ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Работа с поэтическим текстомГотовимся к экзамену в классе и домаI. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Д.Самойлова.
1. Понаблюдайте за использованием таких средств языковой выразительности, ка к анафора, риторические вопросы. 2. Какие еще средства языковой выразительности используются в этом тексте? а) Эпитеты; б) метафоры; в) стилистически окрашенные слова; г) оксюморон; д) парцелляция; е) ряды однородных членов; ж) междометие; з) синтаксический параллелизм. (Ответы: а, б, в, е, ж, з.) 3. В чем необычность сочетания слов очи продрать? 4. Объясните значение слов: засека, проселок. 5. Подберите синонимы к словам: истина, очи, вдали. 6. Сколько грамматических основ в первом предложении? (Ответ: 3.) 7. В каком словосочетании связь не такая, как согласование? а) Шумные дети; б) шумело вдали; в) мирные псы; г) в нагретой пыли. (Ответ: б.) 8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста? 9. Объясните знаки препинания. II. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Д.Самойлова. Обратите внимание: все восемь строк – это одно предложение.
1. Объясните значение слова тернии. Как вы понимаете афоризм Через тернии к звездам? 2. Выполните задания, связанные с культуроведческим комментарием. Запишите предложения: Н.Заболоцкий – это… Б.Пастернак – это… 3. Укажите средства языковой выразительности: а) эпитеты; б) метафоры; в) антонимы; г) парцелляция; д) синонимы (контекстуальные); е) предложение с однородными членами. (Ответ: а, б, в, д, е; антонимы: дневной – вечерний; синонимы: поздняя, вечерняя.) 4. В каких значениях употребляются слова дневной, вечерний? 5. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи. 6. Сколько грамматических основ в предложении? (Ответ: 4.) Составьте схему сложного предложения. 7. Объясните орфограммы и пунктограммы.
III. Подготовьтесь к выразительному чтению и письму по памяти одного из стихотворений Д.Самойлова. 1)
2)
1. Как вы понимаете слова: с природой дивный диалог? Почему автор называет это чудом? 2. Какие лингвистические, литературоведческие термины используются в тексте? Объясните их значение. (Ответ: слог, диалог, ода, элегия, примечанье.) 3. Укажите средства языковой выразительности: а) эпитеты; б) метафоры; в) инверсия; г) оксюморон; д) предложения с однородными членами. (Ответ: а, б, в, д.) 4. Замените словосочетание птичьи голоса синонимичным со связью “управление”. (Ответ: голоса птиц.) 5. В каком словосочетании связь не такая, как согласование? а) возвышенные оды; б) дивный диалог; в) принимай признанья; г) целебный слог. (Ответ: в.) 3)
1. Почему во второй строке используются кавычки? 2. Какова роль в тексте риторического обращения? Какие еще средства языковой выразительности использует автор? IV. Прочитайте акростих – стихотворение В.Брюсова, посвященное Игорю Северянину.
1. Объясните значение слов: акростих, юдоль. 2. Подберите синонимы к словам: отважный, внимать. Чем различаются слова, входящие в ряды синонимов? 3. Укажите средства языковой выразительности: а) эпитеты; б) метафоры; в) обращение; г) стилистически окрашенные слова; д) риторические восклицания; е) ряды однородных членов; ж) парцелляция; з) инверсия. (Ответ: а, б, в, г, д, е, з.) 4. Выпишите из текста глаголы, употребленные в форме повелительного наклонения. (Ответ: свершай, слушай, внимай, (не) обращай, правь.) 5. Сколько грамматических основ в первом предложении? (Ответ: 4.) 6. Замените словосочетания ручьи алмазов, струи жемчугов синонимичными с подчинительной связью “согласование”. (Ответ: алмазные ручьи, жемчужные струи.) 7. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание? а) Стремишься ввысь; б) неутомимо правь; в) скоро увидишь; г) новая высота. (Ответ: г.) 8. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста? 9. Подготовьтесь к выразительному чтению. 10. Попробуйте сочинить акростих, посвященный одному из друзей или известной личности, достойной посвящения. V. Понаблюдайте за использованием анафоры и эпифоры в стихотворении Д.Самойлова.
1. Какая серьезная мысль содержится в этом, казалось бы, шуточном стихотворении? 2. Объясните значение слова графоман. 3. Чем объясняется необычное написание числительного тысяча? 4. В каком словосочетании связь не такая, как управление? а) Сто талантов; б) одно стихотворение; в) зачеркнув написанное; г) писать стихи. (Ответ: б.) VI. Объясните знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению.
1. Объясните значение слов: плеяда, козни, надсада. 2. Запишите последнее предложение, произведите его синтаксический разбор. 3. Объясните, как вы понимаете последнее предложение. Напишите об этом. VII. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Д.Самойлова “Пушкин по радио”.
1. Укажите средства языковой выразительности: а) эпитеты; б) сравнения; в) оксюморон; г) цитирование; д) ряды однородных членов; е) стилистически окрашенные слова. (Ответ: а, б, г, д, е.) 2. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу “Война”. 3. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи. 4. Замените словосочетание вороний голос синонимичным с подчинительной связью “управление”. (Ответ: голос вороны.) 5. В каком словосочетании связь не такая, как управление? а) Изучали в школе; б) к нему прислушивались; в) позабыли вскоре; г) позабыли строки. (Ответ: в.) 6. Укажите односоставные предложения. 7. Объясните орфограммы и знаки препинания. VIII. Прочитайте ряд стихотворений Д.Самойлова, включенных в сборник “Весть” (1974–1978). Подготовьтесь к выразительному чтению. 1)
1. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи. 2. Подберите ряд однокоренных слов к существительным: весть, свеченье. Запишите их, обозначьте корни. Выпишите из текста однокоренные слова. (Ответ: речь, реченье; весть, ведал.) 3. Укажите средства языковой выразительности: а) эпитеты; б) метафоры; в) оксюморон; г) синонимы; д) ряды однородных членов; е) многосоюзие; ж) риторические вопросы; з) звукопись; и) синтаксический параллелизм. (Ответ: а, б, г, д, е, ж, з, и; синонимы: ведал – знал.) 4. В каком словосочетании связь на такая, как согласование? а) Верное реченье; б) речь волн; в) мой рассказ; г) вольный горн. (Ответ: б.) 5. Объясните орфограммы и знаки препинания. 2)
1. Выпишите рифмующиеся слова. В каком случае среди рифмующихся слов есть разные части речи? (Ответ: рукой – покой – рекой; на бумаге – от браги – в овраге – отваги; слова – голова – едва.) 2. Укажите средства языковой выразительности: а) эпитеты; б) сравнение; в) метафоры; г) парцелляция; д) вопросительные предложения; е) синтаксический параллелизм. (Ответ: а, б, в, д, е.) 3. Сколько грамматических основ в последнем предложении? (Ответ: 3.) 4. В каком словосочетании связь не такая, как управление? а) Полузабытые слова; б) пробудил ручей; в) ложились на бумаге; г) отнимал покой. (Ответ: а.) 3)
1. Выпишите рифмующиеся слова. (Ответ: родится – лица – длится – научиться; поймать – понимать.) 2. Как вы понимаете последнее предложение? Испытываете ли вы такое настроение, которое выразил автор? Напишите об этом. IX. Подготовьтесь к изложению и сочинению. Названия для книг выбирают по-разному. Один автор спешит объяснить, что читатель вправе ожидать, и выносит на обложку краткий тезис, понятный без дальнейших объяснений. Другой в качестве тезиса возьмет для поэтического сборника название одного из вошедших в него стихотворений. Третий… Почему Самойлов называет свою книгу “Весть”? Весть от кого или о чем? Начинаешь читать стихи и помнишь об этом пока что непонятном, неразгаданном названии. И думаешь, что автор наверняка рассчитал так, чтобы оно не забылось, не ушло, чтобы отложилось в памяти. В стихотворении “Снегопад” наталкиваешься на строку: “Но зрелости слышнее весть…”. Разгадка? С одной стороны, как будто бы дыра. Звучит признание в том, что лета если и не клонят к суровой прозе, то заставляют внимательнее вслушиваться в ее уроки:
