Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2009

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина DETIMAG.RU. Посетив интернет-магазин модных детских игрушек DETIMAG.RU, Вы сможете по выгодной цене и с доставкой на дом купить высококачественные товары для детей всех возрастных групп. Помощь онлайн-консультанта, удобный рубрикатор, подробное описание и фотографии внешнего вида всех представленных товаров помогут в быстрые сроки подобрать подходящую игрушку.

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

5-й класс

 

Игровой метод при изучении русского языка

Творческие задания для пятиклассников

Проблема активизации познавательной деятельности учеников остается по-прежнему актуальной. Важно, чтобы ребенок с желанием приходил в школу получать необходимые знания.

Предлагаем ряд творческих заданий, носящих игровой характер и направленных на активизацию познавательной деятельности учеников.

Всего здесь 12 игр, каждая из которых имеет свое название, содержит задание, относящееся к определенной теме урока.

Цель заданий:

• в игровой форме закреплять, проверять знания и умения учеников;

• развивать смекалку, формировать навыки самостоятельной работы по предмету;

• пробуждать интерес к изучению русского языка.

Игра 1. «Наряжаем елку»

Темы: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание проверяемых согласных в корне», «Правописание непроизносимых согласных в корне».

Задание. Отгадайте загадку, запишите ответ, обозначьте орфограмму, получите выигранный шарик, чтобы повесить его на елку.

Например:

И в дождь и в зной
Надежный друг
Укрыться нам поможет:
Протянет он десятки рук
И тысячи ладошек.

Ответ: дерево (деревья).

Ствол этот непростой:
Хоть длинный, но пустой. (Тростник)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо,
Если вдруг прекратится этот стук. (Сердце)

За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (След)

Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)

Перед ним молодые березки
Поправляют, красуясь, прически.
И месяц, и звезды
В нем отражаются…
Как это зеркало называется? (Пруд)

Круглые глаза мигают,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит в дупле погожим днем. (Сова)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Игра 2. «Ассоциации»

Тема: «Буквы и, у, а после шипящих».

Задание. Допишите в словосочетание слово, в котором действует правило «Буквы и, у, а после шипящих».

Например: Забрел в глухую ___________.

Ответ: чащу.

 

1. ___________ ветерок;

2. прыгать с ____;

3. красная _____________;

4. ___________ бывают только раз;

5. ___________ сосен освещало солнце;

6. ___________вечернее платье.

7. строгое ___________;

8. горячий ___________;

9. ___________ человек;

10. ___________ в дверь.

Волшебный помощник: парашют, стучать, шить, площадь, чай, свежий, вершина, чудеса, жюри, счастливый.

Игра 3. «Собираемся в поход»

Тема: «Самостоятельные части речи».

Задание. Помогите туристам сложить в рюкзаки самое необходимое – только то, что соответствует надписям на кармашках рюкзака.

1. Существительное.

2. Глагол.

3. Прилагательное.

4. Местоимение.

Например: деревянный – прилагательное, рюкзак № 3.

Дерево (рюкзак № ___________).

Мы ___________.

Теплоход ___________.

Поехали ___________.

Учебник ___________.

Пять ___________.

Съешь ___________.

Налево ___________.

Семь ___________.

Над ___________.

Из-за ___________.

Направо ___________.

Оранжевый ___________.

Пушистый ___________.

Сорок два ___________.

Себя ___________.

Игра № 4. «Едем в Частиречинск»

Тема: «Самостоятельные части речи».

Задание. Совершим путешествие в Частиречинск. Необходимо заполнить полки в вагонах. Дано слово и вопросы к нему. Нужно вставить по смыслу два следующих слова.

Например:

1-й вагон 2-й вагон 3-й вагон
Мяч (какой?) (что делает?)

Ответ: Мяч зеленый прыгает.

1. Рыбка (какая?) (что делает?)

2. (Кто?) добрый (что делает?)

3. Собака (какая?) бежит.

4. Медведь (какой?) идет.

5. (Кто?) хитрая сидит.

6. Зайка (какой?) проскакал.

7. Осень (какая?) наступает.

8. (Что?) зимний спит.

Игра № 5. «Грамотеи»

Тема: «Безударные гласные в корне слова».

Задание. Прочитайте текст, исправьте орфографические ошибки.

Недолеко от хлама маленькая ричушка распалзлась в лужыцу; расколенная почва, жадно выпевая ее, отнимала у нее силу; но вдоли она, вероятно, слевалась с другой такою же ричонкой, потому что по ее тичению зиленела густая, пышная осока. (А.П. Чехов)

Игра № 6. «Четвертый лишний»

Тема: «Повторение изученного материала».

Задание. Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

1. Шишки, живот, крыжовник, шило.

2. Дерево, морской, дуб, золотистый.

3. Хризантема, октябрь, велосипед, дорожка.

4. Шубка, робкий, леса, ловкий.

5. Купаются, просыпается, дожди, смеются.

Игра № 7. «Сконструируй слово»

Тема: «Морфемный разбор слова».

Задание. Даны морфемы. Составьте из них слова.

-ть-    -ех-      -на-       -да-

-в-     -и-        -ом-      -ключ-

-ый-   -чист-   -воз-    -дум-

-а-      ход-    -пере-   -стир-

Волшебный помощник: переехать, наехать, ключом, чистый, передумать, возить, входить, перестирать.

Игра № 8. «Стрелки»

Тема: «Безударные проверяемые гласные в корне слова».

Задание. Даны слова и буквы: а, я, е, и. От каждого слова необходимо провести стрелку к нужной букве. Выпишите два любых слова, обозначьте орфограммы.

Зав_нтить

Загл_нуть

Сч_стливый

Оч_рованный

Тв_рдеть

Разм_гчить

Уч_стковый

Поб_лить

Засв_стеть

Ув_дают

я

а

и

 

е

Игра № 9. «Незнайка»

Тема: «Простое предложение».

Задание. Помогите Незнайке придумать к каждой схеме предложение.

Например: Я помню (определение) (дополнение). – Я помню чудное мгновенье.

1. Вы (сказуемое) (дополнение) сегодня.

2. (Подлежащее) (сказуемое) из-за туч, а потом снова скрылось.

3. (Определение) (подлежащее) – прекрасная пора.

4. (Подлежащее) (обстоятельство) (сказуемое) (определение) (Дополнение).

5. Я погасил (дополнение) и (сказуемое) вниз по реке.

Игра № 10. «Мозговая атака»

Данную игру можно проводить на любом уроке русского языка в качестве разминки.

Задание 1. Определите профессию человека, о котором рассказывается в этом стихотворении:

Зачерпну я солнце желтой кистью,
Киноварь и охру всполошу,
И на глянец шелестящих листьев
Сочными мазками положу,
Чтобы клены золотом червонным
Осыпались под ноги влюбленным.

Задание 2. Отгадайте шараду.

Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь – и там найдете
То, что не раз едали вы.

Задание 3. Какое слово принадлежит только вам, а употребляется другими чаще, чем вами?

Задание 4. Подставив недостающие буквы, вы получите слова, обозначающие название дерева, танца и части ружейного патрона.

    л ь   а

 

    л ь   а

 

    л ь   а

Задание 5. Назовите все «волшебные» слова, которые вы используете в разговоре с родителями, сверстниками. Запишите их.

Игра № 11. «Соберите урожай»

Тема: «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Задание. Группам учеников раздают по два набора карточек. В одном наборе словосочетания со словом с безударной гласной. В другом – проверочные слова. Карточки перемешиваются между собой. Игра проводится в небольших группах по 3–4 человека. Все вместе стараются собрать как можно быстрее все пары карточек. Побеждает та команда, которая первая соберет богатый урожай.

Обежать вокруг дома

Запевать в хоре

Посидеть на диване

Сторожить дом

Утихать постепенно

Морской пейзаж

Веселый человек

Петь

Сидя

Бег

Весел

Сторож

Море

Тихо

Игра № 12. «Горячий мяч»

Тема: «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Задание. Учитель бросает ученику теннисный мячик, говоря при этом слово с безударной гласной в корне. Ученик называет проверочное слово, возвращает мяч учителю и так далее.

Игру № 12 можно рассматривать как вариант игры № 11.

Опытная программа показывает, что игры помогают разрядить обстановку на уроках русского языка, снимают накопившуюся усталость и вдохновляют детей на дальнейшее изучение предмета.

Представленные игровые задания можно использовать на следующих формах уроков: урок-обобщение, урок-путешествие, игра-соревнование, урок-состязание, урок-эстафета и др.

Литература

1. Каган М.С.. Человеческая деятельность [Текст]: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.

2. Русский язык: Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцева и др. 31-е изд. М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2004.

О.В. ЛУКЬЯШКО,
лицей «Столичный»,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru