Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2010

Я ИДУ НА УРОК

 

9-й класс

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему “Музыка сближает людей”

Урок-практикум

2 часа

 

Цели:

• отработка навыков работы с текстом;

• демонстрация межпредметных связей русского языка, литературы, мировой художественной культуры.

Задачи:

Образовательные

• Повторение теоретических сведений из разных разделов курса русского языка (орфография: правописание безударных гласных в корнях слов, -тся и -ться в глаголах, правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, правописание частиц; пунктуация: пунктограммы в простом и сложном предложениях; лексика: разграничение омонимов и многозначных слов; стилистика: художественный и публицистический стили речи; фонетический, словообразовательный анализ слов, синтаксический разбор предложений).

• Анализ двух предложенных текстов.

• Формулирование темы и составление плана сочинения-рассуждения.

• Закрепление темы “Основные виды сложных предложений, отработка умения определять смысловые отношения между частями сложных предложений.

Развивающие

К. Моне. “В лесах Живерни”. 1887

• Знакомство девятиклассников с лучшими образцами мировой художественной культуры.

• Развитие интереса к событиям культурной жизни.

Воспитательные

• Развитие чувства прекрасного посредством общения с произведениями искусства.

Оборудование:

1) репродукции картин К.Моне, К.Писарро;

2) раздаточный материал;

3) компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр;

4) фонограмма “Реквиема” В.А. Моцарта. Часть 8 (Lacrimosa).

ХОД УРОКА

I. Повторение темы предыдущего урока и проверка домашнего задания.

Тест № 6. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс. М.: Дрофа, 2007. С. 12.

1. Прочитайте текст А.П. Платонова выразительно.

2. Сделайте синтаксический анализ сложносочиненного предложения. Найдите ССП в тексте. Прочтите его, выделите грамматические основы. Составьте схему.

Предложение № 9:

– Есть ли в тексте бессоюзные предложения?

(Во 2-м предложении 1-я и 2-я части соединены без союза, а 2-я и 3-я с помощью сочинительного союза и).

– Есть ли еще в тексте другие сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи?

(4-е предложение. Между 1-м и 2-м предложениями сочинительная связь, между 2-м и 3-м подчинительная, между 3-м и 4-м – бессоюзная).

Вывод: Сложные предложения – это не просто механические соединения нескольких простых предложений. Они разнообразны по своему строению, по смысловым отношениям между простыми предложениями, входящими в их состав. Благодаря использованию сложных предложений наша речь становится богаче.

II. Анализ текста.

– Докажите, что перед вами текст.

(Все предложения, входящие в состав отрывка, близки по смыслу, расположены в определенной последовательности, между ними существуют цепная или параллельная связи, отрывок можно озаглавить, выделить его тему и идею.)

– Какова тема отрывка? (Об одиночестве в старости.)

– Какова основная мысль рассказа?

(Музыка способна победить человеческое одиночество, она сближает даже незнакомых людей.) Формулировка проецируется на экран.

– Определите стиль и тип речи. Ответ обоснуйте. (Художественный, повествование.)

– Какие языковые приметы художественного стиля вы обнаружили?

(Оценочные эпитеты: славная жизнь, нежная и мужественная сила и т.д., развернутая метафора в предложении.)

– Все ли согласны с тем, что слова трогать (смычком) и трогать (сердца) омонимы?

(Нет, это не омонимы, а разные значения одного слова. Как смычок трогает струны и извлекает из скрипки музыку, так музыка способна трогать человеческие сердца, объединять их в едином порыве к добру, красоте.)

III. Комплексный анализ текста Ю.Шапорина.

Перед анализом текста можно написать распределительный диктант на правописание н и нн в прилагательных и причастиях:

гостиный, багряный, кованый, ресурсы изысканы, прослушана мной, воспитана в неволе, смышленый, незваный, масленица, златотканый, серебряный.

IV. Составление плана сочинения-рассуждения на тему “Музыка сближает людей”.

Тема и тезис проецируются на экран (слайд).

– Какие доказательства находит Ю. Шапорин в подтверждение своего тезиса о том, что “нет на свете другого искусства, которое так роднило бы людей, как музыка”? (2-е предложение текста.)

Проецируется 1-й аргумент: музыка знакомит нас с культурой разных народов.

Вольфганг Амадей Моцарт.
1780.
Художник Иоганн делла Кроче

– Какие еще мысли о музыке содержатся в тексте Ю.Шапорина? (Последнее предложение.)

– Какая из этих двух мыслей присутствует и в тексте А.Платонова о старом скрипаче? (Мысль о том, что музыка сближает людей.)

Проецируется 2-й аргумент: музыка помогает людям преодолеть одиночество.

– Какие еще литературные произведения могли бы вы использовать в качестве аргументов в вашем сочинении?

(Тексты № 34, № 26 Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс. М..: Дрофа, 2007 год.)

Проецируется 3-й аргумент: музыка побеждает вражду.

V. Музыкальный момент.

Звучит фонограмма “Реквиема” В.А. Моцарта. Часть 8 (Lacrimosa). На экран проецируется портрет В.А. Моцарта.

– Что вы можете сказать об этой музыке? О чем говорит с вами ее автор? (Музыка печальная, скорбная, о трагической скоротечности жизни, о тяжести прощания с миром и любимыми людьми.)

Вывод: Вы многое поняли, почувствовали, слушая музыку. А ведь говорил с вами великий австриец – В.А. Моцарт, человек, отделенный от нас не только языковым барьером, но и более чем двумя столетиями.

Формулируется и проецируется 4-й аргумент: музыка сближает нас с людьми ушедших поколений, других эпох.

5-й аргумент: музыка может познакомить, сблизить вас с кем-то (рассказать о случае из собственной жизни).

На экране появляются слайды с репродукциями картин французских художников-импрессионистов.

VI. Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на тему “Музыка сближает людей”.

Т.В. НИКОЛЕНКО,
г. Самара

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru