Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2009

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Писать и думать «от себя»

Некоторые дети еще до школы пишут отдельные слова, маленькие истории, стихи. А потом становятся школьниками и уже не пишут ничего, кроме букв в прописях. А можно ли продолжить такое письмо? Можно ли построить курс изучения родного языка вокруг этих детских текстов? И при этом научить писать хорошо и грамотно?

Что мы делаем на уроках русского языка? Пишем...

Новости для родителей, переписка с друзьями из другого класса, из другой школы, из другой страны; рассказы, повести, романы, стихи, тексты для газеты по истории и естествознанию, задачки по математике, сценарии спектаклей, вопросы для интеллектуального турнира, стенная газета, впечатления о фильме, спектакле, книге… Может быть, тему предлагает учитель. А может, и дети.

Это не изложение и не сочинение – Свободный Текст!

И не от случая к случаю – а регулярно: два текста в неделю в начальной школе и, увы, всего лишь один – в средней.

То, что писать «от себя» полезней и приятней переписывания упражнений, очевидно и для учителей, и для родителей. Но можно ли так научить писать грамотно? Ведь если детям разрешить просто писать, что они хотят и как хотят, есть опасность, что неправильное написание запомнится на всю жизнь и переучивать будет непросто.

Поэтому сделаем попытку расписать подробно «технику работы». Не для того, чтобы следовать посекундно этому «рецепту», а чтобы показать, что на свободных текстах можно отработать все навыки грамотного письма.

ЭТАП 1. Разговор до письма.

Текст «от себя» – это рассказ о событии. Со-бытии – о том, что имеет отношение к жизни, что прикасается к главному, к бытию. Писать можно о чем угодно, лишь бы тема задела за живое. Лишь бы ученик захотел, очень захотел писать.

До того как взять ручку и бумагу, надо говорить, много говорить. Чтобы каждый мог высказаться и выслушать другого. Мысль должна созреть. Нет смысла просто прийти в класс и сказать: сегодня мы пишем…

ЭТАП 2. Черновик, написанный от руки.

Пишется текст обычным образом: от руки на листе бумаги. Ученик может спросить у учителя, как лучше построить фразу, какое написать слово. Учитель читает черновики и правит наиболее грубые, явные ошибки. Это первое, приблизительное, редактирование – как крупной наждачной бумагой.

ЭТАП 3. Набор текста на компьютере.

Это самый приятный и самый эффективный способ научить ребенка хорошо писать. Ученики садятся за компьютер и набирают свои тексты. Учитель подходит к каждому по очереди и прямо на мониторе, пока текст еще «теплый», помогает правильно составить фразы. Да, это бывает непросто. Некоторые дети не могут изменить фразу, не чувствуют языка. Но мы же учимся...

Учитель обращает внимание на построение фразы, на правильное использование слов – занимается тем, что принято называть «развитием речи». Правит стилистические и речевые ошибки, скорее, не правит – а не допускает их.

Но, кроме этого…

Орфография. Основную работу делает редактор компьютера – и в этом, думаю, есть польза. Собственно, что делает редактор? Подчеркивает неправильно написанное слово – а это обычная учительская работа.

Пунктуация. Как правило, дети не ставят запятых. Особенно в начальной школе, когда прошли по программе лишь однородные члены и обращение. Учитель помогает увидеть, точнее – услышать запятые. Он правильно читает фразу, чтобы ученик уловил интонацию, «поймал» запятую. Большинство запятых в русском языке, к счастью, интонационные.

Так проходит второе редактирование, или правка.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Neumeka.ru. Посетив сайт интернет проекта Neumeka.ru Вы найдете полезные компьютерные курсы для начинающих, которые помогут узнать, из чего состоит компьютер, как удалить программу, работать с электронными таблицами, зарабатывать в сети Интернет, и про многое другое. Обучающие курсы интернет проекта Neumeka.ru – это графические, текстовые и видео материалы, которые простым и понятным языком расскажут об основах грамотного владения компьютером.

ЭТАП 4. Обсуждение текстов.

Выбираем один-два текста, делаем копии для каждого ученика и продолжаем редактирование. Это третья правка текста – теперь уж обработка совсем «мелкой шкуркой». Болезненная операция для авторов, но очень полезная. Если делается доброжелательно и если ученики привыкли к этому с первого класса, никто не обижается.

Идем от целого к деталям.

Текст целиком. Интересно ли получилось? Связный ли текст? Производит ли должное впечатление? Хорошо ли выражена мысль? Нет ли ненужных повторов?

Предложения. Правильно ли построены фразы? Порядок слов, согласование слов…

Слово. Правильно ли использованы слова? Или надо подобрать другие, близкие по смыслу?

Я не утверждаю, что только путем редактирования черновика и текста, набранного на компьютере, можно научить писать грамотно. Хотя, если б в школьной программе не было такой казуистики, как отличие отглагольных прилагательных от причастий страдательного вида прошедшего времени и особых случаев написания одной и двух букв нн: «кошеная трава» и «кошенная утром трава», если б от ученика требовалось лишь то, что нужно обычному человеку в обычной жизни, – тогда этого было б, наверное, достаточно…

Чтобы хорошо писать, надо просто набить руку – сформировать навык. Думаю, можно хорошо и правильно писать, почти не зная грамматики и правил. Но всё это настолько расходится со школьными взглядами на жизнь, согласно которым «уметь» – это не просто «уметь делать», а «определять» и «формулировать». Поэтому мы все же будем изучать грамматику.

ЭТАП 5. Грамматика.

Можно выбрать одну-две грамматические структуры и объяснить их на примере текста. Например, дети еще не знают, что такое «прошедшее время». Хотя, что такое «не знают»: в устной речи никто не путается во временах…

Вот задание – перед нами страница напечатанного текста: найдите все глаголы в настоящем времени, подчеркните их, образуйте форму прошедшего времени. Если ученик справляется с этим заданием, он получает «зачет».

Все грамматические навыки, которые должен отработать ребенок в течение года, перечислены в Листе «Я УМЕЮ»:

Я умею находить в тексте ГЛАГОЛЫ.
Я умею определять время глаголов.
Я умею изменять глаголы по лицам и числам…

Эти навыки сформулированы очень просто и конкретно. И когда мы уверены, что ученик действительно отработал определенный навык, он получает «зачет». Вся школьная грамматика может уложиться в нескольких десятках таких «я умею».

* * *

За одиннадцать лет изучения родного языка в школе ученик не пишет ни строчки «от себя». Если не считать описания комнаты и двухсот слов в части «С» Единого государственного экзамена…

Это, мне кажется, достаточный аргумент в дискуссии с апологетами Советской школы и лучшей на свете методики преподавания языка.

Ни строчки. Кроме SMS-ок и, может быть, открытки маме на день рождения.

Следствием этого является неспособность большинства взрослых людей нашей страны, в отличие от европейцев, выражать мысли в письменной форме – страх письма.

Испуганный в школьном возрасте письмом, человек уже никогда не пытается свою мысль выразить в слове; а мысль без слова не живет долго. Запрет на письмо «от себя» фактически означает запрет на мысль «от себя» – на мышление.

Ребенка учат повторять и переписывать чужие слова. И он понимает, что его собственная речь – что-то ненастоящее, нестоящее, – детский лепет, одним словом. А говорить и тем более писать надо «правильным» языком учебника.

Школа воспитывает в ребенке недоверие к собственному слову. И, став взрослым, он будет склонен верить на слово тому, что напечатано в газете, в учебнике или тому, что произнесено в программе «Время».

Такому человеку трудно думать, всё «мышление» для него – это подбор подходящих слов и предложений, словесных штампов из взросло-нормативного языка, которые сохранила его память.

Человек, не привыкший писать и думать «от себя» – удобный инструмент в руках менеджеров и политтехнологов. «Тоталитаризм начинается в детской комнате», – писал Александр Нилл. Что ж, а растет он и крепнет в школьных классах, особенно – в кабинете русского языка.

… Первоклассница Настя стоит у доски: одной рукой обнимает любимого медвежонка Бублика, в другой держит распечатанный текст своего рассказа.

Моя любимая игрушка – это маленький медвежонок. Ему 6 лет, как и мне. У него очень красивый чёрно-белый бантик. Мой мишка очень мягкий и очень добрый. Его зовут Бублик. Однажды мы с мамой и Бубликом гуляли на улице. Я потеряла своего медвежонка. Мы везде его искали, но не нашли. Тогда мы вернулись домой. Мне было очень грустно. Вдруг кто-то постучал в дверь. Это был папа. В руках у него был Бублик. Я очень обрадовалась, что мой друг медвежонок нашелся!

Нет ни школьного страха, ни послушания – просто радость за то, что медвежонок нашелся и сегодня пришел в школу, гордость за своего самого лучшего папу и за себя, что смогла написать, напечатать и прочитать без запинки вот такой рассказ!

Свободный текст воспитывает свободного человека.

Рустам КУРБАТОВ,
Школа «Ковчег»,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru