МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Каким может быть раздаточный материал
|
Рис. М.О. Микешина “Панночка, сотник
и Хома Брут”
|
1. Определите лексическое значение слов с выделенным ударением.
2. Выясните, почему мы наблюдаем двойное ударение в некоторых словах. Из каких языков пришли к нам эти слова? (Работа с этимологическим словарем).
3. В каких словах есть единственно правильное ударение, а в каких – возможны оба варианта?
4. Формы каких слов правильны, но необычны в повседневной речи?
5. Попытайтесь определить, в текстах каких стилей можно встретить данные слова; приведите примеры.
Задание 3
Определите, о каких произведениях (каких эпизодах из этих произведений) Гоголя идет речь в стихотворении.
Стихотворение “Читая Гоголя” можно использовать в викторине.
ЧИТАЯ ГОГОЛЯ
Читая Гоголя, я слышу: конская
Во тьме размеренно стихает топь, –
То правоверная часть запорожская
Догнать торопится погану лопь,
Из плена вызволить своих товарищей,
Не дать татарину продать на Крит
Чубаты головы, чтоб на базарищах
Не выставляли их на срам и стыд.
Читая Гоголя, я вижу: молится,
От страха съежившись, философ Брут.
И жутко малому, но очень хочется
Взглянуть на мерзости – попутал плут.
Хому неверие сгубило-выдало:
Забыл усердие всего на миг.
Благочестивостью отмечен не был он –
Вот в душу бедную враг и проник.
Читая Гоголя, упьюсь я амброю
Благоухающей степи ночной,
И ветром ласковым, прохладой бодрою.
Под треск кузнечиков вдохну покой.
Словарная работа
Илл. А. Герасимова
|
Слова топь и амбра, как и многие другие, взяты из текстов Гоголя. Топь – существительное собирательное, обозначающее топот (ср.: у Пушкина – топ). Лопь – тоже собирательное существительное от слова лопарь – басурман, нехристь (см. в словаре В.Даля).
Задание 4
На уроке, посвященном односоставным и двусоставным предложениям, было дано исходное слово сад, с которым дети должны были придумать словосочетания и предложения, описывающие сад в разное время года (4 варианта). В качестве сказуемого предлагалось использовать различные части речи, не только глаголы. Все придуманное детьми выписывалось на доску. Мы также подчеркнули грамматические основы и определения. В конце урока самые интересные предложения мы распределили по временам года и записали. Четыре строчки (чуть доработанные мною и оформленные ритмически) стали стихотворением. Мне осталось добавить две последние строки.
ЖИЗНЬ МОЕГО САДА
Шумен, светел, радостен мой душистый сад; (весна)
С легкою прохладою мой тенистый сад; (лето)
Сливой, грушей, яблоком отягчен мой сад; (осень)
Сном объят загадочным опустевший сад. (зима)
Нам дано почувствовать, но не разгадать
Эту сердцу близкую Божью благодать.
Л.М. ЕЛИСЕЕВА,
г. Новосибирск