Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2009

Я ИДУ НА УРОК

 

8-й класс

 

Сфера употребления
определенно-личных предложений

Интегрированный урок русского языка и литературы

Лабораторная работа

Цели урока: научиться узнавать определенно-личные предложения в стихотворном тексте; понаблюдать, при каких условиях они употребляются.

На предыдущем уроке ученикам было дано индивидуальное задание – прочитать стихи нескольких авторов (С.Есенина, А.Пушкина, А.Ахматовой, М.Петровых, Л.Васильевой, Б.Пастернака, О.Берггольц, Ф.Тютчев); выписать определенно-личные предложения, определить в них вид и форму сказуемого; затем, объединяясь в группы, представить результаты в программе Microsoft Power Point.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Учитель предлагает ученикам вспомнить, какие предложения называются определенно-личными, и заостряет внимание на том, что сказуемое в этих предложениях обязательно стоит в форме 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени, а подлежащее отсутствует.

Ответы учащихся. Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица. Различаются два типа таких предложений в зависимости от форм выражения глагола-сказуемого:

1) сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени, например: Попробую ответить на ваш вопрос; Что посеешь, то и пожнешь;

2) сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица ед. и мн. числа повелительного наклонения, например: Отдай куклу! Не подходите близко к этому зверю!

II. Ученики формулируют цель и задачи урока.

III. Учитель напоминает, что работа будет организована по группам в соответствии с темой стихов.

Алгоритм работы

1) Найти грамматическую основу предложения. Убедиться, что это действительно односоставное предложение.

2) Определить форму глагола-сказуемого.

3) Подумать, почему поэт обращается именно к такой синтаксической конструкции, как определенно-личное предложение.

IV. Ученики представляют результаты своей домашней подготовки.

Первая группа анализирует использование определенно-личных предложений в стихах философского содержания. (На доске проецируется строчка стихотворения.)

Не жалею, не зову, не плачу. (С.Есенин)

Ученики высказывают свое мнение: «Автор рассказывает о себе, подводит итог своей жизни, поэтому местоимение я здесь излишне. Оно акцентировало бы внимание на личности героя, а поэту важнее передать свое состояние».

* * *

Приветствую тебя, пустынный уголок. (А.Пушкин)

Мнение учеников: «В этом случае адресат назван в обращении, форма сказуемого 1-го лица единственного числа создает атмосферу доверительности».

Учитель просит доказать, что слово уголок не является подлежащим.

* * *

(Про стихи)

На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам,
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.

(Б.Пастернак)

Ученики размышляют: «В этих метафорических строках поэт описывает процесс сотворения стихов. Этот процесс неповторим, индивидуален, поэтому, наверное, здесь употребляется именно определенно-личное предложение со сказуемым в 1-м лице ед.ч. буд. вр.».

Вторая группа учеников работает с отрывками стихов о любви.

По волнам блуждаю и прячусь в лесу,
Мерещусь на чистой эмали,
Разлуку, наверно, неплохо снесу,
Но встречу с тобою – едва ли.

(А.Ахматова)

Ученики анализируют стихотворение: «Лирическая героиня испытывает странное ощущение, находясь между сном и явью. Это загадочное состояние передается какой-то недосказанностью, обращение к возлюбленному представляет собой мысленный диалог. Других собеседников в этом диалоге не предполагается, поэтому определенно-личное предложение очень точно передает внутреннее состояние героини».

* * *

Люблю! И все на свете смею.
Люблю! И больше нет меня.
Ты есть! Скажи: в огонь! – сумею,
Живая выйду из огня.

(Л.Васильева)

Ученики так понимают содержание этих строк: «В стихах утверждается необыкновенная сила любви, строки напоминают клятву. Героиня вынесет любую пытку и останется неподвластной смерти, защищенная своей любовью. Использование определенно-личных предложений делает эту клятву необыкновенно лаконичной, яркой, запоминающейся».

* * *

Назначь мне свиданье на этом свете.
Вспомни меня, оглянись, позови.
Друг другу навстречу по-прежнему выйдем,
Пока еще видим, пока еще слышим, пока еще дышим.

(М.Петровых)

Мнение учеников: «Призывность любовной лирики как нельзя лучше выражается определенно-личными предложениями. Героиня мечтает быть рядом с любимым, и это выражено формой сказуемого в 1-м лице мн. ч.: выйдем, видим, слышим, дышим. Этим подчеркивается неразрывность двух любящих».

Третья группа представляет стихи, объединенные темой страдания, печали, утрат.

Придешь, как приходят слепые:
На ощупь стукнешь слегка.
Лицо потемнело от пыли,
Впадины на висках.

(О.Берггольц)

Учитель обращает внимание на то, что в данном случае определенно-личное предложение является частью сложного предложения. Иногда ученики с трудом находят грамматическую основу в подобных конструкциях.

Ученикам предлагается новое задание – подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой.

(Ф.Тютчев)

Дети отмечают, что здесь определенно-личное предложение используется лишь в первых двух строчках. Третья и четвертая представляют собой двусоставное предложение.

Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный…

(Ф.Тютчев)
(Перевод из Микеланджело)

Анализируя предложение, ученики убеждаются, что здесь определенно-личные предложения находятся только в первой строке.

Итог урока. Обратившись к поэзии, ученики поняли, насколько тесно связаны форма и содержание лирического произведения. Для выражения интимных переживаний поэты не случайно используют определенно-личные предложения. Это придает стихотворению диалоговость, наполняет его задушевностью. Определенно-личные предложения вносят экспрессию в поэтические исповеди. Недаром А.М. Пешковский считал, что двусоставные предложения по сравнению с односоставными проигрывают, они делают речь «более вялой, разжиженной».

В ходе урока ученики закрепили навык выделения грамматической основы предложения и потренировались в определении грамматических признаков глагола, убедились в том, что определенно-личные предложения могут входить в состав сложных предложений.

Обращение к поэтическому материалу вызывает у ребят интерес, а возможность по-разному оформить результаты своего поиска пробуждает их творческую инициативу.

На дом ученикам предлагается составить диалоги с использованием определенно-личных предложений в бытовых ситуациях на темы: «В трамвае», «На приеме у доктора», «Разговор по телефону двух подруг» и т.д. Таким образом ученики будут исследовать другую сферу применения определенно-личных предложений.

О.П. РАССОХА,
гимназия № 79,
г. Барнаул

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru