ПОДСПОРЬЕ
Контрольные диктанты
по русскому языку в 8-м классе
Предлагаю учителям средней школы, работающим в
8-м классе, диктанты по трем темам курса русского
языка, которые могут быть использованы при
осуществлении контроля за тем, как ученики
овладели орфографическими и пунктуационными
навыками. Разработаны также грамматические
задания, предусмотрена словарная работа с
трудными для понимания лексемами.
В качестве дополнения предлагаются словарные
диктанты, куда включены трудные слова и
словосочетания, встречающиеся в предлагаемых
текстах или родственные им.
Поскольку все три текста взяты из книги
И.С. Шмелева «Лето Господне» (часть «Радости»,
глава «Покров»), т.е. объединены общей темой –
«Заготовка солений на зиму в доме семилетнего
мальчика Вани», дается краткая справка о
И.С. Шмелеве и его произведении, что
способствует не только образовательным, но и
воспитательным целям обучения.
Полагаю, что подобранный для уроков контроля и
подготовки к контрольным диктантам материал
будет интересен для учителей, работающих в
восьмых классах. Он также может быть использован
и при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому
языку.
Тема: «Члены предложения.
Односоставные предложения»
ЗАСОЛКА ОГУРЦОВ
В канун Ивана Постного в нашем доме солят
огурцы. Работники начинают готовиться к этому за
неделю: выпаривают кадки и кадочки, кипятят воду
в чугунах для рассола, режут укроп, хрен, терпко
пахнущий черносмородиновый лист. Работа эта
веселая.
Для старичка Горкина к высоким кадкам
приставлена лесенка, чтобы можно было проверить
чистоту посудины.* Огурчики – дело строгое,
требует аккуратности.
Знакомый огородник Павел Ермолаич пригнал на
семи возах сочного, хрустящего, как хрящ, огурца.
Все хотят попробовать огурчика. Ешь, милый
человек, не жалко! На розово-коричневых рогожах
разложены зеленые кучи огурца, который теперь
будут мыть в корыте, напоминающем долгую лодку с
перевоза.**
И сегодня из дали лет слышится мне
особенный запах сырости, тающего льда из погреба,
крепчайшего хрена, укропных семечек, томящей
огуречной свежести… Издалека видна такая
спокойная, родная, омоленная русской душой,
безвозвратно ушедшая быль. Горкин, сняв картуз
и перекрестившись, творит молитву над опущенными
в кадку огурцами: «Благослови их , Господи, лютую
зиму перебыть».
Но вот кадки наполнены, укрыты и опущены в
ледяную глубину погреба.Стоит во дворе огуречный
дух, а также пряным укропом и хреном попахивает.
Спят в холоде и тишине омоленные огурцы.
(По И.С. Шмелеву)
(180 слов)
Грамматическое задание
1. Докажите, что перед вами текст.
Определите тему текста.
2. Приведите два примера использования в
этом тексте изобразительно-выразительных
средств.
3. Начертите схему предложения,
отмеченного знаками «*» (1-й вариант), «**» (2-й
вариант).
4. Объясните графически постановку
знаков препинания в предложениях, выделенных
курсивом.
5. Найдите в третьем абзаце односоставные
предложения, определите их вид.
Перед написанием диктанта учитель может кратко
рассказать о писателе Иване Сергеевиче Шмелеве
и главной его книге – повествовании «Лето
Господне», созданной в эмиграции, куда судьба
забросила автора, как и сотни тысяч его
соотечественников, после большевистской
октябрьской революции 1917 года. Это книга о
семилетнем мальчике, его радостях и горестях, о
далекой и бесконечно близкой Москве, о вечных
ценностях, обретенных в детские годы. Именно
детские впечатления навсегда оставили в душе
писателя и светлое Христово Рождество, и Вербную
неделю, и домашние праздники, и даже заготовку
солений на зиму (последнее – «веселая работа»).
Читая отрывок из повествования «Лето Господне»,
мы не только узнаем о быте старой Москвы, но и
восхищаемся сочной русской речью, метким
народным словом.
Стоит, кстати, обратить внимание на отдельные
лексемы, которые могут быть не поняты
восьмиклассниками. Кто такой Иван Постный?
Ответ можно найти в самом тексте: «Вот и канун
Ивана Постного – “усекновение Главы Предтечи и
Крестителя Господня” – печальный день. Завтра
пост строгий». По религиозному обычаю, в этот постный
день нельзя «вкушать… ничего круглого: ни
картошки, ни яблочка, ни арбуза … напоминают
“Главку”». А поскольку среди длинных огурцов
бывают «вовсе круглые, “кругляки”», то «и
огурчика лучше не вкушать, одно к одному уж
пусть… Потому, пожалуй, в канун огурцы и солят».
Более понятно слово огородник: оно
родственно слову огород и, следовательно,
означает человека, выращивающего овощи.
Огородники обычно брали в аренду у
землевладельцев участки под посевы на
весенне-летние месяцы, а часть платы вносили, по
договору, осенью овощами.
При подготовке к диктанту следует
написать словарный диктант, в котором
встретятся те же орфограммы, что и в предстоящем
диктанте. Предлагаю его возможный вариант.
Начинается подготовка; вскипяченная для
рассола вода; черносмородиновый лист; дело,
требующее аккуратности; на светло-коричневых
рогожах; огромное деревянное корыто; чувствуется
особенный аромат свежести; безвозвратно ушедшее
время; сотворение молитвы; вымоленное прощение.
Необходимо также повторить, что такое текст,
тема; вспомнить, какие изобразительно-выразительные
средства речи им известны. В диктанте они
должны будут увидеть сравнения (хрустящий, как
хрящ, огурец, корыто, напоминающее долгую
лодку с перевоза), метафору (огурчики – дело
строгое), эпитеты (родная, безвозвратно
ушедшая быль, томящая огуречная свежесть), олицетворение
(спят в кадках омоленные огурцы).
На уроке, предваряющем диктант, нужно обобщить
сведения по теме «Члены предложения.
Односоставные предложения», разобрав по членам
несколько предложений различных видов. Примеры
есть, конечно, в школьном учебнике по русскому
языку, но я предлагаю фразы из «Лета Господня» (с
книгой и краткой биографией И.С. Шмелева можно
познакомить учеников и на этом уроке, при анализе
предложений: возможно, системная работа учеников
с текстом повествования в течение нескольких
уроков вызовет интерес к нему, что само по себе
важно). Так, например, для анализа берется
несколько предложений из главы «Постный рынок»
(часть «Праздники»).
Восьмиклассники разбирают предложения по
членам, дают их характеристику, составляют схемы,
комментируют расстановку знаков препинания и
орфограммы. Попутно стоит попросить объяснить
значение словосочетания Постный рынок. Речь
идет о московском рынке (иначе он назывался грибной),
на котором продавались самые разнообразные
продукты, кроме мясных, и который открывался во
время Великого поста, длящегося несколько недель
и предваряющего праздник Светлой Пасхи.
1. Народу по дороге к рынку густо; несут и
сухие грибы, нанизанные на нитки, и вязки теплых
баранок, хрустящих на зубах, и полотняные мешки с
горохом.
2. Здесь кислая капуста. Широкие кадки,
стоящие на санях, терпкий и острый дух.
3. А вот и огурцами потянуло; крепкий и свежий
запах, укропный, хренный. Морковка и лук, репа и
кроваво-сахарная, как арбуз, свекла.
4. Горкин, нагруженный товаром, ведет меня в
медовый ряд, где сладко, по-церковному пахнет
воском и золотисто-янтарным медом.
5. Пьем обжигающий сбитень, угощаемся
великопостными сахарными пышками, которые горой
лежат на деревянном прилавке.
Сбитень – это широко известный еще со
времен Древней Руси горячий напиток на меду и
травах, который чаще всего употребляли в зимнее
время. «В самоварах, на долгих дужках, – сбитень…
Такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем –
душисто, сладко… На снежку, в лесу … приятно!» –
пишет И.С. Шмелев.
Тема: «Однородные члены предложения»
Перед диктантом следует напомнить учащимся,
что мы вновь обращаемся к повествованию
И.С. Шмелева «Лето Господне», в котором
рассказывается о детских годах мальчика Вани.
Ваня – сын московского подрядчика Сергея
Ивановича Шмелева, осуществляющего различные
строительные работы и нанимающего для этого
рабочих строительных специальностей: плотников,
землекопов, конопатчиков, штукатуров,
кровельщиков и др.
КВАШЕНИЕ КАПУСТЫ
А вот и другая радость – квашение капусты.
После Воздвижения принимаются парить
широкие кадки под капусту, ладят новенькие щиты
для гнета, сверкающие на солнце смолистой елкой,
до блеска начищают сечки.* Народу пришло много:
все плотники, закончившие работу, землекопы и
конопатчики, штукатуры и маляры, каменщики и кровельщики.
Весь двор завален бело-зеленой горой свежайшей
капусты, которую на двадцати возах привез
огородник Павел Ермолаич.** Рубят капусту в
огромных корытах из толстенных дубовых досок,
стучат десятью сечками с каждого боку, весело
перекликаются друг с другом. В корыто, называемое
хозяйским, кидают капустку беленькую,
«молочную», а в другое, предназначенное для
работников, отбираются кочни погрубее,
позеленее. Старичок Горкин объясняет мне: «Обиды
тут нет, голубчик, потому что мы не сладкую
капустку любим, а с горчинкой, покрепче».
Работают молча, хотя Горкин не только не
запретил бы петь, но и сам с народом спел бы
какую-нибудь веселую песню. Однако нельзя запеть,
потому что дыхание сбивается. Работники вновь
стучат металлическими сечками, хрустят
кочерыжками, швыряя огрызки в блестящую под
солнцем лужу.
Мелко нарубленная капуста ссыпается в кадки и
перестилается крупной солью, а Горкин привычно
шепчет над ней молитву.
(По И.С. Шмелеву)
Воздвиженье Креста Господня – этот
церковный праздник отмечается 14 (27) сентября в
память о двух событиях – об обретении
животворящего креста, на котором, по преданию,
был распят Иисус Христос, и о возвращении его от
персов, похитивших крест в 614 году при захвате
Иерусалима.
Грамматическое задание
1. Начертите схемы предложений, отмеченных в
тексте знаками «*» (1-й вариант), «**» (2-й вариант).
2. Подчеркните грамматические основы в
предложениях, выделенных курсивом.
3. Разберите по составу слова: закончившие, с
горчинкой (1-й вариант); кровельщики, предназначенное
(2-й вариант).
4. Придумайте и запишите предложения по схемам:
... О: и о, и о, и о.
(1-й вариант); О: о, о, о – … (2-й
вариант).
Словарный диктант
Смолистый аромат, сверкающие на солнце
бриллианты, кровельщики и каменщики,
бело-зеленые листья капусты, огромные корыта из
толстенных досок, перекличка в строю, хозяева и
работники, споешь какую-нибудь грустную песенку,
седой старичок, сбившееся дыхание, хрустящие
кочерыжки, блистающие на солнце капли росы,
расстилающаяся даль, мелко нарезанная бумага,
отзвучавшая молитва.
На уроке подготовки к диктанту нужно повторить главные
и второстепенные члены предложения, схемы
расстановки знаков препинания при однородных
членах (в том числе и с обобщающим словом), виды
односоставных предложений. Для этого можно
использовать как упражнения из учебника и
материалы из «Рабочей тетради по русскому языку»
(автор Г.А. Богданова), так и материалы из
повествования «Лето Господне» (например, из
главы «Рождество», часть «Радости»).
Если анализировать предложения из
повествования И.Шмелева, следует задать вопрос
учащимся: что им известно о празднике
Рождества и Рождественском посту (Рождество
– рождение Христа Спасителя – отмечается в
конце декабря по старому стилю и является, наряду
с Пасхой, одним из главных христианских
праздников, к которому христиане готовятся
заранее, соблюдая строгий пост, очищая душу от
грехов. «Шесть недель постились, ели рыбу, –
пишет И.С. Шмелев. – Зато на Рождество –
свинину, все»).
|
Иван Сергеевич Шмелев
(1873–1950)
|
Работа с данными ниже предложениями поможет
ученикам вспомнить ряд орфограмм (например,
правописание н и нн в причастиях и
прилагательных), избежать пунктуационных ошибок
в диктанте, правильно выполнить грамматическое
задание, наконец, пополнит их словарный запас
новыми лексемами.
1. В русских реках всякая рыба водится: не
только сом, лещ, селедка, но и белуга, осетр, судак.
2. Мужики-тамбовцы, волжане из-под Самары обозами
везут в Москву мороженую свинину и молочных
поросят, гусей и индюшек, а сибиряки поставляют
пестреньких рябчиков, глухарей и тетеревов –
словом, всякую лесную дичь.
Толкование слова обоз писатель дает
здесь же: «Обоз? Ну, будто поезд … только
не вагоны, а сани, по снежку, широкие, из дальних
мест. Гусем, друг за дружкой тянутся».
3. На Конной площади растянулся на целую
версту поросячий ряд, а дальше идут гусиный,
куриный, утиный ряды, где прямо из саней торгуют
поштучно, без весов.
4. Перед Рождеством чистят до зеркального
блеска щеточкой с мелом ризы на иконах, натирают
паркетные полы мастикой с медовым воском, вешают
на окна свеженакрахмаленные шторы, а в гостиной
стелют на пол новый ковер, изукрашенный пышными
голубыми розами.
Тема: «Обособленные определения и
приложения»
МОЧЕНИЕ АНТОНОВКИ
В канун Покрова наступает третья, самая
большая радость – мочение антоновки.
Погода разгулялась, большое солнце. На паркет в
столовой молодцы-плотники, одетые в чистые
розовые рубахи, русые, ясноглазые, пахнущие
банным березовым веником, втаскивают огромный
рогожный тюк с выпирающей из него соломой. Сразу
становится слышно, как сладко запахло яблоком.
Ляжешь на тюк и дышишь яблочными садами,
деревней, волей. Не дождешься, когда распорют
рогожу, наполненную яблоками.
Но вот тюк открыт, и катится по паркету румяное
яблоко, большое, душистое, цвета подсолнечного
масла*. Все домашние радостно смотрят, как
выглядывают из соломы золотистые
плоды-красавцы**. Комната совсем другая, яблочная.
Тщательно вытираем каждое яблоко холстинным
полотенцем, внимательно оглядываем и заливаем
топленым воском родимые ямки-завитушки. Тут же
стоят новые кадушки, сделанные из липы. В них укладывается
запаренная овсяная солома, а на нее
аккуратными рядами кладутся золотистые
антоновки, и все это заливается теплой водой на
солоде.
Плотники поднимают отяжелевшие кадушки и
бережно относят в погреб, убирают с пола солому.
Но еще долго будет держаться в комнатах яблочный
аромат, и с какой же радостью я найду
закатившееся под шкаф яблоко – золотистое
антоновское «счастье»!
(По И.С. Шмелеву).
Покров Пресвятой Богородицы (отмечается 14
октября по новому стилю) – этот церковный
праздник установлен в память о следующем
событии: по преданию, в 910 г. Богородица явилась в
одном из храмов Константинополя и простерла над
верующими белое покрывало-омофор, вознеся
молитву о спасении мира от невзгод и страданий.
И.Шмелев, рассказывая о празднике Покрова,
объясняет его суть с помощью народной
этимологии: «Вот и Покров пришел, праздник
Владычицы Пречистой, – во всю землю Ее Покров. И
теперь ничего не страшно. Все у нас запасено, зима
идет, а мы ухитимся потеплей, а над нами
Владычица – там, высоко, за звездами». Старый
плотник Горкин, которого все уважают «за
премудрость», объясняет маленькому Ване:
«Потому, милок, и не страшно нам ничего, под
таким-то Покровом. Работай-знай – и живи, не
бойся, заступа у нас великая».
Грамматическое задание
1. Докажите, что перед вами текст.
Определите тему текста.
2. Составьте схемы предложений, отмеченных
знаками «*» (1-й вариант), «**» (2-й вариант), выделите
основы предложений.
3. Разберите по составу слова: холстинное,
овсяная (1-й вариант), запаренная,
укладывается (2-й вариант).
4. Приведите два примера использования
изобразительно-выразительных средств в тексте.
Отмечу сразу, что в тексте встречаются метафоры
(золотистое антоновское «счастье»), эпитеты
(золотистые плоды-красавцы, яблочная
комната), сравнения (яблоки цвета
подсолнечного масла), олицетворения (погода
разгулялась, выглядывают из соломы плоды).
Словарный диктант
Ясноглазые плотники в полотняных рубахах;
огромный рогожный мешок; сочные плоды,
закатившиеся под стол; моченые яблоки; емкость,
наполненная фруктами; выпирающая из рогожи
солома; распаренные овсяные отруби; аккуратные
ряды золотистых груш; белые кадушки, сделанные из
липовых досок; отяжелевшие от груза бочки;
тончайший аромат свежести.
На уроке подготовки к контрольному диктанту
обобщаем сведения по теме: «Обособленные
определения и приложения», анализируем несколько
предложений, которые можно опять-таки взять
из книги «Лето Господне» (например, из главы
«Розговины», часть «Праздники»).
Можно сообщить восьмиклассникам о том, что в
этой главе речь идет о подготовке и проведении
праздничного обеда в честь Светлой Пасхи,
который заботливый хозяин Сергей Иванович устраивает
для своих работников прямо во дворе. Обратим
внимание, что в названии отражено не московское,
а костромское, северновеликорусское, произношение:
розговины – это своеобразная дань
уважения, дань памяти писателя и старому
плотнику Горкину, и старшему приказчику
«Василь-Василичу» ( они оба «с лесной стороны,
костромские»), и многочисленным плотникам,
каменщикам, землекопам, приходившим с верховьев
Волги в Москву и работавшим на подрядах у
Шмелева-старшего.
1. Мы с Горкиным сидим на бревнах во дворе и
смотрим на новенький скворечник, такой высокий,
светлый, из свеженьких дощечек.
2. Полдвора еще занято блестящей на солнце
лужей, но по случаю праздника на ней настелены
доски на бревнышках, сделаны перильца, пахнущие
сосновой смолой.
3. Для праздника во дворе поставлены
особенные, дважды начисто пройденные рубанком
столы на новеньких козлах – настоящий
подарок к Пасхе.
4. Старые плотники, от которых пахнет горячим
ситцем, каким-то крепким мылом, квасом и
конопляным маслом, ласково гладят меня,
маленького, по головке, суют крашеные яички.
В данных предложениях учащиеся комментируют
известные им орфограммы и пунктограммы,
погружаясь при этом в живую народную речь, такую
яркую, сочную.
Л.В. ТОРОПЧИНА,
канд. филол. наук,
гимназия № 1549,
Заслуженный учитель РФ,
г. Москва
|