ЖИЗНЬ ЯЗЫКА
Стихи, опаленные войной
Если отдельное стихотворение – целостный замкнутый внутренний мир с собственными законами отражения и переосмысления объективного мира, то словарь стихотворения – важнейший показатель этого внутреннего мира. «Составив словарь того или иного стихотворения, мы получаем – пусть грубые и приблизительные – контуры того, что составляет мир с точки зрения этого поэта». (Ю.Лотман) Поэтому так велика роль каждого слова в смысловой организации поэтического текста. Слово в стихотворном произведении семантически осложнено, многослойно по значению. Отбор предметов, реалий, понятий, признаков, набор действий в поэтическом тексте специфичен и определяется законами жанра и особенностями индивидуальной авторской манеры. Анализ разных частей речи в том или ином стихотворении позволяет увидеть специфику мира произведения. Обратимся к стихотворениям известной поэтессы XX века Юлии Друниной. Почему выбор пал на ее стихи? Я влюбилась в них «с первой строчки», случайно взяв в руки томик ее стихов в книжном магазине*. Друнина в 17 лет добровольцем ушла на фронт:
Через всю свою жизнь, через все свое творчество она пронесла чистоту сердечных переживаний, которые обострила война. Эта опаленность войной сказалась и на «мирных» произведениях поэта, в которых не только мотивы, но средства выразительности и лексика связаны с войной. Например в стихотворении «Когда умирает любовь»:
В первых двух пятистишиях этого стихотворения преобладают глаголы в настоящем времени: умирает, не толпятся, понимает, рубит, которые помогают читателю понять, что автор говорит о том, что у любви нет времени, что то, о чем говорит поэт, может случиться с каждым из нас в любую минуту. Ни в чем никого не вините – это своего рода наставление читателю, обращение к нему. В стихотворении можно выделить следующие основные семантические поля: внутренний мир человека (как целое) – душа, сердце, Вселенная; любовь – любовь, объятья; боль – умирает, врачи, палата, нож, рубит. В стихотворении «А я для вас неуязвима» героиня сравнивает любовь близкого человека с оградой, защитной броней:
В последних двух строчках использована градация, помогающая читателю понять, насколько страшно героине потерять эту броню: эта потеря для нее будет приравниваться к смерти: Пули – в сердце... Семантические поля: война – смерть, болезни, пули, ограда, броня, мишень; любовь – бережет, любовь, праздник, сердце, броня. Как видно из словаря стихотворения, одни и те же слова могут входить одновременно в несколько семантических полей, проявляя в них разные семантические признаки. Так, слово броня входит в семантическое поле война, обозначая средство защиты на войне. В то же время оно входит и в семантическое поле любовь, обозначая надежность, безопасность и защиту от бед, несчастий в мирной жизни. И опять мы видим сравнение жизни с боем в стихотворении «Я курила недолго, давно – на войне»:
Чередование глаголов в прошедшем и настоящем времени: курила, слышится, болтаешь, возникала, дымит, следят, было, делились, отдавали – говорит о том, что героиня все время переживает свое прошлое, смешивая его с настоящим, приближает читателей к прошлому, сравнивает его с событиями, которые происходят в ее жизни сейчас, говорит о житейских боях. И снова в стихотворении «У моря» звучит военная лексика:
Ярким изобразительным средством здесь является аллитерация: читатель будто слышит, как ударяются волны о берег, как вода омывает камни, сдвигая их с места.
Герою стихотворения чудится, что он снова в бою. Гул, грохот прибоя напоминают ему перестрелку. Основными семантическими полями являются природа – горы, море, пляж, прибой; война – отстрелянные, гильзы, бой. Эхо войны слышится почти в каждом стихотворении Друниной. Характерны такие сравнения: любовь – бой, тишина – перемирие, смерть – пуля, счастье – броня. Но кроме использования военной лексики в «мирных» стихах, поэтесса активно использует и другие приемы: один из любимых приемов Друниной – антитеза, которую можно найти во многих произведениях Друниной, например, в стихотворении «Зинка»:
В других стихотворениях:
Стихотворение «Зинка» посвящена однополчанке Юлии Друниной. Оно так трогает сердца читателей. Почему? Стихотворение насыщено эпитетами – разбитая ель, продрогшая, гнилая земля, потрепанный батальон; метафорами – яблочное захолустье, бурлит весна; риторическими вопросами: Почему же в бинтах кровавых светлокосый солдат лежит?; олицетворениями: каждый кустик беспокойную дочку ждет, белорусские ветры пели. Аллитерация звука [р] помогает читателю услышать грохот взрывов на поле боя:
Очень разнообразен и словарь стихотворения: наряду с существительными, имеющими абстрактное значение (грусть, слава), автор использует существительные с конкретным предметным значением (земля, хата, кустик). Создается впечатление приближения взгляда, более пристального вглядывания в окружающую жизнь:
Противопоставляются прилагательные и причастия с отрицательным и положительным значением: от «продрогшей гнилой земли» – в «яблочное захолустье», от «белорусских ветров» – к «рязанским глухим садам», от «бинтов кровавых» – к «старушке в цветастом платье». Постоянно меняется место действия: вот мы на фронте вместе с героинями, а вот уже видим родину Зинки:
Семантические поля стихотворения: война – грусть, шинель, солдат, митинги, знамена, батальон, смертные, атака, окруженье, слава, бинты, кровавый; смерть – гнилая, грусть, смертные, бинты, кровавый, лежит; родина – яблочное, захолустье, дом, мама, живет, дым, хата, кустик, ждет, сады, икона, старушка, свеча, весна. Еще раз отметим, что некоторые слова входят одновременно в несколько семантических полей. Творчество Юлии Друниной – это действительно уникальный внутренний мир. Ее стихотворения – о войне, потерях, боли, утратах. Вместе с этим – о любви, счастье, родине, победе. В каждом ее стихотворении – надежда на счастье, любовь к родине и к близким людям. В ее стихах каждый находит частичку себя. Наверное, поэтому спустя столько лет ее стихи заставляют нас плакать и улыбаться, сочувствовать и надеяться. * Друнина Ю. Стихотворения. М.: Эксмо, 2008. Юлия МАШТАКОВА, |