Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2009

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

Практическое применение технологии
проектной деятельности на уроках русского языка

Тема: «Односоставные предложения»

Методика проекта может быть применена краткосрочно и долгосрочно. Для организации проектной деятельности на уроке предлагается технология под названием «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Один из ее принципов – не делать за человека, не решать за него проблемы, а разбудить его собственную активность – как нельзя лучше подходит для развития исследовательских навыков учащихся. Один из вариантов проведения урока – работа над теоретической статьей, содержащей разные точки зрения на учебную тему и – как итог работы на уроке – составление кластера, который содержит основные выводы по теме.

Я расскажу о другом варианте проведения урока-проекта, который возможно использовать при подготовке как урока русского языка (иногда приходится подбирать научный текст), так и урока литературы (возможно использование текста учебника).

Технология РКМЧП использует базовую модель: вызов – осмысление – рефлексия (вызов – процесс актуализации знаний и формирование интереса к его изучению; осмысление – получение новой информации и осознавание ее; рефлексия – стадия включения нового знания в собственную систему знаний).

На уроке возможно следующее: класс разбивается на группы, каждая группа учащихся получает одну часть научного текста и готовится представить теоретический материал в виде рисунка, схемы или таблицы. Затем они выполняют практическую и творческую часть задания. После представления работы каждой группы все слушатели получают (например, на следующем уроке) весь материал в виде общей таблицы или схемы.

Полнота восприятия обеспечивается за счет неоднократного прочтения материала, представления его в устной и письменной форме и графической записи, которая отсеивает все лишнее. Индивидуализация обучения обеспечивается набором предлагаемых каждой группе заданий, оказанием консультаций, стимулированием творческой активности школьников.

Проведение урока-проекта по русскому языку с использованием материала учебника возможно, например, при изучении темы «Односоставные предложения» (8-й класс). (Приложение № 1: «Технологическая карта проекта».) Класс разбивается на группы в зависимости от количества изучаемых групп предложений (на 5 – с назывными, на 4 – с главным членом сказуемым). Каждая группа готовит объяснение материала об одном из видов односоставных предложений, выбирая примеры из 20–30 предложений, подготовленных учителем. (Приложение № 2.) Затем, используя полученные знания, учащиеся создают текст-миниатюру. (Приложение № 3.) Подобные задания позволят учителю исподволь приучать учащихся к самостоятельной работе с учебным материалом. Практическим результатом урока (а для урока-проекта это непременное условие) станет, например, сводная таблица с краткими теоретическими записями и самыми яркими примерами, выбранными проектантами. (Приложение № 4.)

Одним из принципов работы по новым технологиям является изменение взаимоотношений «учитель – ученик»: на уроке учителю – в идеале – достается роль координатора. Конечно, вначале, когда учащиеся только начинают проектную деятельность, учителю приходится помогать ученикам формулировать тему, цели и задачи проекта, вместе систематизировать материал. Начиная следующий проект, учащиеся уже более самостоятельно готовят материалы для него.

Приложение № 1

Технологическая карта проекта по теме
«Односоставные предложения»

№ п/п Этап проектной деятельности Алгоритм деятельности учащихся Алгоритм деятельности
учителя
1 Поисково-исследовательский этап Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории и разработка схемы односоставного предложения Формулирование целей и задач. Руководство деятельностью учащихся
2 Технологический этап Из предложенных текстов выбрать те предложения, о которых группа готовит сообщение Корректирует и контролирует выполнение
3 Практическая реализация проекта Создание собственного (творческого) текста на заданную тему Направляет и контролирует выполнение
4 Внесение необходимых изменений Анализ текстов, внесение исправлений Корректирует деятельность
5 Презентация проекта Представление проекта; само- и взаимооценка работ Помогает готовить презентацию, формулировать выводы

 

Приложение № 2

Выберите односоставные предложения для презентации из следующих текстов:

1. Первые книги Руси. До изобретения печатного станка их переписывали и заботливо хранили. Чаще всего книги сберегались в монастырях и церквях. Здесь же их переплетали. Тут же пряли нити для сшивания холстов.

2. Волшебная осень парков. Дивная тишина. Бредешь по извилистым тропинкам и ощущаешь необыкновенную легкость. Тихо. Чуть сыровато. Листья словно повисают в воздухе. Хочется сказать садовнику, чтобы он их не подметал. Приятно слышать легкий шелест листвы. Но как поймаешь дыхание осени?

Вот девочка подняла голову и следит за полетом листа. Рядом женщина под зонтом*. В ее руках книга. Но ей не читается.

3. Не торопись, не спеши, подождем.
Забудем на миг неотложное дело.
Смотри: ожила трава под дождем,
И старое дерево помолодело.

(К.Симонов)

Приложение № 3

Созданная учащимися миниатюра может быть похожа на следующую, написанную группой, представлявшей назывные предложения.

Вечернй город. Он твой, если тебе уютно в многолюдном потоке.

Яркие огни витрин. Легкий стук каблучков. Улыбка незнакомой девушки. Свет фар. Вокруг непрерывное движение. Моя живая ночная Москва.

Приложение № 4

Вариант сводной таблицы на тему
«Односоставные предложения»

Вид предложения Способ выражения главного члена Примеры
Назывное Им. падеж сущ. или местоимения Дивная тишина.

 


* Предложения дают возможность сообщить о научной дискуссии, являются ли назывными те предложения, которые начинаются с обстоятельства.

 

И.А. ШЕВЦОВА,
гимназия № 1538,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru