ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Тестовые заданияКонтроль орфографии и пунктуации
А13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1. 1) Вгл_деться, выс_та, приг_реть; 2) выч_тать, зар_дить, оч_ровать; 3) д_ктовать, заст_лать, д_лина; 4) ж_леть, разл_чать, уд_вляться. 2. 1) Насл_ждение, выж_гать, ок_менеть; 2) увл_чение, исп_риться, дв_жение; 3) проск_ льзнуть, ог_ленный, заг_релый; 4) ст_рать, огл_деться, позн_вательный. 3. 1) Погл_щать, ок_нчательный, выпр_млять; 2) см_нить, недор_сль, предв_дитель; 3) пов_лить, сн_жение, возр_стной; 4) препод_ватель, изл_гать, оп_сение. 4. 1) Бл_стать, к_шевар, опр_вдаться; 2) зак_лоть, ед_ничный, к_снуться; 3) м_тодика, пок_яние, обр_мление; 4) хв_стун, прит_гательный, р_стение. 5. 1) Ув_дание, уд_влять, в_сенний; 2) зат_ птать, пл_ вец, похв_ ла; 3) к_рмить, расст_лила, разл_ чать; 4) обд_лить, кн_гиня, з_ря. А14 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1. 1) Суб_ект, пред_экзаменационный, об_явить; 2) пред_стерегать, поз_быть, об_бщать; 3) пр_ображенный, пр_открыть, пр_рожденный; 4) ни_ходящий, ра_чудесный, во_шествие. 2. 1) Ад_ютант, пред_юбилейный, интер_ер; 2) под_грев, поз_вчера, раз_браться; 3) пр_града, пр_мудрый, пр_ломление; 4) и_портить, ра_рослись, бе_предельный. 3. 1) Ин_екция, двух_ярусный, кинос_емка; 2) с_размерить, над_есть, поз_прошлый; 3) пр_рвать, пр_мыкать, пр_дорожный; 4) бе_характерный, ра_чет, бе_мерный. 4. 1) Об_ятия, п_едестал, от_езд; 2) вз_браться, пред_ставлять, пр_талины; 3) пр_клонный (возраст), пр_беречь, пр_увеличивать; 4) во_рождение, бе_шумный, во_торжествовать. 5. 1) От_граться, спорт_нвентарь, контр_гра; 2) воз_мнить, пр_бабушка, под_зрение; 3) пр_восходный, гостепр_имный, пр_умолкнуть; 4) бе_жалостный, чре_мерный, ни_вергнув. А15 В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква и? 1. 1) Скрипн_шь, невид_мый; 2) возвраща_шься, завис_мый; 3) бор_шься, мысл_вший; 4) держ_шься, выстро_вший. 2. 1) Приказыва_шь, стро_мый; 2) смотр_шь, успоко_вший; 3) предлага_шь, слыш_мый; 4) стел_шь, ненавид_мый. 3. 1) Предлож_шь, чита_мый; 2) кол_шь, стро_вший; 3) ненавид_шь, раскле_вший; 4) бре_шься, завис_вший. 4. 1) Завис_шь, отвлека_мый; 2) терп_шь, нахмур_нный; 3) обид_шься, постро_вший; 4) мо_шь, невид_мый. 5. 1) Нос_шься, колебл_мый; 2) смотр_шь, немысл_мый; 3) приближа_шься, провер_вший; 4) пересажива_шь, умнож_вший. А16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е? 1. А Дозр_вать; Б вдумч_вый; В сирен_вый; Г затраг_вать. 1) АБГ; 2) БГ; 3) АВ; 4) БВГ. 2. А Преодол_вать; Б добл_стный; В ландыш_вый; Г заш_вать. 1) АБ; 2) ВГ; 3) АБВ; 4) БВГ. 3. А Затм_вать; Б доверч_вый; В рыж_ватый; Г расчерч_вать. 1) АБ; 2) АВ; 3) БГ; 4) БВГ. 4. А Продл_вать; Б расчетл_вый; В сирен_вый; Г расстег_вать. 1) АБВ; 2) АВ; 3) ВГ; 4) БВГ. 5. А Застр_вать; Б нищ_нский; В милост_вый ; Г оцен_ вать. 1) АБ; 2) АБВ; 3) АВГ; 4) БВ. А17 В каком предложении не со словом пишется слитно? 1. 1) Около мельничной плотины был плес (не)глубокий, но рыбный. 2) Дул (не) сдерживаемый деревьями ветер. 3) Души побеждают (не)оружием, а любовью и великодушием. 4) Вставал я рано, (не)медля одевался, брал полотенце и шел купаться в реке. 2. 1) И лес, и мельница, и уютные берега принадлежали теперь никому (не) известному инженеру. 2) За прудом расстилалось поле (не)убранной ржи. 3) Тут уже (не)парило. 4) Надо только, (не)откладывая, сделаться другим человеком и начать жить. 3. 1) Солнце – (не)огнистое, как во время знойной засухи, но светлое и приветливо лучезарное – мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки. 2) Позади небольшого дома еще (не)старый, (не)заглушенный бурьяном и кустарником сад. 3) На улицах (не)видно было ни клочка снега. 4) Мимо проходят (не)сокрушимые, отсвечивающие голубым льдины. 4. 1) Дальше, пересекая дорогу, тянулись желтые, (не)мигающие огни деревни. 2) В городе еще ощутимее и сильнее влияние на (не)обласканную зимой душу этого первого периода рождения весны. 3) Мне стало так, что лучше и быть (не)могло. 4) Мы бредем по тем дорожкам, где (не)кошена трава. 5. 1) Спрятался в куст черныш в надежде, что авось мимо пройдет человек, очарованный пустынностью топкой, никому (не)нужной земли. 2) В необыкновенной, никому (не)знакомой тишине зарождается рассвет. 3) Этот шест (не)достает до дна. 4) (Не)прекращавшаяся метель не давала возможности продвигаться вперед. А18 В каком(их) предложении(ях) оба выделенных слова пишутся слитно? 1. 1) Репетиции шли (в)продолжение двух недель. Партнером Шаляпина был Энрико Карузо, тогда то(же) как и Шаляпин, молодой начинающий певец. 2) (В)течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. (В)близи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой. 3) Вдруг чайки, как буд(то) сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели (в)дали пароход, и они направились к нему. 4) Около часу свирепствовал вихрь и за(тем) пропал так(же) неожиданно, как появился. 2. 1) (В)низу под обрывом плескалась рыба, (по)близости тоскливо кричала птица. 2) После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за(тем), что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве, (по)тому что в это время он обдумывал свои произведения. 3) И (по)тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадаться (на)сколько напряженно в это время работал его мозг. 4) Он упал (и)так ушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу. Все зависит (от)того, что скажет врач. 3. 1) Туман загустел и вскоре стал так резко очерчен, что к нему можно было подойти (в)плотную, протянуть руку и она тот(час) тонула в тумане. 2) (По)тому, как (в)течение нескольких секунд два ряда редких огней внизу слились в две непрерывные огненные черты, Маргарита догадалась, что летит с чудовищной скоростью. 3) (По)прошествии нескольких секунд далеко (в)низу вспыхнуло озеро света: Маргарита летела в виду города. 4) Холмы так(же) тонули в лиловой дали, и не было видно их конца. И все то(же) небо и грачи, уставшие от зноя. 4. 1) (Без)умолку торопливо стучали над головой чашки, потом звонко несколько часов (к)ряду трещал сверчок. 2) За(то) когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух, как будто не выдержав гнета, попытались сбросить с себя иго. Из-за холмов показалось пепельно-серое кудрявое облако, что(бы) оживить природу. 3) (В)продолжение какого-то времени Маргарита летела в виду стелющегося туманом росистого луга, потом над прудом, за(тем) под Маргаритой, почему-то очень волнуя сердце, шумел поезд. 4) После ночной прогулки я уходил один спать на полу, на галерею, (от)чего испытывал большое удовольствие. В голове у меня было то(же), что у романтических юношей. Я мечтал о поэтическом счастье. 5. 1) Спокойный, пышный, равномерный, как звук, возрастающий блеск пруда так(же) получал для меня странный смысл слишком большой красоты и необыкновенного счастья. Мне казалось в эти минуты, как будто природа, и луна, и я были одно и то(же). 2) Воздух то(же) изнывал от жары и тишины, от(чего) покорная природа цепенела в молчании. 3) Леонтьев протер два небольших оконца и (под)конец затопил печь. В сторожке (в)миг посветлело, она стала обжитой, уютной, добродушной (по)мере движения вперед. 4) Маргарита обогнала поезд и пошла над водным зеркалом, в котором проплывала под ногами вторая луна. Она летела, еще более снизившись, (не)смотря на то, что верхушки громадных сосен задевали ее ноги. А19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. 1. Волшебство языка родилось из этой волшебной природы () и удивительных свойств русского человека. 2. Жизнь дается один раз () и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. 3. Здесь краски не ярки () и звуки не резки. 4. Он жил раньше не в Москве, а в Петербурге ( ) и там же учился в университете. 5. В сенях пахло свежими яблоками () и висели волчьи и лисьи шкуры.
А20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1. Русый (1) с кудрявой головой (2) без шапки (3) и с расстегнутой на груди рубахой (4) Дымов казался красивым и необыкновенно сильным. 1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 2, 3; 4) 1, 2, 4. 2. Над землей (1) погруженной в ночную мглу (2) раскинулся темный небесный свод (3) с миллионами звезд (4)переливавшихся цветами радуги. 1) 1, 3; 2) 2, 4; 3) 1, 2, 4; 4) 4. 3. Над горизонтом низко-низко повис месяц (1) такой узенький (2) и такой бледный (3) что его можно было принять за серп (4) слепленный из воска. 1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 3. 4. На этой же неделе (1) в субботу (2) дождь (3) начавшийся еще в среду (4) шедший с утра и до вечера (5) лил как из ведра. 1) 1, 2, 3, 5; 2) 3, 4, 5; 3) 1, 2, 4; 4) 1, 2, 3, 4, 5. 5. На околице Михайловского (1) почти возле калитки (2) ведущей к усадьбе поэта (3) стоит старая-престарая сосна. 1) 1, 3; 2) 2, 3; 3) 2; 4) 1, 2, 3. А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? 1. С конца сентября наши сад и гумна пустели, погода (1) по обыкновению (2) круто менялась. Князь воротился, но (3) к всеобщему удивлению и разочарованию (4) даже не заехал в Мордасов. 1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4. 2. Солнечные пятна были на полу, потом перелились на прилавок, на стену и совсем исчезли (1) значит (2) солнце уже склонилось за полдень. Север (3) в самом деле (4) так же богат красками, как и юг, только палитра их спокойнее и тише. 1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4. 3. Весь день море шумело и билось о берег, к вечеру оно устало и (1) наконец (2) затихло. Скоро (3) однако (4) в пролете лесной дороги глянула просторная водная гладь. 1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4. 4. Капли росы на ветках, первый луч солнца, веселый разговор цикад и (1) наконец (2) ощущение молодости и счастья сделали эти дни особенными. Я говорил понемногу обо всем, и (3) в частности (4) о спорте. 1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4. 5. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника (1) должно быть (2) доносятся и до самолетов. На спектакле я все-таки ходил так, как (3) по моему мнению (4) должен был ходить настоящий, порядочный индеец. 1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4. А22 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1. 1) Большие белые птицы кружат над водой либо садятся отдыхать на камни. 2) Вдали перед ними пестрели и цвели луга и нивы золотые. 3) Художественный метод Врубеля не столько непосредственное наблюдение над видимой натурой сколько метод создания фантастически преображенного мира. 4) Дети собирали и ягоды и грибы и орехи. 2. 1) С поезда сошли мы да какой-то старик. 2) Я непрерывно искал все нового как во внутренней актерской работе так и в режиссерском деле. 3) Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел. 4) Пускай он послужит в армии да потянет лямку да понюхает пороху. 3. 1) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят. 2) Ждем не дождемся весны. 3) На бесконечном на вольном просторе шум и движение грохот и гром. 4) Сын полковника Тимофеева а также и все его товарищи по классу решили поступить в артиллерийское училище. 4. 1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. 2) Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне. 3) Иные хозяева вырастили уже вишни или сирень или жасмин. 4) Знакомы мы были если и не всю жизнь то по крайней мере с детства. 5. 1) Робко выглянула луна да тотчас же скрылась за проходившим облаком. 2) Пушкин точнее любого другого писателя или поэта связан со всей русской культурой. 3) И в каждом его шаге и взмахе косой чувствовалось умение и присутствие громадной физической силы. 4) Буря стонет и снасти рвет и мачту клонит. А23 Как объяснить постановку двоеточия в данных предложениях?
1. Я в кибитке валкой еду да тоскую: скучно мне да жалко сторону родную. 2. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка. 3. Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой. 4. В сыром воздухе уже чувствовались волнующие запахи весны: горьковатой преснотой дышала земля, прелым душком встречали гумна, винно-терпким ароматом полнились сады. 5. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет цельными зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.
А24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1. Мы стояли около избы (1) новую тесовую крышу (2) которой (3) заметили еще издали. 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 1, 3. 2. Лейтенант (1) ясный и звучный голос (2) которого (3) вернул нам равновесие (4) скомандовал приготовиться к контратаке. 1) 1, 4; 2) 2; 3) 3; 4) 1, 3. 3. Он желал (1) чтоб ветер выл не так уныло (2) и чтобы дождь в окно стучал (3) не так сердито. 1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 2, 3; 4) 2. 4. Лучший пловец (1) на которого возлагала надежды вся команда миноносца (2) и без которого нельзя было представить себе ни одного состязания (3) вдруг заболел. 1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 2, 3; 4) 1, 3. 5. Сознание (1) что склоны этих оврагов скоро будут превращены в террасы (2) засажены лесом (3) вишневыми и яблочными садами (4) и что в этом будет часть его труда (5) наполняло Колю гордостью. 1) 1, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 1, 2, 3, 5; 4) 1, 2, 3, 4, 5. A25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1. К вечеру пошел дождь (1) снег почти растаял (2) и (3) хотя (4) дорога стала еще грязнее (5) но все же лошадям стало легче. 1) 1, 5; 2) 1, 2, 3; 3) 1, 3, 4, 5; 4) 1, 2, 5. 2. Вы сможете выполнить эту работу (1) от которой (2) если делать ее с душой (3) вы сами получите большое удовлетворение. 1) 1; 2) 2; 3) 1, 2; 4) 1, 2, 3. 3. Капитан понимал (1) и то (2) если он сейчас проявит нерешительность (3) то потом уже нельзя будет ничего сделать. 1) 1; 2) 1, 3; 3) 2, 3; 4) 1, 2, 3. 4. Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) то с кустов посыплется роса. 1) 1, 2, 5; 2) 1, 2, 4, 5; 3) 1, 5; 4) 1, 2, 3, 5. 5. Ночь кончилась (1) и (2) когда взошло солнце (3) вся природа ожила. 1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 3; 4) 1, 2, 3.
Е.В. ЖУКОВСКАЯ, |