Я ИДУ НА УРОК
9-й классПодготовка к сочинению-рассуждению на тему “Музыка сближает людей”Урок-практикум2 часа
Цели: • отработка навыков работы с текстом; • демонстрация межпредметных связей русского языка, литературы, мировой художественной культуры. Задачи: Образовательные • Повторение теоретических сведений из разных разделов курса русского языка (орфография: правописание безударных гласных в корнях слов, -тся и -ться в глаголах, правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, правописание частиц; пунктуация: пунктограммы в простом и сложном предложениях; лексика: разграничение омонимов и многозначных слов; стилистика: художественный и публицистический стили речи; фонетический, словообразовательный анализ слов, синтаксический разбор предложений). • Анализ двух предложенных текстов. • Формулирование темы и составление плана сочинения-рассуждения. • Закрепление темы “Основные виды сложных предложений, отработка умения определять смысловые отношения между частями сложных предложений. Развивающие
• Знакомство девятиклассников с лучшими образцами мировой художественной культуры. • Развитие интереса к событиям культурной жизни. Воспитательные • Развитие чувства прекрасного посредством общения с произведениями искусства. Оборудование: 1) репродукции картин К.Моне, К.Писарро; 2) раздаточный материал; 3) компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр; 4) фонограмма “Реквиема” В.А. Моцарта. Часть 8 (Lacrimosa). ХОД УРОКА I. Повторение темы предыдущего урока и проверка домашнего задания. Тест № 6. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс. М.: Дрофа, 2007. С. 12. 1. Прочитайте текст А.П. Платонова выразительно. 2. Сделайте синтаксический анализ сложносочиненного предложения. Найдите ССП в тексте. Прочтите его, выделите грамматические основы. Составьте схему. Предложение № 9: – Есть ли в тексте бессоюзные предложения? (Во 2-м предложении 1-я и 2-я части соединены без союза, а 2-я и 3-я с помощью сочинительного союза и). – Есть ли еще в тексте другие сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи? (4-е предложение. Между 1-м и 2-м предложениями сочинительная связь, между 2-м и 3-м подчинительная, между 3-м и 4-м – бессоюзная). Вывод: Сложные предложения – это не просто механические соединения нескольких простых предложений. Они разнообразны по своему строению, по смысловым отношениям между простыми предложениями, входящими в их состав. Благодаря использованию сложных предложений наша речь становится богаче. II. Анализ текста. – Докажите, что перед вами текст. (Все предложения, входящие в состав отрывка, близки по смыслу, расположены в определенной последовательности, между ними существуют цепная или параллельная связи, отрывок можно озаглавить, выделить его тему и идею.) – Какова тема отрывка? (Об одиночестве в старости.) – Какова основная мысль рассказа? (Музыка способна победить человеческое одиночество, она сближает даже незнакомых людей.) Формулировка проецируется на экран. – Определите стиль и тип речи. Ответ обоснуйте. (Художественный, повествование.) – Какие языковые приметы художественного стиля вы обнаружили? (Оценочные эпитеты: славная жизнь, нежная и мужественная сила и т.д., развернутая метафора в предложении.) – Все ли согласны с тем, что слова трогать (смычком) и трогать (сердца) омонимы? (Нет, это не омонимы, а разные значения одного слова. Как смычок трогает струны и извлекает из скрипки музыку, так музыка способна трогать человеческие сердца, объединять их в едином порыве к добру, красоте.) III. Комплексный анализ текста Ю.Шапорина. Перед анализом текста можно написать распределительный диктант на правописание н и нн в прилагательных и причастиях: гостиный, багряный, кованый, ресурсы изысканы, прослушана мной, воспитана в неволе, смышленый, незваный, масленица, златотканый, серебряный. IV. Составление плана сочинения-рассуждения на тему “Музыка сближает людей”. Тема и тезис проецируются на экран (слайд). – Какие доказательства находит Ю. Шапорин в подтверждение своего тезиса о том, что “нет на свете другого искусства, которое так роднило бы людей, как музыка”? (2-е предложение текста.) Проецируется 1-й аргумент: музыка знакомит нас с культурой разных народов.
– Какие еще мысли о музыке содержатся в тексте Ю.Шапорина? (Последнее предложение.) – Какая из этих двух мыслей присутствует и в тексте А.Платонова о старом скрипаче? (Мысль о том, что музыка сближает людей.) Проецируется 2-й аргумент: музыка помогает людям преодолеть одиночество. – Какие еще литературные произведения могли бы вы использовать в качестве аргументов в вашем сочинении? (Тексты № 34, № 26 Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс. М..: Дрофа, 2007 год.) Проецируется 3-й аргумент: музыка побеждает вражду. V. Музыкальный момент. Звучит фонограмма “Реквиема” В.А. Моцарта. Часть 8 (Lacrimosa). На экран проецируется портрет В.А. Моцарта. – Что вы можете сказать об этой музыке? О чем говорит с вами ее автор? (Музыка печальная, скорбная, о трагической скоротечности жизни, о тяжести прощания с миром и любимыми людьми.) Вывод: Вы многое поняли, почувствовали, слушая музыку. А ведь говорил с вами великий австриец – В.А. Моцарт, человек, отделенный от нас не только языковым барьером, но и более чем двумя столетиями. Формулируется и проецируется 4-й аргумент: музыка сближает нас с людьми ушедших поколений, других эпох. 5-й аргумент: музыка может познакомить, сблизить вас с кем-то (рассказать о случае из собственной жизни). На экране появляются слайды с репродукциями картин французских художников-импрессионистов. VI. Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на тему “Музыка сближает людей”. Т.В. НИКОЛЕНКО, |