Но, с другой стороны, весть о зрелости слышится не лирическому герою, а героине, и нужно ли в этих словах немедленно различать автобиографический смысл? Тем более, что в стихах Д.Самойлова эта весть прозвучала давно и внятно… Во втором стихотворении книги, то ли помогая понять название, то ли еще более запутывая, вновь повторяется, окончательно убеждая в неслучайности своего появления, то же слово:
Это уже совсем о другом! Теперь думаешь, насколько это вообще в манере Д.Самойлова не настаивать на своей мысли, не подкреплять ее бьющим в глаза тезисом, а подать незаметной, невыделенной строкой, когда ее легко пропустить, невнимательно пробегая глазами. Автор как будто не опасается быть непонятым из-за невнимания, то ли рассчитывая на внимательного читателя, то ли полагая, что стихи сами скажут за себя без формулировок и тезисов. Даже без окончательно разгаданного названия. Однако, пусть и без окончательной разгадки, тема сборника возникла, и мы не ошибемся, ожидая услышать в нем лирическую весть, постоянную в поэзии Самойлова, весть, которой настойчиво сопутствует мысль об уходящем времени, мысль, связанная с воспоминаниями, с темой памяти. (И.Шайтанов. “О времени слышнее весть…”) 1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? а) Разгадать смысл названия сборников стихов Самойлова довольно трудно. б) Название, которое дает автор, всегда неслучайно. в) Слово “весть” употребляется автором в разных значениях, и читателю важно обратить на это внимание. г) Названия для своих книг все писатели выбирают, четко формулируя основную мысль. (Ответ: г.) 2. Объясните значение слов: автобиографический, лирический, тезис. 3. Какое из слов не является деепричастием? а) Рассчитывая; б) уходящий; в) убеждая; г) запутывая. (Ответ: б.) 4. Замените словосочетание поэтический сборник синонимичным с подчинительной связью “управление”. (Ответ: сборник поэзии.) 5. В каком словосочетании связь не такая, как управление? а) Услышать весть; б) весть о зрелости; в) разгаданное название; г) рассчитывая на читателя. (Ответ: в.) 6. Сколько грамматических основ в первом предложении последнего абзаца? (Ответ: 3.) 7. Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения: Рассчитывая на внимательного читателя,.. а) название постепенно может быть разгадано. б) автор не стремится все четко, однозначно сформулировать. в) загадка произведения привлекает нас. г) подсказка содержится в тексте стихотворения. (Ответ: б.) 8. Докажите, что это текст публицистического стиля. 9. Выполните творческие задания. Напишите: а) сжатое изложение; б) сочинение (прокомментируйте, как вы понимаете содержание первого абзаца). 10. Вариант творческого задания: Напишите сочинение на тему “Секрет названия… (поэмы Гоголя “Мертвые души”, комедии “Ревизор”, романа Лермонтова “Герой нашего времени”, повести Пушкина “Капитанская дочка”)”. X. Прочитайте стихотворения Д.Самойлова, включенные в сборник “Голоса за холмами” (1981 –1985). 1)
1. В чем особая звуковая выразительность сочетаний слов: облики облака, лики и облики, полное печали? 2. Выпишите рифмующиеся слова. В тех случаях, когда рифмуются слова разных частей речи, укажите это. 3. В каком словосочетании связь не такая, как управление? а) Наблюдают облака; б) полное печали; в) вихри атома; г) нежное лицо. (Ответ: г.) 2)
1. В каких значениях употребляются в тексте слова: сага, безумно. 2. Подберите синонимы к вводным словам: может, кажется. Какова их роль в тексте? 3. Выпишите рифмующиеся слова, обозначьте части речи. 4. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте. 5. В каком словосочетании связь на такая, как согласование? а) Тайная весть; б) эти часы; в) протеканье времен; г) милая жизнь. (Ответ: в.) Т.М. ПАХНОВА, |