Я ИДУ НА УРОК
5-й классПравописание корня -лаг-/-лож-Цели урока: 1) изучить правописание корня -лаг-/-лож-, знать условия (правила) употребления данного корня и уметь применять их на практике; 2) развивать умения применять слова с данным корнем и правильно их писать; 3) прививать любовь и интерес к родному языку. Необходимый материал: таблица, текст диктанта. ХОД УРОКА I. Объяснение нового материала. Ребята, как правильно написать слово положил? С о или а в корне? Правописание корня – -лаг-/-лож- будет темой нашего урока. 1) Наблюдения по записи на доске.
– Сделайте вывод, когда пишется а – о в корне -лаг-/-лож-. Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о. – Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож? Вывод: если а стоит за корнем, в корне пишем тоже а. 2) Работа с учебником: чтение правила. II. Закрепление изученного материала. Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные. Излагать – … Предлагать – … Предполагать – … Располагать – … Слагать – … Прилагать – …
ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.п., надо говорить: Кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т.п. Задание 2. Сформулируйте тему, которая объединяет данные словосочетания. Обозначьте изучаемую орфограмму, попробуйте составить (устно) небольшой рассказ, используя записанные словосочетания. Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи. Задание 3. Запишите предложение и постройте его схему. Разберите по составу глагол расположились. Ребята расположились у костра и с удовольствием ели бутерброды с овощами. Задание 4. Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти. (Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение.) Задание 5. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-. Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа) Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа) Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить) Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить) Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить) Задание 6. Найдите четвертое лишнее: 1) сложение, положение, отложить, ложный; 2) предположение, сложение, слагаемое, изложить.
III. Подведение итогов. (Учитель читает текст, дети записывают слова на изученную на уроке орфограмму.) Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение. Н.Н. РОДИНА, |