УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
9-й класс
Интеллектуальная игра “Умники и умницы”Цель урока: Проверка уровня подготовки учащихся; развитие логического и образного мышления, воспитание коммуникативности; оценка умения владеть различными средствами выражения мысли, умения пользоваться этикетными средствами во время выступления. I. Приветствие учителя Учитель называет тему урока и его цель, представляет высокий ареопаг (судьи, секретарь) и помощников ведущего, знакомит присутствующих с агонистами. II. Пролог А. Как правильно? Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Ас_амблея, пр_ор_тет, к_м_уникация, газ_фикация, п_лисадник, ак_омпан_мент. 1. Господин оказался знакомым девушки и когда двинулся автобус сказал ей несколько слов чрезвычайно почтительно. 2. Хаджи Мурат сел и сказал что если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско то он ручается что поднимет весь Дагестан. Б. Конкурс красноречия. Произнесите похвальную речь Слову. Время – 40 секунд (тема может быть другой). Ареопаг подводит итог за два конкурса. Победителю дается право первым выбрать дорожку. Три дорожки: красная – 2 шага, желтая – 3 шага, зеленая – 4 шага. На красной дорожке ошибаться нельзя, на желтой можно ошибаться один раз, на зеленой – два раза. Если агонист ошибается на красной дорожке, ему дается право ответить на три блиц вопроса – (на обдумывание одного вопроса дается 10 секунд). По данным ниже вопросам проводится три агона. Первый агон начинается с зеленой дорожки. Если агонисты ошибаются в ответах, то дать правильный ответ могут теоретики. Если кто-то из агонистов заканчивает игру раньше времени победой, то неразыгранные вопросы задаются теоретикам. Вопросы для блиц-опроса: 1. Есть ли удвоенные согласные в слове искусный? 2. Сколько звуков в слове лью? 3. Назовите автора самого известного современного толкового словаря. 4. Что изучает наука этимология? 5. Назовите синоним к слову антитеза. 6. Назовите фразеологизмы со словом голова. III. Агоны. Вопросы к агонистам. 1. Вспомните кадры из кинокомедии “Джентльмены удачи”, когда герой Е.Леонова в качестве дублера Доцента впервые появляется в тюремной камере. Охарактеризуйте его речь. Ключевыми словами в этом эпизоде стали: “Канай отсюда!”. Уместны ли они? (Речь Доцента основана на жаргонной лексике, в ней встречаются слова-паразиты. Но только такая речь может быть уместна для героя в данной ситуации. Доцента не признали бы за своего.) 2. Поэт екатерининской эпохи В.Майков (1728–1778) в своей поэме “Елисей, или Раздраженный Вакх” дает такое описание “жестокой битвы”:
В рассказе В.Пьецуха “Центрально-Ермолаевская война” читаем: “Очистив деревню от неприятеля, ермолаевские вернулись в клуб подсчитать потери. Собственно, потери были исключительно материальные, если не принимать во внимание ссадины, шишки и синяки…”. Как называется данный жанр? С какой целью им пользуется автор? (Этот жанр называется бурлеск. Это одно из средств художественной изобразительности, оно основано на несоответствии между темой произведения и стилистической окраской ее языкового выражения. С помощью бурлеска достигается комический эффект.) 3. В 1846 году вышли “Сочинения казака Луганского”. Кто такой казак Луганский? Каков его вклад в русское языкознание? (Это В.И. Даль.) 4. Какие фигуры речи использует Э.Багрицкий в своем стихотворении? (Анафора, эпифора.)
5. Знаете ли вы памятник, связанный с историей русской письменности? Кому поставлен памятник? Где? С каким событием он связан? (Памятник поставлен Кириллу и Мефодию в Москве в 1992 году.) 6. Как называются выделенные слова из стихотворения В.Маяковского?
(Эти слова называются окказионализмами или авторскими неологизмами.) 7. Назовите известных вам риторов. Кратко охарактеризуйте их вклад в ораторское искусство. (Исократ, Демосфен, Цицерон, Квинтилиан, Дион, Хризостон.) 8. В чем особенность этого стихотворения Н.Гумилева? Кому оно посвящено?
(По начальным буквам строк можно определить, кому посвящается стихотворение. Н.Гумилев посвятил Анне Ахматовой это стихотворение.) IV. Эпилог Вопросы к теоретикам
1. “Заговори, чтобы я тебя увидел”. Кому принадлежат эти слова? Каков их смысл? (Сократ.) 2. Во время научного доклада из зала может раздаться возглас: “Регламент!”. Что это означает? А что означает вопрос: “А вам не кажется, что…?”, задаваемый после доклада в прениях? Какие речевые жанры скрываются за этими репликами? Что хочет сказать ими говорящий? (Возглас: “Регламент!”, раздавшийся во время доклада, – это попытка прервать докладчика, т.е., по сути, “хватит”, “время вышло”. А вопрос: “А вам не кажется, что…” – вовсе не вопрос, а деликатная форма возражения.) 3. Представьте себе следующий диалог. – Вы будете кофе или чай? – А вы? Почему собеседник отвечает вопросом на вопрос? Что скрывается за его нежеланием ответить сразу и прямо? (Такой ответ, скорее всего, из деликатности: гость не желает доставлять хозяевам лишних хлопот и готов подстроиться под их предпочтения. Хотя лучше было бы ответить по существу, но вежливо, например, так: “Я бы предпочел чай…”.) 4. Что такое риторические фигуры? Назовите их. Для чего они служат? (Риторические фигуры: риторический вопрос, восклицание, обращение, сравнение, антитеза. Они усиливают выразительность речи, нужны, чтобы речь стала более запоминающейся, убедительной, занимательной.) 5. “Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной “глубокой мысли” дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами”, – писал известный оратор и блестящий лектор Кони. О чем речь? (Речь идет о цитате.) V. Заключительный этап урока Учитель благодарит всех за игру. Победителям вручаются призы. Литература 1. Риторика: 8-й класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: ООО “С-инфо”; ООО “Баласс”, 1998. 192 с.: илл. 2. Риторика: 9-й класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. М..: ООО “С-инфо”; ООО “Баласс”, 2002. 272 с.: илл. 3. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. 320 с.: илл., 8 л. Цв. вкл. 4. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2000. 304 с.: илл., 8 л. Цв. вкл. 5. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. 3-е изд. Перераб. и доп. / гл. ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 2002. 704 с.: илл. Л.В. СЛЕПЧЕНКО, |