МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Безударные гласные в корнях слов
ЧАСТЬ I.
(Материалы для повторения орфографии)
Правописание гласных в корнях слов не
подчиняется какому-то одному правилу, а
определяется системой правил, регулирующих
написание:
1) безударных гласных:
• проверяемых,
• непроверяемых,
• в корнях с чередованиями;
2) ударных и безударных гласных:
• после шипящих,
• после ц,
• после приставки на согласный,
• обозначаемых буквой э.
Русская орфография – это система
единообразных написаний, поэтому в большинстве
случаев корни в однокоренных словах должны иметь
одинаковый буквенный состав. Например, корень -сад-
произносится в словах сад, садовник, садовод
по-разному, но написание его единообразно, оно не
зависит от произношения. Проверить безударную
гласную в морфемах большинства русских слов
можно по сильной позиции гласной фонемы.
Однако этот принцип нарушается в некоторых
случаях, например:
– безударную гласную в корне слова заря
невозможно проверить сильной позицией, т.к. под
ударением в однокоренных словах оказывается то а,
то о (зарево, зори);
– начальный звук [и] последовательно
заменяется на [ы] после приставок на
согласный звук (искать – изыскать), и это
происходит как в слабых, так и в сильных позициях (изыскивать);
– исторически закрепились написания,
противоречащие общему правилу (поровну, калач1), часто это
происходило из-за того, что слова теряли
семантические и словообразовательные связи с
родственными словами;
– в русский язык вошло множество родственных
слов из старославянского языка (старослав. глава
– русск. голова, старослав. ладья – русск.
лодка).
Проверяемые безударные гласные в
корне слова
В соответствии с фонематическим принципом
русской орфографии звук, находящийся в слабой
позиции, на письме передается буквой,
обозначающей фонему. А фонема, как известно,
определяется по сильной позиции. То есть слабая
позиция проверяется сильной. В школе
предлагается вариант этого правила без опоры на
понятие фонемы:
Для проверки безударной гласной в корне нужно
изменить слово или подобрать родственное слово
таким образом, чтобы на сомнительную гласную
падало ударение.
Например: приблизительно – близкий,
увязать – вязнуть.
Нужно учесть, что секрет написания часто
кроется в происхождении слова. Слово может быть
немотивированным в современном языке, но найти
проверочное слово можно среди слов, которые
являлись однокоренными в прошлые эпохи жизни
языка. Поэтому для решения некоторых
орфографических проблем необходимо знание
реального происхождения слова в языке, его
этимологии.
Например, в слове рябина в современном
русском языке выделяется корень -рябин- и
окончание -а, но произошло это слово от
общеславянского корня, называющего бурый цвет,
поэтому исторический корень в этом слове -ряб-,
и в ряду родственных слов находим проверочные – рябь,
рябчик.
Часто встречаются ошибки в написании слова обаятельный.
Современный корень в нем -обая- (ср. обаяние).
Однако исторически это слово мотивировно
глаголом баять, который, как отмечено в
словаре В.Даля, уже в середине XIX в. был
диалектным. Современные синонимы этого
слова – говорить, болтать, беседовать,
рассказывать, разговаривать.
Задание 1. Объясните написание слов,
опираясь на их этимологию (для этого используйте
этимологические словари русского языка);
определите современный морфемный состав слов.
Воплотить, знакомый, мерцать; печаль,
попечение, опекать; повесть, повествователь;
извещение, починить, сочинить; притязания,
распорядился, состязаться.
Задание 2. Перед вами список слов, проверка
которых вызывает наибольшие затруднения,
подберите к ним проверочные слова, проверьте
себя по орфографическому словарю.
б_готворить
в_пиющий
д_вольно
загл_дение |
загр_ждение
з_млетр_сение
исп_щренный
кл_енка |
огр_ничение
ор_шение
оп_лчение
оскв_рненный
осн_стить
от_гощать
пов_сть |
погл_щать
подч_нить
препод_вать
разгл_гольствовать
разд_ваться
расст_гнуть
благосл_вение |
к_ричневый
нас_ждать
насл_ждаться
настр_чить |
об_ятельный
обн_женный
обог_щать
объед_нение |
расщ_пить
р_бина
снар_жение
сп_ртакиада
ст_жательство
cум_рки
уб_юкать |
убл_жить
угн_тение
уд_вительно
укр_щение
уч_щенный
ч_рующий
шп_ргалка |
! Необходимо запоминать группы
однокоренных слов, в которых орфографической
традицией закреплено разное написание корней: |
-дет-: дети, детина, детвора,
детеныш, детишки;
-дит-: дитя (дитё), дитятко, дитяти;
-сид-: сидеть (сидя), сиделка, сидение,
сидячий, посиделки;
-сед-: седло, седлать, сесть, седок,
восседать,заседать, наседать, приседать;
-вис-: виснуть, виселица, висеть, повисеть,
свисать, зависать, нависать, обвисать, подвисать,
провисать, висение, висячий, висюлька,
отвисеться, перевисеть, провисеть.
-вес-: весы, весовой, весовщик, веский,
весомый, весить, взвесить, вывеcить, вывеска, на
весу, повесить, вывесить, подвесить, подвесной,
навесить, навесной, отвесить.
Задание 3. Подумайте, каковы могут быть
причины такого написания. Для выяснения причин
используйте словообразовательные, морфемные и
этимологические словари, а также навыки
морфемного и словообразовательного анализа и
собственную языковую интуицию.
! Часто встречаются ошибки в написании корней-омофонов,
например: поласкать – полоскать, развиваться
– развеваться. |
Задание 4. Подберите к обоим словам
каждой пары слов, содержащих корни-омофоны,
проверочные слова. Выделите корни. Придумайте
словосочетания с каждым из слов. Вставьте
пропущенные буквы.
Слова, содержащие
корни-омофоны |
Вспомогательный
материал
и упражнения |
благословить –
прославлять |
Благословить 1.
Совершать обрядовое действо – знамение креста,
произнося слова молитвы, призывающие Бога
оказать покровительство или помощь кому-л. в
новых жизненных обстоятельствах или в каком-л.
важном, трудном деле.
2. Совершать обряд благословения (2). // Давать
согласие, разрешение на брак.
3. перен. Разрешать, позволять сделать что-л.
4. перен. Напутствовать, желая удачи,
благополучия.
5. устар. Выражать чувство признательности;
благодарить. // Воздавать хвалу кому-л., чему-л. |
вытеснить – вытиснить |
Вытиснить Производить
тиснением, выдавливать на чем-л. рисунок, узор |
долина – удаляться |
вд_леке, непод_леку, д_линушка,
изд_ли, вд_ли, д_линный, изд_лека, од_ль, д_линка,
поод_ль, д_льнейший, отд_ляться, уд_ление |
залезать – зализать |
|
запевать – запивать |
|
нагромождение –
громадный |
взгром_здить,
загром_здить, загром_ждение, нагром_здить,
нагром_ждение, громоздкий; гром_дье, громада |
облаченный –
облеченный –
обличенный |
Облачать
Одевать в какую-л. одежду (обычно с
оттенком торжественности или иронии). //
Покрывать, окутывать собой
Облечь
Наделять, снабжать кого-л. (властью,
полномочиями и т.п.)
Обличать
1. Высказывая правду, порицая,
разоблачать (обман или какие-л. отрицательные
явления)
2. Обнаруживать, показывать, раскрывать |
обожать – обижать –
обежать |
|
оземь – озимь |
Озимь
Осенние посевы однолетних злаков,
прорастающих осенью и зимующих под снегом |
освещенный –
освященный |
|
отварить – отворить |
|
покорять – покарать |
|
поласкать – полоскать |
|
привидение –
приведение |
|
примерять – примирять |
|
пристежной –
пристяжной |
|
проживать – прожевать |
|
развиваться –
развеваться |
разв_вающие игрушки,
разв_ваются волосы, нав_вать кнут, разв_-вать
память, разв_вается знамя, разв_ваю воображение,
нав_вать воспоминания, разв_вать веревку,
разв_ваются паруса (ленты), нав_вать сны, обв_вать
ветром |
раздражать – дрожать |
дразнить (дразнит);
продрогнуть (дрожь) |
разредить – разрядить |
разр_дить ружье,
разр_дить аккумулятор, разр_женный воздух,
прор_дить всходы, разр_дить обстановку, разр_дить
эмоции, зар_-дил дождь, разр_дить ситуацию,
разр_женный газ |
расколоть – раскалять |
|
скрепить – скрипеть |
Скр_пя сердц_,
скр_пучий голос, скр_пленный рукопожатием,
скр_-пящие кр_пления |
слезать – слизать |
|
слепил – слипались |
|
спешить – спиши |
|
старожил – сторожил |
|
увядать – увидать |
|
угодить – угадать |
|
украшать – укрощать |
|
умалять – умолять |
|
частота – чистота |
|
щепать – щипать |
щ_пать лучину,
отщ_пнуть кусочек, больно ущ_пнуть, отщ_пенец,
ощ_пать курицу, расщ_пленный пень, щ_пок, щ_пцы,
выщ_пать ресницы |
Задание 5. Распределите слова по
группам на основании их родства, выделите
современный корень и этимологический.
1. Ра или ро? |
возр_жение возр_дить
возр_зить
возр_ждение
вообр_зить
вр_жденный
зар_дить
зар_ждаться
изобр_зить
неотр_зимый
облагор_дить
обр_з
обр_зец
обр_зно
обр_зность
обр_зный |
обр_зовать обр_зцовый
обр_зчик
отр_жатель
отр_жательный
отр_жение
отр_зить
отр_ду
пор_дить
пор_жение
пор_зительный
пор_зить
пор_ждение
преобр_жение
преобр_зиться
привор_жить |
прообр_з р_зить
разр_зиться
р_динка
р_дители
р_дить
р_дник
р_ждаемость
р_ждаться
р_ждение
сообр_зить
сообр_зный
ср_зить
ср_ду
ур_диться
ур_жай |
2. Све
или свя? |
высокопреосв_щенство осв_тлить
осв_щение
осв_тить (дорогу)
посв_тить в рыцари
посв_щать в тайну
посв_щение в студенты
посв_щенное стихотворение
посв_щенный |
пресв_той просв_тительство
просв_тить
просв_тленный
просв_щение
просв_щенный
просв_щенческий
рассв_тать
св_тило
св_тильник |
св_тлеть св_тлица
св_тлый
св_тлячок
св_чение
св_тилище
св_той
св_тотатство
св_тыня
св_щенный |
! Применяя общее правило о написании
безударных гласных в корнях слов, необходимо
учитывать, что проверять безударный гласный
при помощи однокоренных глаголов с суффиксами -ива-
(-ыва-) нельзя. Суффикс -ива- (-ыва-)
вместе с переносом ударения и чередованием
гласных в корне во многих глаголах является
показателем глагольного вида. Например:
взломать (сов. в.) – взламывать (несов. в.). |
Задание 6. Прочитайте пары слов.
Подберите подходящие проверочные слова для
безударных корней. Выделите корни и суффикс -ива-
(-ыва-).
выработать
– вырабатывать
заготовлять – заготавливать
затопить – затапливать
заходить – захаживать
косить – скашивать |
прополоть
– пропалывать
протопить – протапливать
раздвоиться – раздваиваться
разбросать – разбрасывать
размолоть – размалывать |
надоить
– надаивать
облагородить – облагораживать
облокотиться – облокачиваться
опоздать – опаздывать
оспорить – оспаривать
откормить – откармливать
полоскать – споласкивать
проглотить – проглатывать |
расколоть
– раскалывать
раскроить – раскраивать
топтать – вытаптывать
удостоить – удостаивать
умолчать – умалчивать
успокоить – успокаивать
утоптать – утаптывать |
! Некоторым словам с полногласными
сочетаниями -оро-, -оло-, появившимся в
древнерусском языке, соответствуют родственные
слова с неполногласными сочетаниями -ра-, -ла-,
вошедшими в русский язык из старославянского
языка. Например: борода – брада, голова – глава.
Такие слова – с сочетаниями -оро-, -оло- –
нельзя проверять родственными словами с
сочетаниями -ла-, -ра-. |
Задание 7. Дополните приведенный
ниже перечень слов. Подберите подходящие
проверочные слова, где это возможно.
облако – оболочка бразды
– борозда
град – город |
влачить –
волочить вран – ворон
власы – волосы |
! Чаще всего не поддаются проверке гласные
в корнях заимствованных слов. Но принцип
единообразия написания морфем распространяется
и на них: экзамен – экзаменатор. Однако в
некоторых случаях мы можем наблюдать нарушения
этого принципа: |
экстрим –
экстремальный, теория – теоретический,
интеллект – интеллигент, |
аккомпанемент –
аккомпанировать, абонемент – абонировать,
тренер – тренировать. |
Задание 8. Подумайте, в чем причины такого
написания приведенных выше слов. Для выполнения
задания используйте словарь иностранных слов,
этимологический и морфемный словари.
1 Слово калач
общеславянское. Своим названием он обязан
круглой «внешности». Образовано это слово
суффиксальным способом от слова коло –
‘круг’. Поэтому ряд родственных слов таков: колесо,
колобок, кольцо, около. Однако это факт истории
языка, в современном языке уже нет слова коло,
и семантическая связь с родственными словами
утеряна.
Е.В. АРУТЮНОВА,
г. Москва
|