ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
9-й класс
Еще один вариант подготовки к ГИА,
|
Примечание 1. Все предложения размножены для каждого учащегося. Примечание 2. Знаки препинания в них опущены. |
1) Берг старался найти стиль своего времени но эти попытки были полны неудач и неясностей.
2) Жизнь поворачивалась как призма новой гранью и в ней свежо и временами не совсем для Берга понятно преломлялись старые чувства любовь ненависть мужество страдание и наконец чувство Родины.
3) Озеро лежало косо как бы подымалось к горизонту а за ним просвечивали сквозь тонкую мглу заросли золотых берез.
4) Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник длинную хвою листья осин где по лимонному полю были разбросаны черные и синие пятна хрупкие лишаи и вянущую гвоздику.
5) Он тщательно рассматривал осенние листья с изнанки где желтизна была чуть тронута легкой свинцовой изморозью.
6) Журавли бросали без сожаления этот пустынный лесной и торжественный край полный безымянных озер непролазных зарослей сухой листвы мерного гула сосен и воздуха пахнущего смолой и болотными мхами.
7) Татьяна называла ему имена знаменитых кустарей расписывавших деревянные ложки и блюда золотом и киноварью но Берг никогда не слышал этих имен и краснел.
8) Паутина летала над озером каждый желтый лист на траве горел от света как бронзовый слиток.
9) Берг взял краски бумагу и не напившись даже чаю пошел на озеро.
10) Уже листья летели ливнем и спасаясь от грозы низко неслись над мелколесьем испуганные птицы.
11) Берг быстро спрятал этюд в ящик снял куртку обернул ею ящик и схватил маленькую коробку с акварелью.
12) Пришлите мне если есть какая возможность книгу про наши леса и всякие деревья и цветных карандашей очень мне охота рисовать.
13) Мы дышали теплым воздухом трав вокруг нас гулко жужжали шмели трещали кузнечики.
14) Ловить в коряжистых местах было очень заманчиво там пряталась крупная и ленивая рыба.
15) Брала она медленно и верно глубоко топила поплавок потом запутывала леску о корягу и обрывала ее вместе с поплавком.
16) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
17) Бабы завидев нас бросили работу и смотрели на линя прикрыв ладонями глаза как смотрят на нестерпимое солнце. (Предварительно извинившись перед девочками за Паустовского, даю девятиклассникам это предложение под диктовку. Жанна: “А завидев пишется слитно?”. Общее смятение и недоумение… Потом начинает доходить: просто Жанна вместо деепричастия почему-то подумала о его каламбурной омоформе зови дев (не иначе как в пику писателю…). Неисповедимы пути детской логики, Господи! – И.Г.)
18) Татьяна Петровна долго не могла привыкнуть после Москвы к пустынному городку к его домишкам скрипучим калиткам к глухим вечерам когда было слышно как потрескивает в керосиновой лампе огонь.
19) Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями чтобы поймать ту незаметную долю секунды когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю.
20) Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь дрожали в воде озер тускнели в зарослях где дремали волки и отражались на чешуе рыб спавших на отмелях в Старице и Прорве.
21) Ветер бросал горсти листьев на стол на койку на пол на книги а по дорожкам сада было трудно ходить приходилось идти по листьям как по глубокому снегу.
22) Берг хотел всю силу красок все умение своих рук и зоркого глаза все то что дрожало где-то на сердце отдать этой бумаге чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов умирающих величаво и просто.
23) Его просили сообщить сколько своих вещей и под каким названием он выпустит.
24) С этим Петькой у нас были свои счеты он срезал у Рувима английский крючок и выследил места где мы прикармливали рыбу.
25) Гроза долго ворчала в лесах потом поднялась к зениту пепельной стеной и первая молния хлестнула в далекие стога.
26) Солнечный свет упал на воду сквозь заросли ветел и я увидел под водой яркий бронзовый блеск это изгибалась и пятилась в глубину пойманная рыба.
27) Дядь а дядь на што (так у К.Паустовского – И.Г.) клюнуло?
28) Мы боялись что от первой же спички лес вспыхнет и затрещит как сухой можжевельник и белый дым лениво поползет к солнцу.
29) В конце деревни в уличке заросшей по твердому белому песку чистой травой стояла одинокая изба.
30) Мы услышали хруст и хищное щелканье кот вцепился зубами в рыбью голову.
31) То ему снилось что большая щука таскает его вместе с резиновой лодкой по озеру и лодка ныряет в воду и вылетает обратно с оглушительным бульканьем то снился пронзительный разбойничий свист это из лодки распоротой корягой стремительно выходил воздух.
32) Хорошо было зарывшись в теплое сено слушать звуки этой ночи представлять себе это полесье темные дороги быструю и холодную реку где на берегу крепко спят перевозчики и только дотлевают в тумане угли костра.
33) Действительно Тихон Петрович как бы крепко брал неопытного человека за руку водил его по грядкам и не торопясь рассказывал как надо делать землю питательной и жирной чтобы на ней разрослись нежные и пахучие цветы которым мы давно уже перестали удивляться.
34) Давно уже замечено что человек лишенный на время возможности заниматься любимым делом постоянно к нему готовится.
35) Рыболовы например плетут лески и красят поплавки моряки рисуют карты.
36) На поверку выходило что холостая жизнь хотя она и независима и отведена хорошему нужному труду все же плоха без семейной радости.
37) А потом навалились густые, тяжелые туманы зимние дороги проржавели насквозь порыжели из леса дохнуло сыростью от тесовых крыш повалил пар.
38) Девочке худенькой бледной и любопытной она никак не хотела уходить с палубы было лет шесть.
39) Тотчас наступила тишина и в ней остался только один слабый звук журчание речной воды около колес парохода.
40) Если свет падал на кусты сирени то было видно как в засиявших как бы зардевшихся от смущения слабым, чуть пунцовым румянцем чашечках сирени дрожат капельки росы.
41) Законы литературы заставляют подчас еще туманную мысль писателя входить в берега точного замысла и затем уже плавно несут ее к конечному выводу к завершению книги подобно тому как река несет свою воду к широкому устью.
42) Показывали картину работникам кино так как думали что обыкновенный зритель на такой картине будет зевать и уйдет из кинотеатра в полном недоумении.
43) Обширные луга были политы ночным дождем а это значило что не только в каждом венчике блестела капля воды но все великое множество трав и кустов издавало резкий и освежительный запах.
44) Дело в том что к нам приехала после экзаменов в московской школе городская девочка Маша любительница растений и я решил набрать ей в подарок букет из всяких хороших цветов.
45) Цветение шиповника совпадало с самыми короткими ночами – нашими русскими, немного северными ночами когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло что на небе хорошо видны горные вершины облаков.
46) В какую бы лесную озерную или болотную глухомань я ни попадал всюду я заставал мальчишек предававшихся самым разнообразным и порой удивительным занятиям.
47) Я конечно не говорю о том что в сентябре на ледяной и туманной утренней заре заставал их трясущихся от холода в мокрых зарослях ольхи на берегу глухого озера в двадцати километрах от жилья.
48) Они сидели притаившись в кустах с самодельными удочками и только характерный звук который называется “шмыганье носом” выдавал их присутствие.
49) Большей частью мальчишки помогали взрослым пасли телят возили хворост резали лозу окучивали картошку чинили изгороди и приглядывали в отсутствие взрослых за маленькими детьми.
50) Миллионы листьев стеблей веток и венчиков преграждали дорогу на каждом шагу и мы терялись перед этим натиском растительности останавливались и дышали до боли в легких терпким воздухом столетней сосны.
51) Недаром дядя Леша все беспокоился вздыхал и ждал дождя уж очень пересохли леса.
52) Девушки неистово терли мелом и без того ослепительные зубы а вечером вышли в горницу к чаю в шуршащих праздничных платьях смуглые золотоволосые.
53) Обычай был соблюден и с этой минуты бабка Ариша засуетилась захлопотала и начала заботиться о нас как о родных детях.
54) Цветы стояли не только на подоконниках но и на полу и ярко цвели им было хорошо должно быть в этой теплой светлой избе. (Из произведений К.Паустовского)
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
I. Подчеркните грамматические основы всех предложений. (Подсказка: их ровно 125!)
II. Расставьте знаки препинания.
III. Укажите номера предложений в соответствии с их видами. (Для экономии времени привожу коллегам эти номера.)
ПП | ССП | СПП | СПП2 | БСП | СП |
6 | 1 | 4 | 18 | 8 | 12 |
9 | 2 | 5 | 19 | 13 | 21 |
11 | 3 | 17 | 22 | 14 | 24 |
15 | 7 | 20 | 32 | 16 | 26 |
27 | 10 | 23 | 33 | 30 | 28 |
29 | 25 | 34 | 36 | 35 | 31 |
38 | 39 | 41 | 40 | 37 | 43 |
49 | 50 | 46 | 42 | 51 | 44 |
52 | 53 | 47 | 45 | 54 | 48 |
Примечание. Данное задание можно сделать более увлекательным, предложив девятиклассникам заполнить шесть “волшебных” квадратов, о которых я неоднократно писал в “Русском языке”. Приведем пример одного из таких квадратов.
Задание. Впишите в клетки квадрата номера простых предложений.
Квадрат-эталон
6 |
9 |
11 |
15 |
27 |
29 |
38 |
49 |
52 |
IV. В СПП графически обозначьте главное и придаточное предложения, укажите типы придаточных, союзы или союзные слова.
V. Произведите синтаксический разбор всех простых предложений (ССП, БСП…).
VI. Постройте схемы СПП2.
VII. Укажите номера предложений, в которых есть:
• обособленные обстоятельства (предложения 9, 10, 17, 32, 48);
• сравнительные обороты (предложения 2, 8, 21, 28, 53);
• обособленные определения (предложения 6, 7, 20, 22, 29, 31, 34, 38, 46, 47, 52);
• обособленное приложение (предложение 44);
• обобщающее слово при однородных членах (предложение 2);
• вводные слова и вводные предложения (предложения 2, 33, 35, 38, 54).
VIII. Укажите количество грамматических основ в каждом СП (12 – 3, 21 – 3, 24 – 3, 26 – 3, 28 – 3, 31 – 5, 43 – 4, 44 – 3, 48 – 3).
IX. В СПП2 укажите односоставные предложения, определите их тип (в предложениях 18, 19, 22, 31, 33, 36, 40, 45 – безличные, в предложении 42 – неопределенно-личное).
Заключение
Варианты заданий можно еще много разнообразить; думается, коллеги без труда подберут упражнения в соответствии с уровнем подготовки ребят своего класса, придумают еще не одно задание, чтобы наиболее полно и глубоко подготовить наших любимых детей к ответственному этапу их жизни – Государственной итоговой аттестации. Русский язык заслуживает того, чтобы знать его если не блестяще, то, по крайней мере, хорошо. Желаю успеха всем нам!
И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.