РАЗВИТИЕ РЕЧИ
СМИ и речевая культура
современных школьников
(Из опыта внеклассной работы по русскому
языку)
Статья опубликована при поддержке консалтинговой компании Vertex, предлагающей комплексные, результат-ориентированные услуги. Vertex — это качественные открытые и бизнес-тренинги, в том числе видео и групповые, в области Т-менеджмента, управления, лидерства, переговоров, персонала, продаж, коучинга, инвестиций, бухгалтерии, финансов и финансовой отчетности, риторики, трудового законодательства и кадровой политики. На странице http://vertexglobal.ru/partners2/ можно ознакомиться с расписанием и тематикой ближайших открытых тренингов, организуемых в Москве и Санкт-Петербурге. Более полная и подробная информациея о направлениях деятельности компании и оказываемых услугах представлена на сайте vertexglobal.ru. Если Вам необходимы помощь в разработке стратегии развития бизнес или анализ уже существующей стратегии, составлении бизнес-плана новой компании,то, безусловно, Vertex – лучший выбор. Специалисты компании готовы также организовать и провести тренинги руководителей и персонала по различным направлениям. Вы узнаете, как избежать конфликтных ситуаций в коллективе и мотивировать сотрудников на достижение максимальных результатов.
В нашей школе создана творческая группа,
которая в течение двух лет работает по теме
«Речевая культура современных школьников». В нее
входят ученики старших классов и учителя
русского языка и литературы. Мы обратились к этой
теме не случайно: в последние годы наблюдается
резкое падение уровня речевой культуры в стране.
Об этом свидетельствуют результаты опроса,
проведенного среди учащихся нашей школы. В нем
приняли участие 190 человек. Среди них 47
семиклассников, 60 восьмиклассников, 38
девятиклассников, 45 одиннадцатиклассников. Они
должны были найти и исправить речевые и
грамматические ошибки в предложениях. Школьники
неплохо выполнили задание по исправлению
речевых ошибок. Анализ результатов подсказал
нам, что делать дальше. Мы провели второе
анкетирование, чтобы узнать, как ученики
относятся к речевым и грамматическим ошибкам.
Результаты вызвали недоумение: 94 ученика из 138 к
ошибкам относятся нормально. Главное для них:
информация должна быть интересной и понятной. 33
человека ошибки раздражают, а 11 учащихся их не
замечают совсем. По мнению опрошенных, чаще всего
они встречаются с примерами употребления
грамматических и речевых ошибок во время
повседневного общения, в сфере торговли, реже в
СМИ.
Мы решили выяснить: в чем причина низкого
уровня речевой культуры учащихся? Чтобы ответить
на этот вопрос, обратились к средствам массовой
информации, так как они во многом способствуют
формированию речевой культуры школьников. Мы
создали творческие группы, которые стали
работать по темам: «Нарушение норм литературного
языка в газетных публикациях», «Грамматические и
речевые ошибки в телевизионных выступлениях»,
«Язык телевизионной рекламы», «Ошибки,
допущенные в объявлениях», «Нарушение норм
культуры речи в сочинениях учащихся».
Вначале каждая группа собирала материал по
теме, затем шла аналитическая работа: находили
ошибки, под руководством учителей объясняли их,
классифицировали. Для того чтобы правильно
определить вид ошибки, учителя создали памятки
«Виды грамматических, речевых и стилистических
ошибок». В процессе работы опирались на
следующие источники: Г.Я. Солганик «Стилистика
русского языка», Д.Э. Розенталь «Секреты
стилистики», К.П. Щепина «Деловое письмо»,
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский
язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11-е
классы». Также использовали разные нормативные
словари. (П.Н. Денисов, В.В. Морковкин.
Учебный словарь сочетаемости слов русского
языка. М., 2005; С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Толковый словарь русского языка. М., 1997; А.П. Евгеньева.
Словарь синонимов русского языка. Том II. Л., 1971; Е.С. Зенович.
Словарь иностранных слов и выражений. М., 2000; Д.Э. Розенталь.
Русский язык: Учебное пособие для школьников
старших классов и поступающих в вузы. М., 2003; С.И. Ожегов,
Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского
языка. М., 2003.)
Обобщили полученные результаты, выявили
типичные ошибки, сравнили частотность их
появления в разных речевых жанрах. Сделали
попытку объяснить причину возникновения ошибок.
В результате долгой и кропотливой работы
появился проект «СМИ и речевая культура
современных школьников». Предлагаем вашему
вниманию фрагменты нашей работы, которые могут
стать хорошим дидактическим подспорьем на
занятиях по стилистике в старших классах.
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Телевизионные выступления относятся к жанру
публицистики. Они раскрывают
общественно-политические, экономические и
культурные отношения. Выступления по
телевидению должны отличаться достоверностью,
точностью фактов, строгой обоснованностью. В то
же время для них характерны эмоциональность,
призывность и общедоступность. (См.: А.И. Власенков,
Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика.
Текст. Стили речи. 10–11-е классы. М., 2001. С. 229.)
Телевыступления рассчитаны на широкую
аудиторию и должны быть понятны всем. Речь
телеведущих – образец для подражания. Именно они
(телеведущие) формируют речевую культуру в
современной России. Однако не все выступления
соответствуют этим нормам. Мы убедились в этом,
прослушав 35 телевыступлений по каналам: НТВ,
«Россия», «Первый канал», ДТВ, «Енисей – регион».
Обнаружили грамматические ошибки в 9-ти
телевыступлениях, речевые – в 27-ми (2008–2009 гг.).
Замеченные грамматические ошибки
1. В следующем включении я могу более
подробнее рассказать о выборах в Красноярске.
Ошибка – более подробнее: нарушена форма
образования сравнительной степени наречия.
Составная форма сравнительной степени наречия
образуется при помощи частиц более, менее и
исходной формы наречия. Правильно: более
подробно.
2. Надо улучшить качество жизни для людей.
Ошибка – жизни для людей: нарушена
грамматическая связь между словами (управление). Жизнь
(кого?) человека, людей, матери, отца…
Правильно: надо улучшить качество жизни людей.
3. В Израиле изобрели электронный меню.
Ошибка – электронный меню: нарушена
грамматическая связь между словами
(согласование). Меню – несклоняемое
существительное среднего рода. Правильно: электронное
меню.
4. Питоны лазиют по деревьям.
Ошибка – лазиют: нарушена форма
образования глагола. В русском языке есть два
глагола: лазить и лазать (разговорное).
Глагол лазить второго спряжения, поэтому он
имеет следующие формы: лажу, лазим, лазишь,
лазите, лазит, лазят. Глагол лазать первого
спряжения, поэтому имеет такие формы: лазаю,
лазаем, лазаешь, лазаете, лазает, лазают.
Правильный вариант: Питоны лазают по деревьям
или Питоны лазят по деревьям.
5. С такого рода проблем нужно бороться.
Ошибка – с такого рода проблем: нарушение
грамматической связи между словами (управление). Бороться
(с чем?) с трудностями, с недостатками…
Значит, слово проблемы должно стоять в
творительном падеже с предлогом.
Правильный вариант: с такого рода проблемами
нужно бороться.
Замеченные речевые ошибки
1. Мы не можем долго находиться в состоянии
жареного.
Ошибка: неоправданный, неуместный выбор
отглагольного прилагательного жареный (или
нарушение, незнание устойчивого словосочетания).
Прилагательное жареный образовалось от
глагола жарить, который имеет такие значения:
1) приготовить пищу на сильном жару без воды; 2)
употребляется вместо любого глагола для
обозначения быстрого, энергичного действия,
например: жарь на гармошке! (просторечное).
Возможный вариант: Нельзя долго находиться в
состоянии постоянного напряжения.
2. За эту ошибку я и расхлебываюсь.
Ошибка: неоправданное использование
разговорного слова расхлебываюсь. Расхлебаться
– переносное значение: разобраться в чем-нибудь,
с трудом распутав что-нибудь сложное, неприятное
(разговорное).
Правильный вариант: за эту ошибку я и отвечаю.
3. Страна процветает и пусть цветет.
Ошибка: тавтология (неуместный повтор
однокоренных слов процветает и цветет).
Правильно: страна процветает, и пусть так
будет всегда.
4. В некоторых российских регионах погода не
шибко жалует людей.
Ошибка: неуместное использование
просторечного слова шибко. Наречие шибко
образовано от прилагательного шибкий,
которое имеет значение «быстрый, скорый,
прыткий». Шибко – то же, что очень, сильно.
Например: шибко загрустил, не шибко умен.
Наречие имеет помету «просторечное».
Правильно: в некоторых российских регионах
погода не очень жалует людей.
5. В Абхазии ситуация двуличная.
Ошибка: слово двуличная употреблено в
несвойственном ему значении. Прилагательное двуличный
имеет значение «лицемерный, неискренний» и
сочетается с существительными: человек,
поступок, мораль. Здесь, очевидно, имелась в
виду трудная, сложная, тяжелая, нелегкая или,
точнее, двусмысленная ситуация.
Правильный вариант: в Абхазии сложилась
ситуация сложная, двусмысленная.
6. На острове Шпицберген появилось глобальное
хранилище семян.
Ошибка: необоснованный выбор прилагательного глобальный,
которое не сочетается с существительным хранилище.
Глобальный. 1. Охватывающий весь земной шар. В
глобальном масштабе. 2. перен. Полный,
всеобъемлющий. Глобальное изучение.
Правильный вариант: огромное (громадное,
гигантское) хранилище.
7. Две сестры не взаимодействуют друг с другом
по поводу одежды.
Ошибки: 1) плеоназм (употребление лишнего слова) не
взаимодействуют друг с другом, неуместно
использовано словосочетание друг с другом. 2)
книжное слово взаимодействовать употреблено
в несвойственном ему значении и здесь неуместно.
Правильный вариант: две сестры не могут
договориться насчет одежды.
8. Вокруг ослика всегда ажиотаж.
Ошибка: в предложении неуместно употребляется
заимствованное слово ажиотаж. Ажиотаж (фр.
agiotage < agioter – играть на бирже): 1. Сильное
возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг
какого-либо дела, события, вопроса. 2.
Искусственное повышение или понижение курса
ценных бумаг или цен на товары с целью получения
прибыли. Ажиотаж на бирже. Поэтому проще
сказать: вокруг ослика всегда многолюдно.
ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Материалы, публикуемые на страницах газет,
относятся к разным стилям речи:
публицистическому, художественному,
официально-деловому и научному. Мы обратились к
газетно-публицистическому стилю в связи с тем,
что его основное назначение – формировать
общественное мнение по актуальным вопросам
современности. Газетно-публицистический стиль
имеет оценочный характер, поэтому берет из
литературного языка все средства, обладающие
свойством оценочности в рамках литературных
норм. Для публицистических текстов характерны
изобразительно-выразительные средства
художественного стиля речи. Газетное слово
должно быть простым, обладающим способностью
ясно и точно выражать самые сложные понятия (См.: Г.А. Солганик.
Стилистика русского языка. 10–11-е классы. М., 2001. С.
188–190.)
В процессе работы рассмотрели материалы газет
«Комсомольская правда», «Аргументы и факты»,
«Кежемский вестник», «Советское Приангарье» –
всего 28 статей (2007–2009 годы).
Замеченные грамматические ошибки
1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у
меня даже сомнения не было
Ошибка: нарушена грамматическая связь между
словами (управление) о том сомнения не было. Сомнение
(в чем?) в правдивости, правоте, успехе.
Правильный вариант: у меня даже сомнения не
было в том, что победу одержит «Единая Россия»
или в том, что победу...
2. От фонда красных партизанов до наших дней.
Ошибки: 1) выбрана неправильная грамматическая
форма слова партизаны. В родительном падеже
множественного числа существительное партизаны
имеет нулевое окончание: партизан.
3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали
непосредственно к нам, пусть они будут в
распоряжении сельских администраций, а те сумеют
ими распорядиться на пользу жителей.
Ошибки: 1) распорядиться на пользу жителей:
нарушена грамматическая связь между словами
(управление). В пользу (кого? чего?), в
интересах кого-нибудь, в соответствии с
чьими-нибудь выгодами. На пользу (кому?
чему?) людям. Таким образом, надо писать: распорядиться
в пользу жителей или на пользу жителям. 2)
неоправданный повтор однокоренных слов в
распоряжении – распорядиться.
Правильный вариант: ...пусть они будут в
распоряжении сельских администраций, а те сумеют
распределить их (средства) на пользу жителей.
4. Служа закону – служим народу.
Ошибка: служа – деепричастия
несовершенного вида не образуются от глаголов с
основой настоящего времени на шипящий согласный.
Также нежелатен повтор однокоренных слов: служа,
служим.
Правильный вариант: исполняя закон, служим
народу.
5. Дети постарше, особенно в летний период,
страдают отсутствием спортивных площадок –
футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.
Ошибка в управлении: страдают отсутствием
площадок: Страдать. 1. Испытывать страдание.
Страдать (от чего?) от боли. 2. чем?
Иметь какую-нибудь болезнь. Страдать (чем?)
головными болями. Страдать самомнением
(перен.). 3. Подвергаться чему-нибудь
неприятному, терпеть ущерб, урон от чего-нибудь. Посевы
страдают (от чего?) от сорняков.
Правильный вариант: дети страдают от (из-за)
отсутствия площадок….
Замеченные речевые ошибки
1. «Русский бизнес – жлобский по натуре». (Из
интервью.)
Ошибка: в заголовке неуместно использовано
стилистически сниженное слово жлоб. Жлоб
(просторечное, презрительное) – скряга, скупец.
Слово употреблено с целью привлечения внимания
читателей к поставленной проблеме, однако это
нежелательно.
Возможный вариант: русский бизнес преступный.
2. Финансовым спонсором наших встреч выступает
Управление социальной защиты населения района.
Ошибка: речевая избыточность (употребление
лишних слов): финансовым спонсором. Спонсор
(англ. sponsor < лат. spondere – ручаться,
гарантировать). Лицо или организация,
финансирующие проведение какого-либо
мероприятия, сооружение объекта.
Правильный вариант: нашим спонсором является
Управление социальной защиты населения района.
3. На вопросы по этой теме ответил депутат
Законодательного собрания Красноярского края
Александр Симановский, посетивший с визитом
Кодинск и Болтурино.
Ошибка: посетивший с визитом – плеоназм. Визит
(фр. visite) – посещение, преимущественно
официальное. Например: прибыть с визитом.
Сделать или нанести визит кому-нибудь.
Правильно: побывавший с визитом. К тому же
глагол посетить не употребляется с
существительным в форме творительного падежа.
4. Зачем Киеву газовый раздрай с Москвой?
Ошибка: неуместное использование слова раздрай.
Раздрай (разговорное). Шумный, скандальный
разброд в мнениях, поведении. На наш взгляд, слово
раздрай не совсем уместно в данном тексте,
так как речь идет об экономических и
политических отношениях между Россией и
Украиной.
Правильно: зачем Киеву конфликтовать с
Москвой по поводу газа?
5. Ее улыбку пила вся страна.
Ошибка: неудачная метафора улыбку пила
вызывает смысловую неясность.
Правильно: ее улыбкой любовались все
(вариант: ее очаровательная улыбка покорила всю
страну).
6. И публика потянется послушать их треп,
потому что это будут охренительные диалоги в
стиле «Криминального чтива». (Из интервью с
известным кинорежиссером К.Тарантино.)
Ошибки: неуместно употребляются эмоционально
сниженные слова: треп, охренительные, чтиво.
Слово треп образовано от глагола трепаться
в значении «болтать». Треп – пустая болтовня. Охренительные
(просторечное, бранное). Но в данном контексте
слово охренительные приобретает
противоположное значение «интересные,
захватывающие, ощеломляющие». Чтиво
(разговорное, пренебрежительное). Низкопробное,
низкокачественное чтение или произведение.
Правильный вариант: и публика потянется
послушать актеров, потому что это будут
ошеломляющие диалоги в стиле...
7. Бибаев не довлеет авторитарно над
коллегами, а старается выслушать и понять мнение
каждого.
Ошибка: плеоназм довлеть авторитарно. Довлеть
– преобладать, господствовать над кем-то. Авторитарный
– основанный на беспрекословном подчинении
власти, диктатуре.
Возможный правильный вариант: Бибаев не
принимает авторитарных решений, а старается
выслушать и понять мнение каждого.
ОШИБКИ В ГАЗЕТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ
Объявления относятся к официально-деловому
стилю. Они употребляются в сфере деловых
отношений. Для объявлений характерны точность,
стандартизованность, стереотипность построения
текста. Объявления имеют неличный характер. В них
отсутствуют эмоциональность и изобразительные
средства языка. (См.: А.И. Власенков,
Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика.
Текст. Стили речи. 10–11-е классы. М., 2001. С. 285.) Мы
рассмотрели 23 объявления.
1. Администрация Пановского сельсовета
извещает граждан, подпадающих под переселение из
зоны затопления, о необходимости подачи
заявления с указанием нового места жительства.
Ошибка: в предложении слово подпадающих
использовано в несвойственном ему значении. Оно
образовано от глагола подпадать, который
имеет значение «оказаться под влиянием, под
действием кого-либо или чего-либо (обычно
отрицательного)». Поэтому вместо слова подпадающих
надо употребить слово подлежащих, то есть
подвергающихся чему-нибудь обязательному,
принудительному.
Правильный вариант: Администрация Пановского
сельсовета извещает граждан, подлежащих
переселению из зоны затопления, о необходимости подать
заявления с указанием нового места жительства.
2. Срочно ищу экстренную няню.
Ошибки: 1) лексическая несочетаемость слов экстренную
няню. 1. Экстренный. Срочный, спешный. Экстренный
вызов. 2. Чрезвычайный, непредвиденный. Экстренные
расходы. Прилагательные-синонимы срочный,
спешный, неотложный, безотлагательный,
экстренный сочетаются только с
неодушевленными существительными – экстренный
вызов, экстренные расходы;
2) личный характер предложения.
Правильный вариант: срочно требуется няня.
3. Требуются продавцы на продовольственные и
промышленные товары.
Ошибка: нарушена грамматическая связь между
словами (управление). Продавец (чего?)
какого-либо товара… Слово продавец
употребляется с существительными в родительном
падеже.
Правильный вариант: требуются продавцы
продовольственных и промышленных товаров.
4. Продолжается набор на военную службу по
контракту в воинские части (г. Улан-Удэ, Борзя,
Юрга, Кяхта, р. Чечня). Выплачивается денежное
довольствие с выплатами до 20 тысяч рублей в
месяц. Предоставляются льготы согласно статуса
военнослужащего, включая жилье. Обращаться в
Кежемский военкомат.
Ошибки: 1) тавтология выплачивается денежное
довольствие с выплатами; 2) речевая
недостаточность (предоставляются льготы…,
включая жилье); 3) нарушена грамматическая
связь между словами согласно статуса
(правильно: согласно (чему?) статусу).
Правильный вариант: продолжается набор
граждан на военную службу по контракту в
воинские части (г. Улан-Удэ, Борзя, Юрга, Кяхта,
р. Чечня). Выплачивается денежное довольствие
в размере 20 тысяч рублей в месяц. Согласно
статусу военнослужащего, предоставляются
льготы, в том числе на получение жилья.
Обращаться в Кежемский военкомат.
5. Окажем услуги автомобилем.
Ошибка: нарушена логическая связь между
словами, которая ведет к смысловой неясности.
Возможный вариант: оказываем услуги –
предоставляем автомобиль (для грузовых и
пассажирских перевозок).
6. Стопроцентное знакомство без границ.
Ошибка: объявление лишено какого-либо смысла.
Непонятно, о каком знакомстве идет речь и в каком
значении употребляется слово граница. Знакомство.
Отношения между людьми, которые знают друг друга,
начало таких отношений. Знакомство с каким-то
человеком, девушкой, чьими-либо родителями,
сотрудниками.
Может быть, смысл объявления таков: Поможем
завязать знакомство с проживающими в любой
стране.
7. Наращивание и коррекция ногтей, наращивание
ресниц поштучно.
Ошибки: 1) повтор слова наращивание; 2) на наш
взгляд, неудачно использовано слово поштучно, которое
образовано от прилагательного поштучный, что
значит «исчисляемый за каждую штуку;
производимый отдельными предметами, штуками».
Например: продавать лимоны поштучно.
Правильный вариант: наращиваем ногти,
удлиняем каждую ресницу.
8. Помогу с образованием.
Ошибка: нарушена грамматическая связь между
словами (управление). Помочь (в чем?) в
работе, в учебе, в борьбе, в развитии чего-либо.
Существительное образование в творительном
падеже с предлогом с не сочетается с
данным глаголом.
Возможный вариант: могу дать знания по
определенным дисциплинам (помогу в учебе).
Н.ПОПОВА,
г. Кодинск
|