Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2009

Я ИДУ НА УРОК

 

9-й класс

 

Сложноподчиненные предложения

Урок обобщающего повторения

(На материале рассказов А.П. Чехова)

Цели и задачи урока:

образовательные: обобщить знания учащихся по теме, проверить умение составлять схемы предложений с придаточными разных видов, правильно расставлять знаки препинания в спп;

развивающие: способствовать эмоциональному восприятию текста, учить ребят чувствовать слово, думать над словом;

воспитательные: воспитывать читателя.

Эпиграфы к уроку.

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий. (В.Г. Белинский)

А метели-зимы как хорошо изображены! (Л.Н. Толстой)

ХОД УРОКА

I. Работа с эпиграфами.

– Известны ли вам описания метелей-зим в русской литературе?

(Называем известных писателей, у которых есть изображение зимнего пейзажа. Например, А.С. Пушкин «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Метель», «Капитанская дочка».)

Вспомните отрывок из «Метели»: пушкинское описание может вам понадобиться на сегодняшнем уроке.

II. Блиц-опрос по теме «Сложноподчиненные предложения».

1. Какие предложения называются спп?

2. Назовите место придаточной части спп.

3. Какими союзами и союзными словами придаточные предложения присоединяются к главному?

4. Назовите виды придаточных предложений.

III. Сегодня на уроке мы понаблюдаем за особенностями языка А.П. Чехова.

Задание 1. 1. Читаем отрывок из повести «На пути» (см. Приложение 1).

2. Отмечаем языковые особенности чеховского описания метели:

а) «цепочка» экспрессивных определений (бешеное, злобное, несчастное; с радостным, предательским);

б) ряд «одушевленных» глаголов и глагольных форм (металось, старалось, ворваться, хлопая, стуча, царапая, грозило, умоляло, утихало, врывалось, несся, вспыхивали);

в) точность сравнений (огонь, как цепной пес);

г) ряд экспрессивных существительных (рыдания, визг, рев; тоска, ненависть, бессилие);

д) многосоюзие (и злобствующая тоска, и неудовлетворенная ненависть, и оскорбленное бессилие).

Действительно, метели-зимы хорошо изображены!

Задание 2. Найдите спп. Определите вид придаточного предложения. Начертите схему. Запишите предложения.

(Придаточное дополнительное*, схема

[... того], (кто...).)

Задание 3. Обратимся к отрывку из рассказа «Цветы запоздалые» (см. Приложение 3).

Прочитайте выразительно текст. Обратите внимание на необычные сравнения. (Как свекровь, как старая дева.) Какие эпитеты находит А.П. Чехов, говоря о зиме? (Суровая, плаксивая.)

Найдите предложение с несколькими придаточными, назовите вид подчинения. Запишите предложение.

[... тому], (кто ...), (что ...) – последовательное подчинение, придаточные дополнительные.

Задание 4. Вот еще одна зарисовка зимнего пейзажа.

Читаем отрывок из рассказа «Ванька» (см. Приложение 2). Запишите последнее предложение.

Начертите схему предложения, определите вид придаточного предложения, подчеркните грамматическую основу.

[ ], и [... так], (как будто …).

Придаточное меры и степени и сравнительное (совмещенное значение).

Задание 5. Запишите еще одно предложение из рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой».

Начертите схему предложения, определите вид придаточного.

(Когда ...), [ ], [ ]. Придаточное времени.

IV. Итог урока.

Сегодня на уроке у вас была возможность повторить изученное по теме «Сложноподчиненные предложения» на материале произведений А.П. Чехова. Его зимние пейзажи оставляют яркие впечатления и точно передают знакомые ощущения.

V. Домашнее задание.

Напишите небольшой отзыв о чеховских зарисовках зимнего пейзажа по данному началу «Я очень хорошо вижу “нарисованное” Чеховым, потому что...».

Приложение 1

На дворе шумела непогода. Что-то бешеное, злобное, но глубоко несчастное с яростью зверя металось вокруг трактира и старалось ворваться вовнутрь. Хлопая дверями, стуча в окна и по крыше, царапая стены, оно то грозило, то умоляло, а то утихало ненадолго и потом с радостным, предательским воем врывалось в печную трубу, но тут поленья вспыхивали и огонь, как цепной пес, со злобой несся навстречу врагу, начиналась борьба, а после нее рыдания, визг, сердитый рев.

Во всем этом слышались и злобствующая тоска, и неудовлетворенная ненависть, и оскорбленное бессилие того, кто когда-то привык к победам.

(«На пути»)

Приложение 2

А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

(«Ванька»)

Приложение 3

Высыпал первый снег, за ним второй, третий, и затянулась надолго зима со своими трескучими морозами, сугробами и сосульками. Не люблю я зимы и не верю тому, кто говорит, что любит ее. Холодно на улице, дымно в комнатах, мокро в калошах. То суровая, как свекровь, то плаксивая, как старая дева, со своими волшебными лунными ночами, тройками, охотой, концертами и балами, зима надоедает очень быстро и слишком долго тянется для того, чтобы отравить не одну бесприютную, чахоточную жизнь.

(«Цветы запоздалые»)


* Классификация придаточных дана по учебнику В.В. Бабайцевой

Л.Г. СКВОРЦОВА,
Рудниковская школа,
Торжковский р-н,
Тверская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru