Спишите первый абзац, расставляя знаки препинания и вставляя буквы.

А6. К какой части речи относится слово навстречу (вышел навстречу мне)?

А7. Определите способ связи слов в словосочетании осторожной поступью.

А8. Укажите способ образования слова промелькнула.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru