Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2009

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Тестовые задания

Контроль орфографии и пунктуации

Тестовые задания, которые я предлагаю вашему вниманию, аналогичны тестовым заданиям ЕГЭ 2010. Каждое задание от А13 до А25 представлено в пяти вариантах. Этот материал поможет при подготовке к той части ЕГЭ, которая посвящена контролю орфографии и пунктуации.

Е.В.

А13

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1.

1) Вгл_деться, выс_та, приг_реть;

2) выч_тать, зар_дить, оч_ровать;

3) д_ктовать, заст_лать, д_лина;

4) ж_леть, разл_чать, уд_вляться.

2.

1) Насл_ждение, выж_гать, ок_менеть;

2) увл_чение, исп_риться, дв_жение;

3) проск_ льзнуть, ог_ленный, заг_релый;

4) ст_рать, огл_деться, позн_вательный.

3.

1) Погл_щать, ок_нчательный, выпр_млять;

2) см_нить, недор_сль, предв_дитель;

3) пов_лить, сн_жение, возр_стной;

4) препод_ватель, изл_гать, оп_сение.

4.

1) Бл_стать, к_шевар, опр_вдаться;

2) зак_лоть, ед_ничный, к_снуться;

3) м_тодика, пок_яние, обр_мление;

4) хв_стун, прит_гательный, р_стение.

5.

1) Ув_дание, уд_влять, в_сенний;

2) зат_ птать, пл_ вец, похв_ ла;

3) к_рмить, расст_лила, разл_ чать;

4) обд_лить, кн_гиня, з_ря.

А14

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1.

1) Суб_ект, пред_экзаменационный, об_явить;

2) пред_стерегать, поз_быть, об_бщать;

3) пр_ображенный, пр_открыть, пр_рожденный;

4) ни_ходящий, ра_чудесный, во_шествие.

2.

1) Ад_ютант, пред_юбилейный, интер_ер;

2) под_грев, поз_вчера, раз_браться;

3) пр_града, пр_мудрый, пр_ломление;

4) и_портить, ра_рослись, бе_предельный.

3.

1) Ин_екция, двух_ярусный, кинос_емка;

2) с_размерить, над_есть, поз_прошлый;

3) пр_рвать, пр_мыкать, пр_дорожный;

4) бе_характерный, ра_чет, бе_мерный.

4.

1) Об_ятия, п_едестал, от_езд;

2) вз_браться, пред_ставлять, пр_талины;

3) пр_клонный (возраст), пр_беречь, пр_увеличивать;

4) во_рождение, бе_шумный, во_торжествовать.

5.

1) От_граться, спорт_нвентарь, контр_гра;

2) воз_мнить, пр_бабушка, под_зрение;

3) пр_восходный, гостепр_имный, пр_умолкнуть;

4) бе_жалостный, чре_мерный, ни_вергнув.

А15

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква и?

1.

1) Скрипн_шь, невид_мый;

2) возвраща_шься, завис_мый;

3) бор_шься, мысл_вший;

4) держ_шься, выстро_вший.

2.

1) Приказыва_шь, стро_мый;

2) смотр_шь, успоко_вший;

3) предлага_шь, слыш_мый;

4) стел_шь, ненавид_мый.

3.

1) Предлож_шь, чита_мый;

2) кол_шь, стро_вший;

3) ненавид_шь, раскле_вший;

4) бре_шься, завис_вший.

4.

1) Завис_шь, отвлека_мый;

2) терп_шь, нахмур_нный;

3) обид_шься, постро_вший;

4) мо_шь, невид_мый.

5.

1) Нос_шься, колебл_мый;

2) смотр_шь, немысл_мый;

3) приближа_шься, провер_вший;

4) пересажива_шь, умнож_вший.

А16

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?

1.

А Дозр_вать;

Б вдумч_вый;

В сирен_вый;

Г затраг_вать.

1) АБГ; 2) БГ; 3) АВ; 4) БВГ.

2.

А Преодол_вать;

Б добл_стный;

В ландыш_вый;

Г заш_вать.

1) АБ; 2) ВГ; 3) АБВ; 4) БВГ.

3.

А Затм_вать;

Б доверч_вый;

В рыж_ватый;

Г расчерч_вать.

1) АБ; 2) АВ; 3) БГ; 4) БВГ.

4.

А Продл_вать;

Б расчетл_вый;

В сирен_вый;

Г расстег_вать.

1) АБВ; 2) АВ; 3) ВГ; 4) БВГ.

5.

А Застр_вать;

Б нищ_нский;

В милост_вый ;

Г оцен_ вать.

1) АБ; 2) АБВ; 3) АВГ; 4) БВ.

А17

В каком предложении не со словом пишется слитно?

1.

1) Около мельничной плотины был плес (не)глубокий, но рыбный.

2) Дул (не) сдерживаемый деревьями ветер.

3) Души побеждают (не)оружием, а любовью и великодушием.

4) Вставал я рано, (не)медля одевался, брал полотенце и шел купаться в реке.

2.

1) И лес, и мельница, и уютные берега принадлежали теперь никому (не) известному инженеру.

2) За прудом расстилалось поле (не)убранной ржи.

3) Тут уже (не)парило.

4) Надо только, (не)откладывая, сделаться другим человеком и начать жить.

3.

1) Солнце – (не)огнистое, как во время знойной засухи, но светлое и приветливо лучезарное – мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки.

2) Позади небольшого дома еще (не)старый, (не)заглушенный бурьяном и кустарником сад.

3) На улицах (не)видно было ни клочка снега.

4) Мимо проходят (не)сокрушимые, отсвечивающие голубым льдины.

4.

1) Дальше, пересекая дорогу, тянулись желтые, (не)мигающие огни деревни.

2) В городе еще ощутимее и сильнее влияние на (не)обласканную зимой душу этого первого периода рождения весны.

3) Мне стало так, что лучше и быть (не)могло.

4) Мы бредем по тем дорожкам, где (не)кошена трава.

5.

1) Спрятался в куст черныш в надежде, что авось мимо пройдет человек, очарованный пустынностью топкой, никому (не)нужной земли.

2) В необыкновенной, никому (не)знакомой тишине зарождается рассвет.

3) Этот шест (не)достает до дна.

4) (Не)прекращавшаяся метель не давала возможности продвигаться вперед.

А18

В каком(их) предложении(ях) оба выделенных слова пишутся слитно?

1.

1) Репетиции шли (в)продолжение двух недель. Партнером Шаляпина был Энрико Карузо, тогда то(же) как и Шаляпин, молодой начинающий певец.

2) (В)течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. (В)близи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой.

3) Вдруг чайки, как буд(то) сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели (в)дали пароход, и они направились к нему.

4) Около часу свирепствовал вихрь и за(тем) пропал так(же) неожиданно, как появился.

2.

1) (В)низу под обрывом плескалась рыба, (по)близости тоскливо кричала птица.

2) После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за(тем), что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве, (по)тому что в это время он обдумывал свои произведения.

3) И (по)тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадаться (на)сколько напряженно в это время работал его мозг.

4) Он упал (и)так ушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу. Все зависит (от)того, что скажет врач.

3.

1) Туман загустел и вскоре стал так резко очерчен, что к нему можно было подойти (в)плотную, протянуть руку и она тот(час) тонула в тумане.

2) (По)тому, как (в)течение нескольких секунд два ряда редких огней внизу слились в две непрерывные огненные черты, Маргарита догадалась, что летит с чудовищной скоростью.

3) (По)прошествии нескольких секунд далеко (в)низу вспыхнуло озеро света: Маргарита летела в виду города.

4) Холмы так(же) тонули в лиловой дали, и не было видно их конца. И все то(же) небо и грачи, уставшие от зноя.

4.

1) (Без)умолку торопливо стучали над головой чашки, потом звонко несколько часов (к)ряду трещал сверчок.

2) За(то) когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух, как будто не выдержав гнета, попытались сбросить с себя иго. Из-за холмов показалось пепельно-серое кудрявое облако, что(бы) оживить природу.

3) (В)продолжение какого-то времени Маргарита летела в виду стелющегося туманом росистого луга, потом над прудом, за(тем) под Маргаритой, почему-то очень волнуя сердце, шумел поезд.

4) После ночной прогулки я уходил один спать на полу, на галерею, (от)чего испытывал большое удовольствие. В голове у меня было то(же), что у романтических юношей. Я мечтал о поэтическом счастье.

5.

1) Спокойный, пышный, равномерный, как звук, возрастающий блеск пруда так(же) получал для меня странный смысл слишком большой красоты и необыкновенного счастья. Мне казалось в эти минуты, как будто природа, и луна, и я были одно и то(же).

2) Воздух то(же) изнывал от жары и тишины, от(чего) покорная природа цепенела в молчании.

3) Леонтьев протер два небольших оконца и (под)конец затопил печь. В сторожке (в)миг посветлело, она стала обжитой, уютной, добродушной (по)мере движения вперед.

4) Маргарита обогнала поезд и пошла над водным зеркалом, в котором проплывала под ногами вторая луна. Она летела, еще более снизившись, (не)смотря на то, что верхушки громадных сосен задевали ее ноги.

А19

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

1. Волшебство языка родилось из этой волшебной природы () и удивительных свойств русского человека.

2. Жизнь дается один раз () и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.

3. Здесь краски не ярки () и звуки не резки.

4. Он жил раньше не в Москве, а в Петербурге ( ) и там же учился в университете.

5. В сенях пахло свежими яблоками () и висели волчьи и лисьи шкуры.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

А20

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Русый (1) с кудрявой головой (2) без шапки (3) и с расстегнутой на груди рубахой (4) Дымов казался красивым и необыкновенно сильным.

1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 2, 3; 4) 1, 2, 4.

2. Над землей (1) погруженной в ночную мглу (2) раскинулся темный небесный свод (3) с миллионами звезд (4)переливавшихся цветами радуги.

1) 1, 3; 2) 2, 4; 3) 1, 2, 4; 4) 4.

3. Над горизонтом низко-низко повис месяц (1) такой узенький (2) и такой бледный (3) что его можно было принять за серп (4) слепленный из воска.

1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 3.

4. На этой же неделе (1) в субботу (2) дождь (3) начавшийся еще в среду (4) шедший с утра и до вечера (5) лил как из ведра.

1) 1, 2, 3, 5; 2) 3, 4, 5; 3) 1, 2, 4; 4) 1, 2, 3, 4, 5.

5. На околице Михайловского (1) почти возле калитки (2) ведущей к усадьбе поэта (3) стоит старая-престарая сосна.

1) 1, 3; 2) 2, 3; 3) 2; 4) 1, 2, 3.

А21

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

1. С конца сентября наши сад и гумна пустели, погода (1) по обыкновению (2) круто менялась.

Князь воротился, но (3) к всеобщему удивлению и разочарованию (4) даже не заехал в Мордасов.

1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.

2. Солнечные пятна были на полу, потом перелились на прилавок, на стену и совсем исчезли (1) значит (2) солнце уже склонилось за полдень.

Север (3) в самом деле (4) так же богат красками, как и юг, только палитра их спокойнее и тише.

1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.

3. Весь день море шумело и билось о берег, к вечеру оно устало и (1) наконец (2) затихло. Скоро (3) однако (4) в пролете лесной дороги глянула просторная водная гладь.

1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.

4. Капли росы на ветках, первый луч солнца, веселый разговор цикад и (1) наконец (2) ощущение молодости и счастья сделали эти дни особенными. Я говорил понемногу обо всем, и (3) в частности (4) о спорте.

1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.

5. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника (1) должно быть (2) доносятся и до самолетов. На спектакле я все-таки ходил так, как (3) по моему мнению (4) должен был ходить настоящий, порядочный индеец.

1) 1, 2; 2) 1, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.

А22

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1.

1) Большие белые птицы кружат над водой либо садятся отдыхать на камни.

2) Вдали перед ними пестрели и цвели луга и нивы золотые.

3) Художественный метод Врубеля не столько непосредственное наблюдение над видимой натурой сколько метод создания фантастически преображенного мира.

4) Дети собирали и ягоды и грибы и орехи.

2. 1) С поезда сошли мы да какой-то старик.

2) Я непрерывно искал все нового как во внутренней актерской работе так и в режиссерском деле.

3) Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел.

4) Пускай он послужит в армии да потянет лямку да понюхает пороху.

3.

1) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

2) Ждем не дождемся весны.

3) На бесконечном на вольном просторе шум и движение грохот и гром.

4) Сын полковника Тимофеева а также и все его товарищи по классу решили поступить в артиллерийское училище.

4.

1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.

2) Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне.

3) Иные хозяева вырастили уже вишни или сирень или жасмин.

4) Знакомы мы были если и не всю жизнь то по крайней мере с детства.

5.

1) Робко выглянула луна да тотчас же скрылась за проходившим облаком.

2) Пушкин точнее любого другого писателя или поэта связан со всей русской культурой.

3) И в каждом его шаге и взмахе косой чувствовалось умение и присутствие громадной физической силы.

4) Буря стонет и снасти рвет и мачту клонит.

А23

Как объяснить постановку двоеточия в данных предложениях?

М.А. Врубель. 1900-е годы

1. Я в кибитке валкой еду да тоскую: скучно мне да жалко сторону родную.

2. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка.

3. Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой.

4. В сыром воздухе уже чувствовались волнующие запахи весны: горьковатой преснотой дышала земля, прелым душком встречали гумна, винно-терпким ароматом полнились сады.

5. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет цельными зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного предложения заключает в себе следствие, вывод из того, что говорится в первой.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части.

А24

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Мы стояли около избы (1) новую тесовую крышу (2) которой (3) заметили еще издали.

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 1, 3.

2. Лейтенант (1) ясный и звучный голос (2) которого (3) вернул нам равновесие (4) скомандовал приготовиться к контратаке.

1) 1, 4; 2) 2; 3) 3; 4) 1, 3.

3. Он желал (1) чтоб ветер выл не так уныло (2) и чтобы дождь в окно стучал (3) не так сердито.

1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 2, 3; 4) 2.

4. Лучший пловец (1) на которого возлагала надежды вся команда миноносца (2) и без которого нельзя было представить себе ни одного состязания (3) вдруг заболел.

1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 2, 3; 4) 1, 3.

5. Сознание (1) что склоны этих оврагов скоро будут превращены в террасы (2) засажены лесом (3) вишневыми и яблочными садами (4) и что в этом будет часть его труда (5) наполняло Колю гордостью.

1) 1, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 1, 2, 3, 5; 4) 1, 2, 3, 4, 5.

A25

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. К вечеру пошел дождь (1) снег почти растаял (2) и (3) хотя (4) дорога стала еще грязнее (5) но все же лошадям стало легче.

1) 1, 5; 2) 1, 2, 3; 3) 1, 3, 4, 5; 4) 1, 2, 5.

2. Вы сможете выполнить эту работу (1) от которой (2) если делать ее с душой (3) вы сами получите большое удовлетворение.

1) 1; 2) 2; 3) 1, 2; 4) 1, 2, 3.

3. Капитан понимал (1) и то (2) если он сейчас проявит нерешительность (3) то потом уже нельзя будет ничего сделать.

1) 1; 2) 1, 3; 3) 2, 3; 4) 1, 2, 3.

4. Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) то с кустов посыплется роса.

1) 1, 2, 5; 2) 1, 2, 4, 5; 3) 1, 5; 4) 1, 2, 3, 5.

5. Ночь кончилась (1) и (2) когда взошло солнце (3) вся природа ожила.

1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 3; 4) 1, 2, 3.

  1 2 3 4 5
А13 4) 2) 1) 3) 1)
А14 4) 3) 1) 2) 4)
А15 4) 2) 3) 3) 2)
А16 3) 3) 2) 2) 1)
А17 1) 2) 4) 1) 4)
A18 3) 1) 1) 2) 2)
А19 3) 2) 4) 3) 4)
А20 4) 3) 1) 4) 4)
А21 4) 1) 3) 4) 4)
А22 3) 2) 4) 4) 1)
А23 3) 3) 3) 4) 4)
А24 1) 1) 1) 4) 3)
А25 4) 4) 3) 3) 4)

Е.В. ЖУКОВСКАЯ,
г. Калуга

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru