Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2010

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

Примерное
календарно-тематическое планирование

к Программе курса “Русский язык. 5–9-е классы”
для общеобразовательных школ под редакцией М.В. Панова
5-й класс
(6 ч/нед., всего 204 ч., из них 34 ч. на развитие речи)

 

Составитель – канд. филол. наук,
учитель высшей категории
НОУ “Гуманитарный колледж” (г. Ярославль)
С.В. Столбунова

 


п/п

Да-та

Тема урока

Кол-во часов

Изучаемый
материал

1

 

Вступительные уроки (8 ч.)

Роль языка в жизни общества. Как язык служит человеку. Язык позволяет людям думать. Язык – важнейшее средство общения. Язык и деятельность. Язык как достояние человека

2

§ 1–3, з. 1–4

2

  Эстетическая сторона языка. Красота языка. Язык литературы. Красота народного языка

1

 

3

  Основные единицы языка: звук (*фонема), морфема, слово, предложение

1

§ 5, з. 7–8

4

  РР Текст как единица речи. Тема (широкая, узкая) и основная мысль текста. Стили речи: книжные (художественный, научный) – разговорный

2

§ 4, з. 5–6

5

  Контрольный диктант и его анализ

2

 
   

Синтаксис и пунктуация (24 ч.)

   

6

  Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание) и их признаки. Предложение как основная единица синтаксиса

1

Приложение,
§ 1, з. 1–2

7

  Грамматическая основа предложения. Варианты грамматических основ. Предложения простые и сложные. Тире между подлежащим и сказуемым

1

§ 2–5, з. 3–6

8

  РР Научный стиль речи и его языковые средства

1

 

9

  Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Подчинительные грамматические связи в предложении: согласование, управление, примыкание

2

§ 9, з. 7–10

10

  Управление: сильное и слабое

2

§ 7–8, з. 11–13

11

  РР Типы речи: повествование, описание, рассуждение

1

 

12

  Дополнение. Отличие управления от согласования

1

§ 9–10, з. 14

13

  Примыкание. Обстоятельство

2

 

14

  Части речи и члены предложения. Основные способы выражения членов предложения

1

§ 13,14, з. 17–21

15

  РР Сочинение-миниатюра

1

 

16

  Сочинительная грамматическая связь в предложении и способы ее выражения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при ОЧП. Обобщающие слова при ОЧП

2

§ 15, з. 22–26

17

  Слова, грамматически не связанные с членами предложения (“слова-острова”). Обращения и вводные слова, слова-предложения “да” и “нет”, знаки препинания при “словах-островах”

1

§ 16, з. 27–35

18

  Интонация предложения

1

§ 17

19

  РР План простой и сложный

1

 

20

  Типы предложений по составу: двусоставные – односоставные

1

§ 18, з. 36–43

21

  Контрольный тест на тему “Простое предложение”

1

 

22

  Сложное предложение; союзное и бессоюзное; запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1

§ 19, з. 44

23

  РР Текст. Типы речи. Понятия рассуждение и описание

1

 

24

  Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

§ 20, з. 45–49

25

  РР Сочинение–описание летнего пейзажа

1

 
   

Лексика (66 ч.)

   

26

  Лексикология как наука о словарном составе языка. Слово и то, что оно обозначает. Лексика отражает жизнь народа

2

§ 6–7, з. 9–10

27

  Активный и пассивный словарный запас

2

§ 8–11, з. 11–19

28

  Типы слов в языке. Слова самостоятельные и служебные

2

§ 12, з. 20, 22

29

  РР Повествование. Жанр рассказа. Композиция. Сюжет. Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка. Ключевые слова

2

З. 21

30

  Слова знаменательные и местоименные

2

§ 13, з. 23, 26–29.

31

  РР Редактирование текста. Замена повторяющихся слов

1

З. 24, 25

32

  Междометия. Правописание междометий. Знаки препинания

2

§ 14, з. 30–34.

33

  РР Сочинение юмористического рассказа

1

З. 36

34

  Имена нарицательные и собственные. Переход собственных имен в нарицательные и наоборот. Правописание имен собственных

1

§ 16–17, з. 38–43

35

  Повторение. Контрольный диктант и его анализ

2

З. 42

36

  РР Жанр письма. Адрес

1

§ 18–19, з. 45.

37

  РР Имя собственное как средство характеристики героя литературного произведения. “Говорящие” имена

1

 

38

  Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Тематические группы слов

2

§ 20, 21, з. 46–59

39

  РР Сочинение-рассказ на основе фантастического вымысла

1

З. 54

40

  Прямое и переносное значение слова. Связь между разными значениями многозначного слова

1

§ 22, 23, з. 60–63

41

  Прямое и переносное значение слова

1

З. 64–66

42

  Переносные значения, основанные на сходстве

2

§ 24, з. 67–68

43

  Переносные значения, основанные на смежности

2

§ 25

44

  РР Составление меню

1

З. 69

45

  Понятие о тропе. Метафора. Отличие метафоры от переносного значения слова

2

§ 26–28 з. 70–74

46

  РР Составление инсценировки с использованием изобразительно-выразительных средств (з. 70)

1

Закончить инсц.

48

  Повторение. Контрольный тест

2

 

49

  Омонимы. Понятие об омонимах. Разница между омонимами и многозначными словами

2

§ 30, з. 78–82

50

  РР Сочинение-рассказ “Как я готовлюсь к маминому дню рождения” (з. 83)

1

 

51

  Паронимы. Слова-ловушки. Предостережение от ошибок в употреблении паронимов

2

§ 31, з. 84–93

52

  РР Описание природы при прослушивании музыкального произведения (К.Дебюсси, “Облака”)

1

 

53

  РР Паронимы как средство художественной выразительности (з. 92)

1

 

54

  Синонимы и слова, похожие на синонимы

2

§ 32, з. 94–97

55

  Различие синонимов по частоте употребления

1

З. 98–99

56

  Различие синонимов по их сочетаемости с другими словами

1

§ 34, з. 100–101

57

  Стилистические различия синонимов

1

§ 35, з. 104–110

58

  РР Анализ художественной выразительности синонимов (з. 108–110). Роль синонимов в тексте

2

 

59

  Синонимический ряд

2

§ 37, з. 111–118

60

  РР Изложение повествовательного текста с элементами сочинения (з. 115)

1

 

61

  Понятие об антонимах. Слова, не имеющие антонимов

1

§ 38, з. 120–126

62

  Повторение. Контрольный тест

2

 

63

  РР Сочинение смешных рассказов (з. 119)

1

 

64

  Фразеология. Понятие о фразеологизме и фразеологии

2

§ 39, з. 127–130

65

  Употребление фразеологизмов в речи. “Дословная непереводимость” фразеологизмов на другие языки

2

§ 40, 41, з. 131, 132

66

  Контрольный диктант и его анализ

2

§ 43, з. 133, 134

67

  Из истории фразеологизмов. Фразеологический словарь

2

§ 44, з. 135

68

  Крылатые слова

1

§ 45, з. 136–137

69

  Словари русского языка: энциклопедические и лингвистические. Толковые словари. Словарная статья. Способы толкования слов

2

 
   

Фонетика (86 часов)

   

70

  Фонетика – наука о звуках языка, ударении, интонации и законах произношения. Основные фонетические единицы: звук (фонема), слог, фонетическое слово, фраза

2

§ 46–48, з. 138–140

71

  Работа органов речи: дыхательного горла, языка, губ, небной занавески

2

§ 49–51, з. 141 – 150

72

  Звуки гласные и согласные

1

§ 52, з. 151–159

73

  Шумные согласные: звонкие и глухие

2

§ 53–54, з. 160–170

74

  Сонорные согласные

2

§ 55, з. 171–191

75

  Фонетическая транскрипция

2

§ 56, з. 192–194

76

  РР Подробное изложение повествовательного текста

1

 

77

  Позиционные чередования – центральное понятие фонетики. Позиционные/непозиционные чередования

2

§ 57–59, з. 195 –203

78

  Мена звонких шумных на глухие. Правописание звонких согласных

2

§ 60, з. 204–210

79

  Мена глухих шумных на звонкие. Правописание глухих согласных

2

§ 61, 62, з. 211–214

80

  Фонема как смыслоразличительная единица языка. Сильная и слабая позиции фонемы

2

§ 63, з. 215–220

81

  Слабые позиции по глухости–звонкости

2

§ 64, з. 221–247

82

  Проверочный диктант

1

 

83

  РР Сжатое изложение повествовательного текста

1

 

84

  Слабые позиции и орфографические ошибки

2

§ 65, з. 248–252

85

  Сильные позиции по глухости–звонкости

2

§ 66, з. 253–257

86

  Правописание глухих и звонких согласных в корнях слов. Правописание приставок на -з/-с (нефонемное правило)

2

§ 67, з. 258–267

87

  Общее правило письма. Проверочный диктант

1

§ 68, з. 268–269

88

  Удобные проверки. Работа над ошибками

1

§ 69, з. 270–276

89

  Непроверяемые согласные

2

§ 70, з. 277–278

90

  Позиционные чередования мягких и твердых согласных

2

§ 71, з. 279–285

91

  Законы чередования твердых и мягких согласных

2

§ 72, з. 286–302

92

  Сильные и слабые позиции по твердости–мягкости

2

§ 73, з. 303–305

93

  Правописание мягких согласных

2

§ 74, з. 306–314

94

  Проверочный диктант

1

 

95

  Правописание ь после шипящих

2

§ 75, з. 315–318

96

  Непроизносимые согласные и их правописание

2

§ 76, 77, з. 319–328

97

  РР Составление рифмованных текстов (з. 326)

1

 

98

  Система согласных фонем

2

§ 78, з. 329–332

99

  Система гласных фонем. Вопрос о гласных и – ы

2

§ 79, з. 334–336

100

  Сильная позиция для гласных

2

§ 80, з. 337–338

101

  Правописание и – ы после приставок на согласный

2

§ 81, з. 339–341

102

  Правописание гласных после твердых и мягких согласных

1

§ 82, з. 342–347

103

  Правописание гласных после шипящих

2

§ 83, з. 348–353

104

  Буквы о/ё после шипящих

2

§ 84, з. 354–361

105

  РР Изложение (по тексту з. 361)

1

 

106

  Обозначение фонемы <и> после ц (ы/и)

1

§ 85, з. 362–363

107

  Слабые позиции для гласных. Правописание безударных гласных

2

§ 86, 87, з. 364–366

108

  РР Составление лингвистической сказки (по изученным правилам)

1

 

109

  Способы проверки безударных гласных

2

§ 88, з. 367–378

110

  Отступления от фонемной основы русского письма. Написания непроверяемых гласных

1

§ 89, з. 379–380

111

  Нефонемные (условные, традиционные) написания. Правописание корней с чередующимися гласными о/а: клан/клон; скак/скоч; зар/зор; плав/плов; гар/гор; раст/рос; лаг/лож; кас/косн

4

§ 90, з. 381–391

112

  Правописание корней с чередующимися гласными и/е: бир/бер; дир/дер; пир/пер; тир/тер; мир/мер; стил/стел

2

§ 90, з. 392–394

113

  Обобщение. Фонемная основа русской орфографии

2

§ 91,92, з. 395–396

114

  Письмо и произношение. Краткая история русского письма

2

§ 93, 97, з. 397, 403

115

  Нормы литературного произношения (орфоэпия)

2

§ 94, 96, з. 398, 402

116

  Фонетический разбор

1

§ 95, з. 399–401

117

  Контрольный диктант и его анализ

2

 

118

  Работа с орфографическим и орфоэпическим словарями

1

§ 98

119

  Рассказы о лингвистах

1

С. 251–254

   

Введение в морфологию и словообразование. Учение о морфеме (20 часов)

   

120

  Морфемика – наука о морфемах. Морфема – кратчайшая значимая часть слова

1

§ 99, з. 405–406

121

  Окончание

1

§ 100, з. 407–414

122

  Правописание окончаний существительных и прилагательных

1

§ 101, з. 415–420

123

  РР Описание интерьера (з. 419)

1

 

124

  Основа слова. Членение основы слова на морфемы

1

§ 102, 103, з. 421– 432

125

  Корень слова. Связанные корни

2

§ 104, 105,
з. 433–435

126

  Суффиксы

1

§ 106, з. 436

127

  РР Сочинение – описание природы (з. 437)

1

 

128

  Правописание суффиксов

1

§ 107, з. 438–449

129

  Приставки. Правописание приставок

2

§ 108, 109,
з. 450–460

130

  Варианты морфем. Чередование фонем в морфеме

1

§ 110, 111,
з. 462–469

131

  РР Сочинение-повествование на тему “Театр” (з. 473)    

132

  Закономерность в чередованиях фонем

1

§ 112–114,
з. 470–480

133

  Правописание суффиксов -ек-, -ик-

1

§ 115, з. 481, 482

134

  Правописание полногласных и неполногласных сочетаний

2

§ 116, 117,
з. 483–495

135

  РР Сочинение занимательных историй (з. 487)

1

 

136

  Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

 

137

  Анализ диктанта и работа над ошибками

1

Закончить работу над ошибками

138

  РР Контрольное изложение

1

 

139

  Повторение пройденного в 5-м классе    

 

Концепция уроков по развитию речи
к Программе курсаРусский язык. 5–9-е классы”
для общеобразовательных школ под редакцией М.В. Панова

Речевой компонент состоит из двух разделов: изучения научного стиля речи и лингвистического анализа текста. В первом разделе подробно рассматриваются вопросы речевой деятельности всех видов – чтения, аудирования, говорения и письма – на материале научного и научно-популярного стиля речи. Второй, лингворечевой раздел занимается речевой деятельностью, связанной с восприятием, осмыслением, интерпретацией художественного текста .Осуществляется развитие речи как на отдельных уроках, так и в процессе постижения языкового материала.

Речь и речевая деятельность

Научный стиль речи – отдельный аспект речевой деятельности. Сфера общения: учебная и научная. Виды речи:

• диалогическая (учебный диалог, беседа на учебную, научную тему);

• монологическая (ответ, сообщение, доклад) – устная;

• письменная: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, запись лекции.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Таблица 2

Класс Чтение Аудирование Говорение Письмо
5 Осмысленное и беглое чтение учебных текстов. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения. Определение темы и основной идеи учебного текста. Выделение его логических частей; средства связи между частями.

Подбор заголовков.

Выявление элементов структуры научного текста. Квалификация предмета, явления, процесса (что собой представляет рассматриваемое явление). Тип речи – рассуждение

Развитие навыков получения нужной информации. Аудирование с параллельной фиксацией главной и второстепенной информации. Понимание композиционного построения лекции в виде рассуждения Развитие навыков диалогической речи и подготовленного монологического высказывания на заданную тему (с опорой на план). Пересказ текста-рассуждения Развитие навыков смыслового анализа текста: 1) постановка вопросов к тексту; 2) письменные ответы на вопросы; 3) составление плана: простого, сложного, цитатного; 4) изложение текста-рассуждения

Лингвистический анализ текста
и его продуцирование

Данный раздел предполагает несколько направлений:

1. Работа над выразительным чтением художественного текста: как прозаического, так и стихотворного.

2. Работа по анализу художественного текста.

3. Изложение (репродуктивная работа).

4. Литературное творчество.

На уроках русского языка большее внимание уделяется второму и третьему направлениям, на уроках литературы – первому и четвертому. Элементы лингвистического анализа включаются в композицию уроков по анализу языкового материала, также проводятся отдельные уроки по речевой деятельности.

Таблица 3

Класс Чтение Анализ текста Изложение Литературное
творчество
5 Чтение по ролям с интонационной характеристикой персонажей

Разыгрывание сцен из из сказок и басен.

Комментированное чтение

1. Определение темы и основной мысли текста.

Выделение его частей. Подбор к ним заголовков.

Вся информация.

Данное и новое. Абзац

Строение: зачин, основная часть, концовка.

Тематическое поле текста.

2. Анализ лексики и фразеологии в художественном тексте: стилистическая роль многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, фразеологических единиц.

3. Позиции (автора и героев) в художественном тексте

1. Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Повествование в деловом и художественном текстах.

Описание предмета.

Рассуждение (тезисы и доказательства).

2. Повествовательные жанры.

3. Совмещение типов речи в тексте.

4. Совершенствование речевых умений (редакторская правка текста)

1. Сочинение сказки.

2. Сочинение рассказа о случае из жизни.

3. Сочинение фантастического рассказа.

4. Сочинение юмористического рассказа.

5. Сочинение рифмованных текстов.

6. Сочинение лингвистической сказки.

7. Описание интерьера

8. Описание природы

Литература

1. Программа курса “Русский язык. 5–9-е классы” для общеобразовательных школ. Под редакцией М.В.Панова.

2. М.В.Панов, С.М.Кузьмина и другие. Русский язык. 5-й класс. Под ред. М.В.Панова. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: “Русское слово”, 2008.

С.В. СТОЛБУНОВА,
г. Ярославль

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru