Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2010

Я ИДУ НА УРОК

 

7-й класс

Наречие как часть речи

Образовательные цели: дать понятие о наречии как части речи, его морфологических и синтаксических признаках; разъяснить алгоритм распознавания наречий, сформировать навыки употребления наречий в устной и письменной речи.

Оборудование:

1. Дидактический материал для индивидуальной и групповой работы:

– текст (сказка) для каждого ученика;

– карточки с незаконченными предложениями для работы в парах (одна на стол);

– карточки с разноуровневыми заданиями для индивидуальной работы каждого учащегося;

– разноуровневый контрольный тест для индивидуальной работы каждого учащегося.

2. Памятка “Наречие как часть речи”.

3. Картина К.Веселовской “Золотая осень”.

4. Таблички со словами: признак, действие.

5. Таблички: “Цели:

1. Что такое наречие? Его признаки?

2. Каков алгоритм распознавания наречий?”

Статья опубликована при поддержке компании "РусЭксперт", помогающей получить допуск СРО, вступить в СРО (саморегулируемую организацию), а также, при необходимости, провести обучение уже работающего в организации персонала для повышения его квалификации. Специалисты компании подберут наиболее подходящую по интересам и соответствующую пожеланиям и требованиям клиента саморегулируемую организацию для дальнейшего вступления в нее, а также могут предложить уже готовые фирмы, обладающие оформленным допуском СРО. Оформление документов в последнем случае потребует совсем немного времени, и Ваше предприятие или фирма сможет начать свою деятельность в самое ближайшее время. С подробной информацией о возможностях и условиях предоставления допуска СРО, вступления в СРО, видах работ, на которые оформляется допуск СРО, других услугах, оказываемых компанией, и их стоимости можно ознакомиться на сайте sro-sro.com.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

1. Вступительная беседа с классом.

(Поскольку по программе объяснение вышеуказанной темы приходится на ноябрь, думаю, данная беседа будет уместна).

– Когда вы сегодня шли в школу, наверняка заметили, что яркости и красоты в природе стало меньше. Почему?

– Какое настроение было у вас, когда собирались в школу, когда шли по улице?

– Да, на улице холодно. Лето прошло. Кто-то в теплые деньки отдыхал, а кто-то усердно трудился, готовился к зиме.

Давайте послушаем одну сказочную историю.

2. Чтение сказки.

В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зернами.

Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.

Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:

– У тебя запасов накопилось куры не клюют, а у меня их совсем нет.

Поделись-ка, дружочек!

А Муравей ей в ответ:

– Ты, соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай.

(Один ученик читает, остальные внимательно слушают.)

3. Беседа с классом.

– Знакомая история? (Можно вспомнить басню Крылова, а затем вернуться к ее пересказу.)

– В сказке много фразеологизмов. Давайте объясним их значения.

На доске фразеологизмы:

Сломя голову –

Рукой подать –

Куры не клюют –

Спустя рукава –

Ученики записывают в колонку слова, синонимичные фразеологизмам:

быстро, рядом, много, плохо.

– Какой частью речи являются слова 2-й колонки?

– Догадались, о чем пойдет речь на уроке?

– Тема сегодняшнего урока – “Наречие как часть речи”.

– Запишите в тетради число и тему урока.

II. Объяснение новой темы

– Почему вы решили, что данные слова – наречия? (Отвечают на вопросы: как? где? сколько?)

На доске написать: 1. Отвечают на вопросы: как? где? сколько?

– Запишите слова, синонимичные по значению данным фразеологизмам, укажите сверху вопрос, на который они отвечают. (1-й ученик у доски.)

Сломя голову – быстро.

Рукой подать – рядом.

Куры не клюют – много.

Спустя рукава – плохо.

– Значит, если слово отвечает на вопросы: как, где или сколько? – это наречие?

– А эти слова – наречия?

В доме, к вечеру, пять. (Нет, это существительные с предлогом, числительное.)

– Достаточно ли одного вопроса для того, чтобы определить, какой частью речи является слово? (Нет.)

– Можно ли спутать наречие с другими частями речи?

– Так какие цели мы поставим перед собой на уроке?

(1. Научиться определять, что такое наречие.

2. Распознавать наречия среди других частей речи.)

На доску прикрепляем таблички с надписями:

Что такое наречие? Его признаки. Каков алгоритм распознавания наречий среди других частей речи?

– Мы выяснили, что по вопросу не всегда можно определить, какой частью речи является слово.

– Найдите в сказке слова, от которых можно поставить вопрос к данным наречиям. Запишите их рядом.

Быстро бежал.

Было рядом.

Много накопилось.

Плохо работала.

– Какая это часть речи? (Глаголы. Обозначают действие предмета.)

– Укажите главное слово в словосочетании. От каких слов зависят наречия?

На доске записываем: 2. Зависят от глагола.

– А что обозначает глагол? (Действие предмета.)

Прикрепим карточку – действие.

– А наречие – это часть речи, которая обозначает признак.

Прикрепим карточку – признак.

– Если наречие зависит от глагола, то какой признак оно обозначает? (Признак действия.)

– Попробуйте изменить наречия по числам, лицам, падежам... (Не изменяются.)

На доске: 3. Не изменяются.

– Есть ли окончание у наречия? Почему?

– Давайте попробуем распространить словосочетания:

совсем рядом было;

очень плохо работала.

– Какой вопрос мы можем поставить к этим словам? (В какой степени? Насколько?)

– Они изменяются? (Нет.)

– Похожи на наречия? Чем похожи? (У них те же признаки, но главное слово для них – наречие.)

– Данные наречия тоже обозначают признак, но какой признак? (Признак признака.)

– Какой же частью речи являются эти слова? (Наречием.)

– Значит, еще какая часть речи может быть для наречия главным словом в словосочетании? (Наречие.)

– Итак, что обозначает наречие?

На доске памятка:

Алгоритм распознавания наречий среди других частей речи:

1) Зависит от глагола, наречия.

2) Отвечает на вопросы: как, где, сколько, насколько?

3) Не изменяется.

– Сегодня мы только начинаем изучение наречия. На следующих уроках вы узнаете много интересного об этой части речи (от каких слов, кроме глагола и наречия, зависит, на какие еще вопросы отвечает). Я не буду раскрывать всех тайн, думаю, вам гораздо интереснее будет сделать это самим.

– Как же пользоваться нашей памяткой, чтобы распознавать наречия?

(Проговаривание алгоритма.)

– Запишите предложение:

В саду сегодня тихо играла музыка.

– Найдите наречия. Подчеркните их как члены предложения.

– Как вы считаете, наречие – это самостоятельная или служебная часть речи? Докажите.

– Ребята, давайте попробуем сами сформулировать определение наречия как части речи.

На доске памятка:

1. Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

2. Как изменяется?

3. Каким членом предложения является?

– Вот видите, мы сами дали характеристику этой части речи.

III. Закрепление

1. Беседа.

– Какую роль играют наречия? Зачем мы их используем в речи?

– Сравните: Человек бежит и Человек бежит медленно.

– Чем отличаются эти два предложения?

– Автор учебника “Русский язык” Маргарита Михайловна Разумовская наречие назвала “приглаголием”. Почему она так считает? (Оно поясняет глаголы.)

2. Попробуйте составить рекомендации на тему: “Как добиться успеха в учебе?”. Постарайтесь включить в текст как можно больше наречий.

(Тема записана на доске, на столах перед учениками карточки с незаконченными предложениями.)

На уроке работай...

Пиши всегда...

Домашнее задание готовь...

Объяснение учителя слушай...

Свои мысли излагай...

Говори...

Читай...

Упражнения выполняй...

Ученики выполняют работу в парах. Затем читают свои рекомендации, высказывают свое отношение к рекомендациям других.

3. Задание для индивидуальной работы.

А. Задание для учащихся с низким уровнем познавательной активности.

Включите в текст наречия. Используйте слова для справок.

Слова для справок: резко, вверх, ловко, назад, быстро, недолго, низко, нервно.

Б. Задание для учащихся со средним уровнем познавательной активности.

Включите в текст наречия.

В. Задание для учащихся с высоким уровнем познавательной активности.

Включите в текст наречия.

Враги приблизились друг к другу. Медведь… отскочил…, а лось, взмахнув в воздухе рогами, прыгнул…

Медведь… увернулся от сокрушительного удара и… скрылся в чаще. Лось… постоял на поляне, … вздрогнул, … опустил голову и побрел по лесу. Жизнь была отвоевана.

– Сравните предложения без наречий и с наречиями. Какую роль играют наречия?

4. Творческая работа по картине.

– А.С. Пушкин называл наречия словами, “живописующими глагол”. Почему?

– Кто создает живопись? С помощью чего?

– Каких художников вы знаете, кому из них отдаете предпочтение?

– Я однажды увидела картину нашей землячки К.Веселовской, и мне захотелось, чтобы вы тоже ее рассмотрели.

(Располагаем картину около доски.)

1) Беседа с классом.

– Какие впечатления вызвала эта работа?

– А хочется вам оказаться там, на природе? Почему?

– Как бы вы назвали картину?

– К.Веселовская назвала свою работу “Золотая осень”. Как вы считаете, она выбрала удачное название?

– Занимаетесь ли вы живописью?

– Попробуйте создать словесную живопись. Напишите маленькое (5–6 предложений) сочинение по картине, выразите свои чувства и не забудьте употребить наречия.

2) Создание сочинения-миниатюры.

3) Проверка работы.

– Прочитайте сочинения.

– Можно ли сказать, что вы создали словесную живопись? Почему?

Какая часть речи помогла украсить ваш текст?

IV. Обобщение изученного на уроке

1. Беседа.

– Какие цели мы ставили в начале урока?

– Какой алгоритм разработали вместе?

– Какие признаки наречия обнаружили?

– Попробуйте сами оценить, научились ли вы распознавать наречия.

2. Контрольный тест.

Проверить данную работу можно на этом же уроке, так как задание небольшое, и при правильных ответах ученики, соединив клеточки с буквой н, получат цифру 5, которая соответствует оценке “отлично”.

А. Тест для учащихся с низким уровнем познавательной активности

Если выделенное слово – наречие, то в клеточку с соответствующим номером впишите букву н, если не наречие, то поставьте прочерк.

1. Окно открыли.

2. Бежать быстро.

3. Говорить громко.

4. Летний день.

5. Светить ярко.

6. Зеленый лист.

7. Я пришел.

8. Петь тихо.

9. Жить близко.

10. Большое зеркало.

11. Три яблока.

12. Ехать долго.

13. Красивый лес.

14. Поднять легко.

15. Выполнить хорошо.

1 – 2 н 3 н
4 – 5 н 6 –
7 – 8 н 9 н
10 – 11 – 12 н
13 – 14 н 15 н

Б. Тест для учащихся со средним уровнем познавательной активности

Если выделенное слово – наречие, то в клеточку с соответствующим номером впишите букву н, если не наречие, то поставьте прочерк.

1. Ваня рано проснулся.

2. Море ласково шумит.

3. Мне пришло письмо.

4. Я написал аккуратно.

5. Пять часов вечера.

6. Ты решил задачу?

7. Все прочитали громко.

8. Ученик ответил правильно.

9. Дети бегут домой.

10. Платье короткое.

11. Он вернулся быстро.

12. Какое белое поле!

13. Мы собирались долго.

14. Друг живет рядом.

15. Работа продолжается.

1 н 2 н 3 –
4 н 5 – 6 –
7 н 8 н 9 –
10 – 11 н 12 –
13 н 14 н 15 –

В. Тест для учащихся с высоким уровнем познавательной активности.

Если выделенное слово наречие, то в клеточку с соответствующим номером впишите букву н, если не наречие, то поставьте прочерк.

1. Солнце слегка коснулось воды.

2. Я очень люблю весну.

3. Он лениво потянулся.

4. Туман медленно исчезает.

5. Прогремел гром.

6. Это платье красивое.

7. Стол стоит крепко.

8. Руки работают ловко.

9. Она смотрела вдаль.

10. Отец открыл окно.

11. Звездное небо.

12. Лес кончился неожиданно.

13. Все громко кричали.

14. Задачу решить легко.

15. Листья плавно опустились.

1 н 2 н 3 н
4 н 5 – 6 –
7 н 8 н 9 н
10 – 11 – 12 н
13 н 14 н 15 н

3. Заключительная беседа.

– Кто из вас испытывал затруднения при выполнении заданий теста?

– Что же нужно сделать, чтобы уверенно, безошибочно распознавать наречия?

– Кто пока не запомнил алгоритм, запишите его в тетрадь. Дома внимательно прочитайте параграф учебника.

V. Домашнее задание

1) Выпишите из повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” 5 предложений с наречиями.

2) Составьте 5–6 предложений с наречиями.

– Прочитайте задание. Выберите любой вариант, который вы сможете выполнить самостоятельно и который вам покажется интересным.

VI. Подведение итогов

– Как вы считаете, цели, которые мы поставили, достигнуты?

– Почему у нас это получилось?

(Слушали друг друга и учителя, составляли памятки, удачно сотрудничали.)

З.М. КИРИЧЕНКО,
школа № 1,
г. Дубовки,
Волгоградская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru