НАША ПОЧТА
Облегчить экзамен в 9-м классеВ Федеральный институт педагогических
измерений,
Уважаемые коллеги! В 2010 году девятиклассникам нашего региона (вместе со всеми выпускниками основной школы страны) предстоит сдавать Государственную итоговую аттестацию (ГИА) в новой форме. Как известно, эта экзаменационная работа состоит из трех частей: • 1-я часть – сжатое изложение прослушанного два раза текста; • 2-я и 3-я части – работа на основе прочитанного текста (оба текста тематически связаны между собой). Не возражая против предложенной структуры ГИА, хотелось бы не согласиться вот с чем. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщенно-отвлеченный характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип “от общего к частному, от отвлеченного к конкретному”1. Внимание, вопрос составителям КИМов: “Зачем так строго соблюдать принцип “от отвлеченного к конкретному”, нарушая принципы природосообразности и доступности?”. Ведь прежде всего прослушанный два раза текст пятнадцатилетний подросток должен понять, “мысленно увидеть”. Рассуждение обобщенно-отвлеченного характера “мысленно увидеть” невозможно. И слово обобщенно-отвлеченный зачастую является синонимом понятиям “многословие”, “изложение простых вещей в наукообразной терминологии... Можно, например, так сказать: лошадь пьет из ведра. А можно по-другому: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади”2. В каждой шутке есть доля шутки: в одном из вариантов текста для сжатого изложения ГИА, в котором речь идет о выборе профессии, само это слово не упоминается ни разу!.. Так и хочется привести слова классика: “Страшно далеки они от народа...”. “По результатам обследования 200 школ в 76 регионах страны, в котором участвовало около 170 тысяч школьников первых и десятых классов, более 50% десятиклассников затруднились извлечь смысл из элементарного текста, лишь 30% высказали свое мнение в связи с прочитанным, у 90% старшеклассников нет полноценного понимания смысла художественного текста”.3 Конечно, нынешним школьникам предстоит справляться с все увеличивающимися потоками информации, а в вузе писать конспекты... Мы ни в коей мере не отрицаем необходимость обучения приемам информационной обработки текста. Но значительная часть выпускников девятого класса продолжает обучение не в МГУ, а в ПТУ... И нам хотелось бы, чтобы свою жизнь они начинали с заслуженно успешной сдачи первой Государственной итоговой аттестации. Итак, мы предлагаем пересмотреть принцип, по которому отбираются тексты для сжатого изложения, и для ГИА 2010 года подобрать интересные и доступные для пятнадцатилетних подростков тексты. “С каждого надо спрашивать то, что он может дать, – сказал Антуан де Сент-Экзюпери, – требования прежде всего должны быть разумны”. Методическое объединение
1 Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык. 2010/ФИПИ. Составители И.П. Цыбулько и др. М.: Интеллект-Центр, 2009. 2 О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 1991. 3 Е.С. Антонова. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: Кнорус, 2007. |