Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2010

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

9-й класс

Повторение пунктуации осложненного предложения

 

Знаки препинания при однородных членах

1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Как же так получилось, (1) что чувство у нас заросло, (2) заглохло, (3) оказалось запущенным?

Уверен, (4) что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, (5) что это чувство врожденное, (6) данное нам вместе с инстинктами, (7) с душой. Но если чувство не употребляется, (8) не упражняется, (9) оно слабеет и атрофируется.

Ответ: 2, 3, 6, 7, 8.

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Музыкой, (1) музыкальными сценами и образами наполнено произведение Тургенева, (2) которое вообще звучит как симфония о любви, (3) красоте, (4) редких мгновениях счастья. Словесные описания музыкальных тем передают то, (5) что невозможно объяснить словами, (6) этим переполнена душа героев романа. Конечно, (7) так выразительно описывать словами свои музыкальные впечатления могут настоящие мастера художественной речи. (По И.Илонову)

Ответ: 1, 3, 4.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Я долго бродил по гулкому, (1) опустевшему лесу, (2) ворошил под кустами рогатиной, (3) радостно протягивал руку к показавшейся красноватой грибной шапочке, (4) но она тотчас таинственно исчезала, (5) а вместо нее лишь краснели осиновые листья.

Только к полудню я набрел на старую порубку, (6) заросшую травами и древесной порослью, (7) среди которой то здесь, (8) то там чернели пни. (По Е.Носову)

Ответ: 1, 2, 3, 8.

4. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Среди лесистых болот медведица выбрала самое сухое место, (1) заросшее елками, (2) березняком и мелким осинником. Она знала, (3) что следы могут выдать берлогу, (4) потому долго петляла, (5) саженей двадцать прошла задом, (6) сделала три прыжка и залегла.

Повалил снег, (7) теплый и густой. Белое одеяло скрыло все следы. Теперь никто, (8) кроме чуткой лисицы, (9) не мог догадаться, (10) что под старой корягой уснула хозяйка Лесных Островов. (По В.Пескову)

Ответ: 2, 5, 6.

5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Вдруг до нас донеслись какие-то странные звуки, (1) похожие не то на вой, (2) не то на визг, (3) не то на ворчание.

Мы встали и тихонько пошли вперед: медведь средней величины возился около большой липы. С первого взгляда я понял, (4) в чем дело: медведь добывал мед. Вокруг улья вились пчелы и жалили его в голову. Медведь тер морду лапами, (5) кричал тоненьким голосом, (6) валялся по земле и затем вновь принимался за ту же работу. (По В.Арсеньеву)

Ответ: 2, 3, 5, 6.

6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Знакомый край был весь обласкан светом, (1) просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, (2) когда кажется, (3) что вот-вот случится что-то необыкновенное, (4) похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, (5) садиться за рояль и наспех записывать проигранное на листках линованной бумаги. (К.Паустовский)

Ответ: 1, 4, 5.

7. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Перед вечером небо как-то неожиданно стало расчищаться. Облака имели разлохмаченный вид, (1) двигались вразброд, (2) навстречу друг другу, (3) и вслед налетел такой сильный шквал, (4) что столетние деревья закачались, (5) как слабые тростники. В воздухе закружились сухая трава, (6) листва, (7) сорванная с деревьев, (8) и мелкие сучья. В продолжение часа свирепствовал этот вихрь и затем пропал так же неожиданно, (9) как появился. (По В.Арсеньеву)

Ответ: 1, 2, 6, 9.

8. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Четыре бронзовых пехотинца, (1) почерневших то ли от времени, (2) то ли от обуревавших их тяжелых дум, (3) мрачно смотрели на четыре стороны света с пьедестала памятника павшим в двух мировых войнах. Положив подбородки на стволы винтовок, (4) скорбно наклонив головы в полукруглых приплюснутых касках, (5) они словно вопрошали живых. Люди, (6) разве вам мало кровавых уроков, (7) преподанных историей?

Ответ: 2, 4.

9. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Какое удовольствие июньской ночью наблюдать у костра, (1) как алым пламенем на западе уходит день, (2) а на востоке уже занимается заря. Природа замирает до рассвета. А в лесу в ночной тьме тут и там вспыхивают зеленоватые огоньки жучков-светлячков, (3) создавая неповторимую естественную иллюминацию.

Июньский лес притягивает не только своей красотой, (4) но и кладовыми своих даров. Зацветают можжевельник, (5) калина, (6) малина. В лесной шкатулке ароматов ландыш обладает самым изысканным, (7) нежным запахом. Красуется он недолго и, (8) поблекнув, (9) зарумянится горошинками семян.

Ответ: 4, 5, 6, 7.

10. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Ремесло лоцмана передавалось на Руси по наследству, (1) и, (2) как правило, (3) сыновья становились достойными преемниками своих отцов. Сызмала приучал отец сыновей присматриваться к реке, (4) запоминать всевозможные приметы в русле и на берегу. Чтобы не посадить судно на мель, (5) надо было не только знать, (6) но и кожей чувствовать каждый видимый и невидимый камень, (7) каждую косу, (8) силу и скорость водных потоков. Мало того, (9) надо было угадывать возможности незнакомого, (10) в первый раз увиденного судна, (11) сходу оценить его маневренность. (По Л.Ильиной)

Ответ: 4, 6, 7, 8, 10, 11.

Знаки препинания при вводных словах

1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Быть может, (1) многим теперь покажется странным услышать, (2) что еще каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, (3) если не считать Эрмитажа, (4) где русских картин было немного.

Несправедливо было бы, (5) однако , (6) утверждать, (7) что в то время в России вовсе не было любителей искусства.

Ответ: 1, 5, 6.

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Нет, (1) миру не оглохнуть от собственного грохота и не ослепнуть от вспышек, (2) пока не порваны в душе человека струны, (3) начинающие звучать при соприкосновении с красотой, (4) с истиной, (5) с гармонией.

Лязг и скрежет современной жизни, (6) которые, (7) казалось бы, (8) способны перекрыть лишь децибелы бездумной диско-продукции, (9) побуждают нас искать музыку иную, (10) где искренняя человеческая страсть приведена к гармонии большим талантом.

Ответ: 7, 8.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Каждая личность по-своему талантлива, (1) иными словами, (2) своеобразна.

Людей, (3) абсолютно плохих внутренне и внешне, (4) к счастью, (5) не существует. То, (6) что потребность творчества свойственна каждому, (7) видно хотя бы из того, (8) что даже в младенчестве у ребенка есть потребность в игре. Каждый ребенок хочет играть, (9) то есть жить творчески. (По В.Белову)

Ответ: 1, 2, 4, 5.

4. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Когда я был гимназистом, (1) я, (2) конечно, (3) писал стихи, (4) такое множество стихов, (5) что за месяц исписывал толстую тетрадь. Больше всего я писал стихов о море, (6) хотя в ту пору я его почти не знал.

Правда, (7) с годами мои стихи делались менее нарядными, (8) из них постепенно начала выветриваться экзотика. (По К.Паустовскому)

Ответ: 2, 3, 7.

5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Как я ни напрягал зрение и слух, (1) но ничего не мог разглядеть. То же, (2) по-видимому, (3) старался делать и старик, (4) но тоже ничего не видел. В потемневшем небе блестели меж туч звезды, (5) а вокруг нас плотнее сгущались тени. Мы молча ехали с полчаса, (6) понапрасну прислушиваясь и присматриваясь, (7) как вдруг послышался вблизи собачий лай, (8) который с каждою минутою становился слышнее. Очевидно, (9) неподалеку было жилье. Я велел, (10) однако ж, (11) ехать потише, (12) чтобы снова не сбиться с дороги. (По С.Бородину)

Ответ: 2, 3, 9, 10, 11.

6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Я решил во что бы то ни стало найти дорогу. К счастью, (1) мы были недалеко от того места, (2) где нужно было сворачивать. Поэтому я велел ехать потише, (3) чтобы вторично не пропустить поворота. Мы должны были, (4) по объяснению мальчика, (5) прежде переехать надломленную березу, (6) затем тотчас свернуть вправо и ехать по дороге. Как нарочно, (7) березки росли здесь немного гуще, (8) нежели в других местах, (9) оттого мы сначала и не заметили поворота. (По С.Бородину)

Ответ: 1, 4, 5, 7.

7. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Сколько бы я ни встречался со своими читателями – непременно кто-нибудь спросит, (1) почему я пишу о природе. Действительно, (2) почему? Вот мне уже пятьдесят лет, (3) а я не только не собираюсь писать о чем-либо ином, (4) а, (5) наоборот, (6) природа, (7) обитатели лесов, (8) степей, (9) пустынь, (10) гор увлекают меня все больше и больше. Теперь уж и не вспомнить, (11) сколько километров пройдено по степям и пустыням, (12) сколько горных вершин было под ногами, (13) сколько ночей проведено у костров в бескрайних лесах.

Первая и главная причина, (14) почему я пишу о природе, (15) это, (16) конечно, (17) потому, (18) что я ее очень люблю. (Н.Сладков)

Ответ: 2, 5, 6, 16, 17.

8. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах и вводных предложениях.

Из многих местных слов, (1) которые я услышал, (2) к примеру, (3) во Владимирской и Рязанской областях, (4) часть, (5) конечно, (6) непонятна и малоинтересна. Но попадаются слова превосходные по своей выразительности, (7) например, (8) старинное, (9) до сих пор бытующее в этих областях слово “окоем” – горизонт.

Горизонт – это все то, (10) что может охватить наш глаз на земле, (11) или, (12) как говорили в старину, (13) все то, (14) что “емлет око”. Отсюда и происхождение слова “окоем”. (По К.Паустовскому)

Ответ: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 12, 13.

9. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

С холма не наглядишься на матово-зеленое, (1) тронутое желтизной ржаное море, (2) или, (3) лучше сказать, (4) озеро, (5) по которому перекатывается легкая зыбь, (6) а над ним прозрачными струями струится жара. Подвода въезжает в рожь по узкой дороге, (7) и, (8) наверно, (9) даже верхушки нашей дуги не видать теперь со стороны, (10) или, (11) может быть, (12) только ее-то одну и видно. Тележные оси задевают за рожь по сторонам дороги, (13) оставляя на пригнутых стеблях черные метины колесной мази. (По В.Солоухину)

Ответ: 3, 4, 8, 9, 11, 12.

10. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Отец мой, (1) несмотря на профессию военного, (2) был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот. Поэтому среди родственников за ним установилась слава человека легкомысленного и бесхарактерного, (3) репутация фантазера, (4) который, (5) по словам моей бабушки, (6) “не имел права жениться”.

Очевидно, (7) из-за этих свойств отец долго не уживался на одном месте. (По К.Паустовскому)

Ответ: 5, 6, 7.

Знаки препинания при вводных словах

1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.

На наших глазах уходит из жизни поколение, (1) пережившее Вторую мировую войну. Лишь во время парадов с участием ветеранов мы с болью замечаем, (2) как мало их осталось. Из судеб этих людей и составлена история войны, (3) поглотившей миллионы жизней и перекроившей карты многих стран. Она лишила людей того, (4) что было дорого и мило: любви, (5) Родины, (6) семьи. (По Н.Михалкову)

Ответ: 1, 3.

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.

Среди блестящей плеяды российских предпринимателей, (1) прославившихся своей благотворительностью, (2) особое место, (3) пожалуй, (4) занимает Христофор Леденцов, (5) основавший частное общество поддержки научных исследований.

Х.С. Леденцов, (6) энергичный, (7) талантливый, (8) хорошо образованный, (9) в молодости много путешествовал по Европе, (10) изучая организацию различных производств. (По В.Прохорову)

Ответ: 1, 2, 5, 6, 9.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.

Только родное слово, (1) познанное и постигнутое в детстве, (2) может напоить душу поэзией, (3) рожденной опытом народа, (4) и пробудить в человеке первые истоки национальной гордости. Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи, (5) именно тогда возникает ощущение причастности своей к окружающим людям, (6) к окружающей природе, (7) к определенной культуре. (По Ч.Айтматову)

Ответ: 1, 2, 3, 4.

4. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.

Пел незнакомый мне испанский певец. Пел негромко, (1) сердечно, (2) будто обращаясь к каждому из нас в отдельности, (3) доверчиво и страстно поверяя тайны своей души. Гитарные аккорды то сплетались с голосом, (4) то замолкали, (5) давая ему высказаться одному, (6) потом покорно и нежно соглашались с певцом.

В непритязательном рыбацком кафе, (7) приткнувшемся к самому морю, (8) вершилось чудо искусства.

Ответ: 7, 8.

5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.

Русь издревле славилась умелыми строителями. Русские люди искусно возводили дома и хозяйственные постройки, (1) крепости и храмы. Посмотрите на старые деревянные дома, (2) которые сохранились в наших городах и селениях. Как все в них разумно, (3) прочно и красиво! Сколько смекалки, (4) умения и фантазии проявили строители, (5) сооружая их.

Еще большее мастерство требовалось от строителей, (6) чтобы возводить сооружения из камня. Во многих русских городах сохранились каменные постройки, (7) достойные нашего удивления и восхищения.

Ответ: 7.

6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.

Продолжается сушь великая. Речка пересохла совершенно, (1) мостики деревьев, (2) когда-то поваленных водой, (3) остались, (4) и тропинка охотников сохранилась на берегу, (5) и на песочке свежие следы птиц и зверушек, (6) по старой памяти приходящих сюда за водой. Они, (7) правда, (8) находят воду для питья в бочажках (авт.). (М.Пришвин)

Ответ: 2, 3, 6.

7. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.

Зрелище, (1) открывшееся их глазам, (2) было исполнено необыкновенной прелести. В чащах стояло безмолвие и не было ни малейшего ветерка. Вверху же, (3) над вершинами леса, (4) дул слабый ветер. Он сбрасывал с ветвей снег. Сотни снежных хлопьев падали сверху, (5) серебрясь в косых лучах солнечного света, (6) придававшего зимней чаще таинственное освещение. Хлопья падали, (7) задевали за ветки, (8) рассыпались в длинные, (9) медленно спускавшиеся к земле полосы белой пыли, (10) шуршали вокруг, (11) как сухой дождь. (К.Паустовский)

Ответ: 1, 2, 6.

8. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.

Невозможно перечислить все бедствия, (1) какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, (2) то у вас, (3) должно быть, (4) не поднялась бы рука даже на то, (5) чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.

Нет ничего безотраднее, (6) чем зрелище пересыхающих грязных рек, (7) порубок, (8) гарей, (9) всех этих пустошей, (10) вызванных к жизни невежеством, (11) нерадивостью и жадностью человека – теми его отталкивающими качествами, (12) привитыми старым обществом, (13) с которыми мы жестоко боремся и которые успешно преодолеваем. (По К.Паустовскому)

Ответ: 10, 12, 13.

9. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.

До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, (1) а большая темно-лиловая туча, (2) взявшаяся бог знает откуда, (3) без малейшего ветра, (4) но быстро продвигалась к нам. Солнце, (5) еще не скрытое облаками, (6) ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, (7) которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, (8) постепенно усиливающийся и переходящий в прерывистые раскаты, (9) обнимающие весь небосклон. (По Л.Н. Толстому)

Ответ: 2, 3, 5, 6, 8, 9.

10. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.

Кузьма сам ставил по утрам самовар, (1) потом сидел под окном в зале, (2) пил чай с яблоками. В утреннем блеске, (3) за логом, (4) густо дымились крыши деревни. А в полдень солнце стояло над деревней, (5) на дворе было жарко, (6) в саду рдели липы и клены, (7) тихо роняя разноцветные листья. Голуби, (8) пригретые солнцем, (9) весь день спали на скате кухонной крыши, (10) желтевшей новой соломой в ясном синем небе. (По И.Бунину)

Ответ: 8, 9, 10.

Знаки препинания. Обособление приложений

1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.

В прекрасной пьесе Шварца “Снежная королева” тайный советник, (1) мрачный господин, (2) спрашивает сказочника, (3) есть ли в доме дети. А когда узнает, (4) что есть, (5) содрогается, (6) потому что при звуках детского голоса лед самой черной души начинает таять. Точно так же дом, (7) в котором есть книги, (8) отличается от тех, (9) где их нет.

Ответ: 1, 2.

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.

Человечество не должно потерять и разрушить мировую гармонию. Без нее оно, (1) человечество, (2) быстренько пойдет ко дну, (3) как корабль без руля, (4) потому что стремление к разрушению гармонии жило в человеке всегда, (5) но особенно агрессивные и катастрофические размеры приняло это разрушение на исходе двадцатого века.

Ответ: 1, 2.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.

В доме Пушкина все говорит нам о его жизни, (1) думах, (2) чаяниях.

Когда люди уходят, (3) остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, (4) они продолжают жить особой, (5) таинственной жизнью. Нет неодушевленных вещей, (6) есть неодушевленные люди. У всего сущего есть “душа и чувство”, (7) это надо понимать, (8) чувствовать и ценить.

Ответ: 4.

4. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.

Был прекрасный летний вечер, (1) когда наш самолет после многочасового перелета совершил посадку в сиднейском аэропорту. Нас, (2) иностранных туристов, (3) встречала группа австралийцев. Они приветливо здоровались с нами, (4) похлопывая по плечу, (5) несли наши сумки. Перед нами открыли дверцы новенького красного автобуса.

“В отель!” – зачем-то громко сказал огромного роста мужчина, (6) и глаза его загадочно блеснули. Машина, (7) рванувшись, (8) помчалась к Сиднею.

Ответ: 2, 3.

5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.

Иван Иванович Лапкин, (1) молодой человек приятной наружности, (2) и Анна Семеновна Замблицкая, (3) молодая девушка со вздернутым носиком, (4) спустились вниз по крутому берегу и уселись на скамеечке. Скамеечка стояла у самой воды, (5) между густыми кустами молодого ивняка. Чудесное место! Сели вы тут, (6) и вы скрыты от целого мира – видят вас одни только рыбы да пауки-плавуны, (7) молнией бегающие по воде. Молодые люди были вооружены удочками, (8) сачками, (9) банками с червями и прочими рыболовными принадлежностями. (А.П. Чехов)

Ответ: 1, 2, 3, 4.

6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.

Мы скоро открыли способ, (1) как снимать трясогузок на близком расстоянии: если она сидит на стороне штабеля и надо ее к себе подозвать, (2) для этого надо показаться издали и тут же спрятаться. Тогда трясогузка, (3) очень заинтересованная, (4) побежит по краешку штабеля и с уголка заглянет на тебя, (5) и ты увидишь ее на том самом поленце, (6) где заранее навел аппарат.

Это бывает очень похоже на детскую игру, (7) а тут я, (8) старый человек, (9) играю с птичкой. (М.Пришвин)

Ответ: 8, 9.

7. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.

После случая на пристани Тихонов обнаружил в себе новые свойства. Он начал замечать вещи, (1) мимо которых раньше проходил равнодушно. Мир казался наполненным удивительными красками, (2) светом, (3) звуками. Он, (4) художник, (5) никогда раньше не видел такого разнообразия красок. Они были всюду, (6) но больше всего их переливалось в морской воде.

Мир стал значителен во всем. Тихонов ощущал жизнь во всем многообразии ее проявлений, (7) как нечто единое, (8) мощное, (9) созданное для счастья. (К.Паустовский)

Ответ: 4, 5.

8. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.

Он долго стоял на набережной, (1) но смотрел не на Неву, (2) а поверх нее, (3) на тонущие в световой дымке строгие здания, (4) на свет зари и на самое прекрасное, (5) что украшало каждую ночь, – прозрачную, (6) как капля воды, (7) звезду, (8) горевшую над грудами темной зелени.

Он всегда испытывал необъяснимую грусть, (9) когда становился свидетелем чего-либо простого и прекрасного.

Прозаик по самой своей сути, (10) Леонтьев считал поэзию волшебством. Поэтам он завидовал и не уставал восхищаться их способностью всегда по-новому, (11) неожиданно и резко, (12) передавать давно знакомые ощущения. (К.Паустовский)

Ответ: 10.

9. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.

Сегодня он не ездил ни в Государственный совет, (1) ни во дворец к государю. После обеда были у него посетители; последний посетитель, (2) незаметный чиновник секретной экспедиции, (3) передал ему молча пакет и удалился.

Немец-секретарь, (4) бесшумно заглядывая в дверь, (5) видел громадную сутулую спину министра. Он писал, (6) неподвижно сидя, (7) и по спине секретарь знал – к кому: к государю. Без остановок и промедления, (8) как машина, (9) исписывал он ровным круглым почерком лист за листом. (Ю.Тынянов)

Ответ: 2, 3.

10. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.

Они стояли у окна, (1) и император, (2) прислонив ладонь к уху, (3) как делал, (4) когда хотел казаться внимательным, (5) слушал.

Ему показалось, (6) что по аллее прошла комендантская дочка, (7) привлекательное существо. Он слушал министра и насвистывал; поглядывая мельком в окно, (8) щурился; он всегда немного преувеличивал свою близорукость. Из окон видна была перспектива старого парка, (9) очень далекая. Комендантская дочка, (10) почти девочка, (11) больше так и не показывалась. (По Ю.Тынянову)

Ответ: 7, 10, 11.

Знаки препинания. Обособление приложений

1. Запишите те цифры, которые соответствуют обособлению обстоятельства.

Рокот мотора приближался, (1) нарастал, (2) переходя то в свист, (3) то в стон.

Самолет переворачивался в воздухе, (4) и вот высоко в небе появился крохотный, (5) медленно движущийся крестик, (6) то таявший, (7) то выплывавший из серой дымки облаков. Сверкнув на солнце плоскостями, (8) он сделал мертвую петлю и, (9) повернув назад, (10) стал уходить.

Ответ: 2, 8, 9, 10.

2. Запишите те цифры, которые соответствуют обособлению обстоятельства.

Люди плачут, (1) слушая музыку. Плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, (2) казалось бы, (3) умолкнувшим, (4) навсегда утраченным, (5) плачут, (6) жалея себя.

Музыка возвращает человеку все лучшее, (7) что есть в нем и что пребудет на земле.

Ответ: 1, 6.

3. Запишите те цифры, которые соответствуют обособлению обстоятельства.

Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. Современные исследования показывают, (1) что человек, (2) вернувшись с работы домой, (3) стремится к изоляции от городского шума и людей.

Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, (4) лежать спокойно, (5) позволяя свободно разбегаться своим мыслям. Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, (6) но наиболее полно это достигается в общении с природой.

Ответ: 2, 3, 5.

4. Запишите те цифры, которые соответствуют обособлению обстоятельства.

Опасность попасться на глаза патрулю была уже позади, (1) и теперь можно было спокойно шлепать босыми ногами по холодной до боли росе, (2) забросив связанные ушками сапоги за спину.

С болот полз плотный туман, (3) холодил ноги, (4) оседал на одежде, (5) и Рита с удовольствием думала, (6) как сядет перед разъездом на знакомый пенек, (7) наденет сухие чулки и обуется. А сейчас торопилась, (8) потому что долго ловила попутную машину.

Рита шагнула в куст; вздрогнув, (9) он обдал ее росой, (10) но она не почувствовала. Почти не дыша, (11) смотрела сквозь редкую еще листву на чужого, (12) недвижимо, (13) как во сне, (14) стоящего на ее пути. (По Б.Васильеву)

Ответ: 2, 9, 11.

5. Запишите те цифры, которые соответствуют обособлению обстоятельства.

Но как ни вилась дорога, (1) перевал, (2) смутно угадываемый за громадами двух соседних гор, (3) покрытых кое-где снегом, (4) с вершинами, (5) тонувшими в облаках, (6) не давал к себе приблизиться. Затем один из двух сумрачных гигантов, (7) нежданно приблизившись за поворотом, (8) распался вдруг на множество отрогов, (9) а снежная его вершина отвалилась вглубь, (10) увенчав другую гору. Зато второй гигант ничего не утратил в своем величии. (По Ю.Нагибину)

Ответ: 7, 8, 10.

6. Запишите те цифры, которые соответствуют обособлению обстоятельства.

Топор низом звучал глуше и глуше, (1) сочные белые щепки летели на росистую траву, (2) и легкий треск послышался из-за ударов. Дерево вздрогнуло всем телом, (3) погнулось и быстро выпрямилось, (4) испуганно колеблясь на своем корне. На мгновение все затихло, (5) но снова погнулось дерево, (6) снова послышался треск в его стволе, (7) и, (8) ломая сучья и спустив ветви, (9) оно рухнуло макушей (авт.) на сырую землю. (Л.Н. Толстой)

Ответ: 4, 8, 9.

7. Запишите те цифры, которые соответствуют обособлению обстоятельства.

В.С. Емышев. Эсминец “Смелый”

Побежали по деревенским улицам бурливые коричневые, (1) сверкающие ручейки, (2) сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух…

Снег сошел, (3) оставшись еще кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. Из-под него выглянула обнаженная, (4) мокрая, (5) теплая земля, (6) отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, (7) полная жажды нового материнства. Над черными нивами вился легкий парок, (8) наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, – тем свежим, (9) вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, (10) который даже и в городе узнаешь среди сотни других запахов. (А.Куприн)

Ответ: 2, 3.

8. Запишите те цифры, которые соответствуют обособлению обстоятельства.

Раскаленные угольки с треском выпрыгивали из костра и, (1) описав в воздухе искристую дугу, (2) падали за нами. Становилось жарко. Мы разлеглись поудобнее, (3) ногами к огню, (4) головой наружу, (5) и долго все трое возились, (6) уминая под собой место и выгребая сухие веточки и сосновые шишки. Потом все притихли и молча глядели на пламя, (7) охваченные тем непонятным, (8) тихим очарованием, (10) которое ночью так властно и приятно притягивает глаза к яркому огню. (А.Куприн)

Ответ: 1, 2, 6.

9. Запишите те цифры, которые соответствуют обособлению обстоятельства.

В необыкновенной, (1) никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Еще все спит. Спит вода, (2) спят кувшинки, (3) спят, (4) уткнувшись носами в коряги, (5) рыбы, (6) и только совы летают медленно и бесшумно.

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, (7) но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, (8) хватающий за сердце вой. Там, (9) где мы спускали лодку, (10) на берегу, (11) на примятой траве стояла, (12) поджав хвост, (13) волчица с тремя волчатами и выла, (14) подняв морду к небу. (По К.Паустовскому)

Ответ: 4, 5, 12, 13, 14.

10. Запишите те цифры, которые соответствуют обособлению обстоятельства.

Флот пробивался через тяжелые льды, (1) чтобы не попасть в руки к немцам, (2) постепенно занимавшим Финляндию.

“Смелый” шел медленно, (3) держа кильватер линейному кораблю. Гудели турбины, (4) пел в широких трубах ветер, (5) ночи пели глухим железным гулом бортов и напирающего льда.

Изредка над кораблями пролетали стаи ворон. Покружившись над палубами, (6) они летели дальше, (7) как бы отмахиваясь от грозного зрелища обледенелых кораблей. (По К.Паустовскому)

Ответ: 3, 6, 7.

Продолжение следует

М.Н. ПРИКУЛЕ,
г. Чита

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru