ОЛИМПИАДА
Продолжение. См. № 24/2009; № 2, 3, 4/2010 Ломоносовский турнирКонкурс по литературеЗадания, ответы и комментарииЗадание 4 Перед вами отрывки из трех произведений русских писателей XX века (имена персонажей заменены значком NN). 1. Всегда NN по подъему вставал, а сегодня не встал. Еще с вечера ему было не по себе, не то знобило, не то ломало. И ночью не угрелся. Сквозь сон чудилось – то вроде совсем заболел, то отходил маленько. Все не хотелось, чтобы утро. Но утро пришло своим чередом. Да и где тут угреешься – на окне наледи наметано, и на стенах вдоль стыка с потолком по всему бараку – здоровый барак! – паутинка белая. Иней. 2. Некоторое время он стоял у окна: небо было простоквашей; изредка в том месте, где плыло слепое солнце, появлялись опаловые ямы, и тогда внизу, на серой кругловатой крыше фургона, страшно скоро стремились к бытию, но, недовоплотившись, растворялись тонкие тени липовых ветвей. Дом насупротив был наполовину в лесах, а по здоровой части кирпичного фасада оброс плющом, лезшим в окна. В глубине прохода, разделявшего палисадник, чернелась вывеска подвальной угольни. Само по себе все это было видом, как и комната была сама по себе; но нашелся посредник, и теперь этот вид становился видом из этой именно комнаты. 3. Дальше город прекращался – там была лишь пивная для отходников и низкооплачиваемых категорий, стоявшая, как учреждение, без всякого двора, а за пивной возвышался глиняный бугор, и старое дерево росло на нем одно среди светлой погоды. NN добрел до пивной и вошел туда на искренние человеческие голоса. Здесь были невыдержанные люди, предававшиеся забвению своего несчастья, и NN стало глуше и легче среди них. Он присутствовал в пивной до вечера, пока не зашумел ветер меняющейся погоды; тогда NN подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и увидел дерево на глинистом бугре – оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались его листья. Если можете, назовите произведения и их авторов. (Подсказка: в этом году отмечается 110-летие со дня рождения двоих из этих писателей). Когда и где разворачивается действие каждого произведения? Вы, наверное, почувствовали, что в этих отрывках есть общее: повествование ведется от третьего лица, но таким образом, что строй речи позволяет проникнуть в сознание главного героя. Какие особенности языка отличают каждый отрывок от других? Что вы узнали (или можете предположить) о главных героях произведений по тому, что и как о них сказано? Какому из трех произведений принадлежит следующий отрывок? Почему вы так считаете? 4. После ветра опять настала тишина, и ее покрыл еще более тихий мрак. NN сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать разные грустные звуки и мучиться сердцем, окруженным жесткими каменистыми костями. Назовите другие произведения, в которых повествование устроено подобным образом, т.е. все события показаны через призму сознания главного героя. А как еще может строиться повествование? Расскажите об этом на конкретных примерах. Произведения и авторы: 1. “Один день Ивана Денисовича” А.Солженицына (1918–2009). 2. “Дар” В.Набокова (1899–1977). 3. “Котлован” А.Платонова (1899–1951). Действие первого произведения происходит в одном из северных исправительно-трудовых лагерей после Великой Отечественной войны. В 1-м тексте часто употребление жаргонизмов, для него характерен разговорный стиль. Ясно, что живет в специализированном заведении по режиму и что условия этого проживания не самые идеальные (“на окне наледи наметано, и на стенах...”). (Лариса Жукова, 11-й класс, Сергиево-Посадская гимназия, г. Сергиев Посад) В 1-м фрагменте мы встречаем простонародную лексику (“не то знобило, не то ломало”, “угреться”), уменьшительные формы слов (“маленько”), лексические повторы (“всегда вставал, а сегодня не встал”, “по всему бараку – здоровый барак”, “не угрелся – где тут угреешься”). <…> Герой, видимо, не отличается большой образованностью и старше 30 лет. Из всего этого можно заключить, что герой принадлежит к разряду так называемых “маленьких людей”. (Дарья Сорокина, 10-й класс, школа № 1208, г. Москва) Особенность языка Солженицына – его “обыкновенность”. Солженицын крайне редко использует формальные средства выразительности – эпитеты, метафоры и проч. (Елизавета Самойлова, 11-й класс, Сергиево-Посадская гимназия) В первом <отрывке> – предложения “рубленые”, много тире, используются просторечия, например, “угрелся”. (Наталья Тышкевич, 10-й класс, ЦО № 57, г. Москва) Особенности языка первого текста – антитеза: “вставал – сегодня не встал”; “Все не хотелось, чтобы утро – но утро пришло своим чередом”; “не то знобило – не то ломало”. (Ольга Бойцова, 10-й класс, школа № 20, г. Новомосковск, Тульская область)
“Один день…” отличает просторечие, переносящее нас в среду заключенных, но вместе с тем показывающее характер Шухова – человека спокойного, неглупого, мыслящего. (Маргарита Вирова, 11-й класс, школа № 18, г.Алексин, Тульская область) Действие второго отрывка разворачивается в городе, причем, как можно заметить, не российском – об этом говорят такие детали, как плющ по кирпичному фасаду на городской улице или стоящий под окнами фургон. (В романе “Дар” герой, русский эмигрант, живет в Берлине). Во втором <отрывке> – длинные предложения, описывается многими словами окружающая действительность. Необычные ходы речевые, вроде сравнения неба с простоквашей. Используется устарелое насупротив, разговорное усиление страшно. Всеобщая поэтичность текста за счет определений и философских переходов. (Наталья Тышкевич) Особенности языка второго отрывка – неожиданно яркие эпитеты (слепое солнце, опаловые ямы), сравнения (небо – простокваша, колебание теней – как их стремление к бытию). (Мария Антипова, 11-й класс, школа № 1506, г. Москва) Второй отрывок по-набоковски изобилует сложносочиненными предложениями, стремлением воплотить реальность в философские и метафизические образы, высоким стилем языка. (Маргарита Вирова) Второй текст отличается большой образностью, обильно используются метафоры. По-философски красивое и неожиданно лиричное описание быта дает основание предположить, что герой очень тонко воспринимает мир, что в его душе есть место красоте и восхищению. (Лариса Жукова) В третьем отрывке герой выходит из своего маленького провинциального городка. Действие происходит в 20-е годы. Для Платонова характерны странные, неправильные обороты, как будто его герой на ходу учится говорить и сам придумывает слова для обозначения предметов и действий (росло среди светлой непогоды, вошел на голоса). (Елена Волкова, 11-й класс, ЦО № 57, г. Москва) От этого даже возникает предположение, впрочем, ошибочное, что “главный герой идет по незнакомому городу”.
Язык Платонова нельзя спутать ни с каким другим. Платонов писал на стыке двух эпох, в постреволюционной России, поэтому его произведения, как правило, синтезируют как дореволюционный русский, так и постреволюционный – язык с большим количеством неологизмов и канцеляризмов. Вопреки ярлыку “самого косноязычного писателя всех времен и народов” Андрей Платонов является, пожалуй, самым интересным и богатым с точки зрения языка писателем. У него “деревья растут среди светлой погоды и... с тайным стыдом заворачивают листья”, люди “предаются забвению своего несчастья” в пивной... Главный герой повести – мужчина средних лет, которого накануне уволили с завода, на котором он работал, “за задумчивость”. Он искренне хочет улучшить окружающий его мир, но в момент событий, описанных в отрывке, он печален и находится в неведении относительно того, как ему жить дальше. Многие платоновские герои (красноармеец Никита Фирсов из “Реки Потудани”, мальчик Вася из “Коровы”, а также герои ранних рассказов писателя) имеют похожий характер, склад ума и находятся в схожих обстоятельствах. (Елизавета Самойлова) Третий текст выдержан в художественном стиле. Герою явно тяжело, тоскливо и одиноко, он стремится к людям, которые искренни в проявлении своих чувств и так же несчастны, как и он. Именно поэтому ему стало легче и глуше. Капля его горя растворилась во всеобщем котле несчастья, кипящего при температуре забвения... Желание вырваться из оков проблем – неслучайно он слушает песни ветра, пытаясь понять законы Вселенной, законы собственной судьбы... (Лариса Жукова) В некоторых работах сделаны попытки сопоставить героев и язык трех отрывков. Во 2-м и 3-м отрывках язык более красочный, длиннее предложения, в отличие от 1-го – там все просто и ясно без особого приукрашивания. (Полина Корнеева, 8-й класс, школа № 1583, г. Москва) Всех этих главных героев объединяет что-то потерянное, потерянный смысл жизни. В их мире выглядит все обычно, тускло. Похоже даже на малую часть сумасшествия. У этих героев скучная жизнь, все идет своим чередом. Можно сказать, присутствует какая-то замороченность, усталость от жизни. (Лолита Корнаухова, 9-й класс, школа № 18, г. Тула) Эти герои (2 и 3. – Ред.) объединены одним – они одиноки. Единственный их собеседник – природа. Они объединяются с ней мыслями, чувствами, но сами не участвуют в ее размеренной жизни, предпочитая наблюдать со стороны. (Маргарита Соловьева, 8-й класс, школа № 20, г.Тула) Для участников конкурса не составило труда определить, что отрывок 4 взят из того же произведения, что и отрывок 3, то есть из “Котлована” А. Платонова. Отрывок принадлежит тексту 3: используется конструкция “чтобы заметить начало ночи”/ “чтобы наблюдать нежную тьму ночи”. (Екатерина Скляревская, 9-й класс, школа № 1583, г. Москва) Следующий отрывок, скорее всего, является продолжением третьего текста: зашумел ветер – после ветра опять настала тишина, чтобы заметить начало ночи – чтобы наблюдать нежную тьму ночи. (Лариса Жукова) Некоторые авторы предложили интересные размышления о разных способах повествования, проявив при этом серьезную начитанность. Приведем примеры удачных высказываний. Повествование может строиться: - от лица главного героя, - как воспоминания главного героя, - от лица автора, - от лица очевидцев. Например, в повести “Собачье сердце” повествование начинается от пса Шарика (от лица главного героя). В “Асе” Тургенева главный герой все вспоминает. В русских народных сказках повествование ведется от лица очевидцев. (Видимо, имеется в виду присказка “И я там был, мед-пиво пил”. – Ред.) (Толстова Анна, 9-й класс, школа № 1, г. Урай, ХМАО-Югра, Тюменская область) Повествование может строиться от первого лица. Мы можем наблюдать это в трилогии А.Н. Толстого “Детство. Отрочество. Юность”, где повествование ведется от лица Николеньки Иртеньева. Еще повествование от первого лица ведется в автобиографических произведениях. (Валерия Дозорова, 9-й класс, Воскресенская средняя школа, г. Тула) …Подобным же образом повествование устроено и во многих других произведениях (от третьего лица, но таким образом, что строй речи позволяет проникнуть в сознание главного героя): “Камера обскура” Набокова; “Невыносимая легкость бытия” Кундеры, “Сорок первый” Лавренева. (Елизавета Самойлова) Такой же принцип повествования используется во многих книгах Ремарка, Хемингуэя, а также у писателей, активно использующих “поток сознания” – Джойс, Вульф и др. (Елена Волкова) От первого лица в форме воспоминаний или дневниковых записей – “Циники” Мариенгофа, “Солнце мертвых” Шмелева. Реже повествование ведется так, что главным героем является не повествователь, а его друг, знакомый и т.п. (“Приключения Шерлока Холмса” Конан Дойла). (Елизавета Самойлова) Повествование может строиться от первого лица (журнал Печорина), от третьего лица без “заглядывания” в душу героя, без прямого психологизма (частично “Война и мир”). В “Шинели” Гоголя повествование ведется не от лица главного героя, но в некоторых моментах мы воспринимаем события через призму его сознания. Читая дневник Печорина, мы тоже видим не реальную картину происходящего, а ее восприятие героем. (Мария Антипова) Существуют романы в письмах, где герои-рассказчики постоянно меняются (Л.Улицкая, “Даниэль Штайн, переводчик”). (Дарья Сорокина) В произведении может быть несколько повествователей, как у Лермонтова в “Герое” – автор, Максим Максимыч, Печорин. (Ирина Щипихина, 11-й класс, Сергиенв Посад) Повествование может строиться от особого лица, которое якобы существует и играет некую роль, но в то же время может заглядывать в душу и сокровенные мысли героя. (“Евгений Онегин” Пушкина). (Екатерина Степанянц, 9-й класс, школа № 1531, г. Москва) Н.А. ШАПИРО, |