ИНФОРМАЦИЯ
Некоторые итоги
пятнадцатилетней творческой деятельности
редакции газеты “Русский язык” и планы
на 2010 год
“… и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…”
Наступивший новый 2010 год для газеты является
особенным – 15 лет назад, в мае 1995 года, вышел наш
“пилотный” номер. В нем была опубликована
статья основателя Издательского дома “Первое
сентября” Симона Львовича Соловейчика “Стыд
безграмотности”.
Через два месяца – в июле того же года –
появился первый номер. Он занимал 8 полос
газетного формата, и газета приходила к нашим
читателям 4 раза в месяц.
С удивлением мы поняли, что являемся первой в
современной России методической газетой для
учителей русского языка. Сначала было ощущение,
что мы оказались в открытом море на корабле,
которым не очень-то знали, как управлять.
Наверное, никто из нас не забудет напутствия
Симона Львовича: “Не смотрите на других, не
увлекайтесь критикой – делайте такую газету, с
которой учитель может сразу пойти на урок”. Так
наша газета приобрела практическую
направленность.
Шло время… Вид газеты менялся… Мы искали свое
место и, как водится, свой образ… В 2003 году мы,
наконец, обрели наш теперешний логотип (автор его
– прекрасный художник Иван Лукьянов).
С 2004 года наше издание выходит в журнальном
формате 2 раза в месяц, кроме того наши подписчики
регулярно получают тематические брошюры.
Конечно, менялся не только внешний вид газеты.
Менялся и состав редакции. В первые годы у нас
работали талантливые лингвисты и редакторы С.М.
Евграфова и Л.В. Петрановская. Их быстрая реакция
позволяла нам откликаться на самые
разнообразные запросы читателей. Тогда мы вместе
смогли определить концепцию газеты, выработать
свой стиль общения с читателями. На первых порах
мы не обошлись бы без помощи наших корректоров –
С.М. Подберезиной и И.И. Гиндиной, профессионалов
высокого класса, обучавших нас культуре
издательского дела.
За прошедшие годы на наших страницах были
опубликованы работы и классиков методической
мысли, и ученых-лингвистов, и опытнейших
педагогов, и начинающих учителей. Мы всегда с
радостью публикуем удачные работы учеников.
Наше кредо, сложившееся за эти годы, можно
сформулировать так: мы работаем для вас, мы
существуем, чтобы помогать вам, дорогие коллеги,
в вашем каждодневном нелегком труде.
Наше желание остается прежним: делать такую
газету, чтобы вы могли сказать – это наша
газета.
“…Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст”
За эти годы многое изменилось в мире вообще и в
образовании в частности.
Прежде всего, появилось новое поколение
учеников. Они по-прежнему полны жизни,
любознательны и сообразительны. Они знают уйму
вещей, в которых мы не всегда разбираемся. С
легкостью решают такие технические задачки,
которые кажутся нам непреодолимыми… Но они же
уверены в том, “что маршал Кутузов – это герой
Советского Союза и всей ВОВ в целом”, а “Чепаев
– русский герой XIX века”, “заведший врагов в
болото”, что “в произведении Достоевского
“Гроза” главная героиня Катя самовольно
прыгает с обрыва”, и, наконец, ничтоже сумняшеся
вспоминают “рукопись великого Гамлета “Ромео и
Джульетта””.
Сформировалось и новое поколение учителей.
Именно на их долю выпала борьба за сохранение
нашей культуры. Им предстоит соединить новые
технологические и информационные возможности с
классическим методическим наследием,
проверенными временем приемами обучения. Им еще
не хватает опыта, иногда знаний, но это все придет
со временем.
Настала эпоха новых методик. Учителю русского
языка теперь надо быть знакомым и с широким
международным опытом.
Однако самым сильным потрясением основ нашего
преподавания стал Единый государственный
экзамен, вокруг которого развернулась настоящая
общенациональная дискуссия.
“Куда ж нам плыть?”
Пятнадцатилетие – это, конечно, не круглая
дата, не юбилей в обычном смысле. Но это хороший
повод оглянуться назад и понять, что мы можем
улучшить, изменить, как еще можно использовать
накопленный опыт.
Пересматривая подшивки и раздумывая над этими
вопросами, мы решили “вернуться к истокам”.
Выбрали лучшие, любимые нами материалы, и решили
опубликовать своего рода ретроспективную
подборку. Пусть наши новые подписчики, которых
немало появилось за прошедшие годы, познакомятся
с лучшими публикациями, а наши преданные
читатели вместе с нами порадуются их
актуальности.
Это позволит всем нам, оглянувшись назад,
увереннее смотреть потом в будущее.
В наступившем новом году в наши планы входит
также:
• Помогать учителям-словесникам осмысливать
специфику выпускных экзаменов, публиковать
разборы разных вариантов работ, стараясь
сочетать предложенный формат с насущными
проблемами преподавания русского языка в школе.
• Представлять разработки современных типов
уроков.
• Разбирать трудные темы школьного курса
русского языка.
• Публиковать (с сентября 2010 года) новый
дистанционный курс “Подготовка к ГИА по
русскому языку”, который окажет помощь учителям
в подготовке девятиклассников к экзамену. Курс
готовит коллектив авторов: А.В. Волкова,
Е.В. Кузнецова, Н.А. Шапиро, Е.Ю. Шувалова.
• Рассказывать об опыте использования новых
компьютерных технологий на уроках русского
языка (в частности, об орфографических
тренингах).
• Продолжать знакомство читателей с
методическими статьями В.В. Луховицкого об
особенностях работы по учебнику под ред.
М.В. Панова. Мы будем публиковать уроки по
этому учебнику.
• Публиковать элективный курс С.И. Гиндина
“Введение в филологию”, предназначенный для
школ и гимназий гуманитарного профиля.
• Печатать олимпиадные задания, в том числе
задания Общероссийской олимпиады по русскому
языку.
• Возобновить публикацию лингвистических
задач известных авторов (Е.В. Муравенко,
Б.Ю. Нормана) по разным темам курса русского
языка.
• В рубрике “Библиотечка учителя” мы
продолжим знакомить читателей с учебником
С.И. Карцевского “Повторительный курс
русского языка”, давая свои комментарии.
• Рассказывать о разных российских школах (с
точки зрения учителя-русиста).
• Продолжать рубрики “Культура речи” и
“Спрашиваете – отвечаем” О.И.Северской. На этот
раз предлагается новая тема – происхождение
фразеологизмов.
Напоминаем, что мы продолжаем конкурс “Лучшие
учительские работы года”. Итоги его подводятся в
24-м номере.
РЕДАКЦИЯ
|