Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2010

Я ИДУ НА УРОК

 

6-й класс

Имена существительные собственные и нарицательные

(Раздел “Морфология и орфография”)

(2 часа)

Цели урока:

1. Показать, что имена нарицательные в художественных произведениях могут выступать как собственные.

2. Научить детей адекватно использовать собственные и нарицательные имена существительные в письменной речи (собственных текстах).

Содержание урока

Задача.

Даны две цитаты из одной сказки (сказку лучше не называть, чтобы не отвлекать внимание от поставленной задачи).

1. “Он не увидел больше прежнего деревянного человечка, куклу, а увидел живого умного, красивого мальчика с каштановыми волосами и голубыми глазами, веселым, радостным лицом” [1, 148].

2. “Вернувшись в город, Деревянный Человечек стал считать минуты, одну за другой, и наконец, решив, что время приспело, отправился опять к Волшебному Полю (выделено мной. – В.Л.)” [1, 62].

Вопрос: Почему в одной цитате словосочетание деревянный человечек пишется с маленькой буквы, а в другой – с большой?

Примечание для учителя

Понятие и норма правописания имен собственных и нарицательных были рассмотрены на предшествующем уроке.

Предлагаются отрывки из произведений, которые изучались на уроках литературы.

Дети выясняют, что Деревянный Человечек (во второй цитате) – это действующее лицо в сказке, поэтому данное словосочетание пишется с прописной буквы. Делается вывод: имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах и некоторых других произведениях литературы пишутся с большой буквы, даже если в других текстах они имеют нарицательное значение [6 , 308].

Затем шестиклассникам предлагается задание, в котором нужно восстановить текст известных сказок. Эта работа позволяет сосредоточить внимание учеников на том, что точно определить значение слова поможет контекст.

Задание 1. Работа по карточкам.

Карточка 1

Спишите предложение. На месте многоточий запишите словосочетание.

Эта добрая старушка купила ей ... ..., которая так девочке к лицу пристала, что от шапочки ей и кличка пошла, и везде звали ее ... ... (Шарль Перро).

Карточка 2

Спишите предложение. На месте многоточий запишите словосочетание.

По прошествии месяца … … сказал своей жене, что он принужден отлучиться по меньшей мере на шесть недель для очень важного дела (Шарль Перро).

Карточка 3

Спишите предложение. На месте точек запишите словосочетание.

Думаю, только … … поможет моей внучке снова стать здоровой и веселой. Не зря ведь говорят, что … … приносит людям счастье (Морис Метерлинк).

Карточка 4

Спишите предложение. На месте точек запишите словосочетание.

– Есть такое твердое правило, – сказал мне после … … . – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приводи в порядок свою планету (Антуан де Сент-Экзюпери).

Примечание для учителя

Если ученики испытывают трудности при выполнении предложенного задания, можно дать словосочетания для справок:

Синяя Птица, синяя птица; Красная Шапочка, красная шапочка; маленький принц, Маленький принц; синяя борода, Синяя Борода.

Задание 2. Прослушайте текст, выпишите имена собственные.

Стены, сиявшие голубым светом, снова померкли, и в полутьме все недавно ожившие существа заволновались, забегали, заторопились.

Самыми проворными оказались Чашки, Миски, Тарелки – они мигом прыгнули обратно на посудную полку. Вода металась в поисках крана, а молоко – кувшина. Огонь кидался из угла в угол, никак не мог найти очаг. А толстяку Хлебу не удавалось влезть в квашню. Сахар то и дело жалобно вскрикивал. Ему казалось, что все так и норовят измять его пышную бумажную мантию (Морис Метерлинк) [2, 19].

Задание 3. Назовите сказочную повесть, в которой персонажи получают имена овощей и фруктов. Вспомните и запишите эти имена. (Профессор Груша, огородник Лук Порей, мастер Виноградинка, кум Тыква, барон Апельсин, герцог Мандарин, кавалер Помидор.)

Задание 4. Напишите текст, в котором словосочетание, записанное на карточке, имело бы как нарицательное, так и собственное значение.

Словосочетания на карточках:

Голубая стрела, Черный плащ, Желтый туман, Серый волк, Серая шейка. (Тексты детей см. в Приложении.)

Задание 5. Прочитайте и озаглавьте текст. Какой тип речи представлен в тексте? Перепишите, объясняя выделенные орфограммы.

Карточка 1

Вот перед ними еще дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пестренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдет, вкруг реки обойдет и опять поднимается. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше (В.Ф. Одоевский) [4, 157].

Карточка 2

Эта страна не была похожа ни на одну другую страну в мире. Ее население состояло исключительно из детей. Самым старшим было четырнадцать лет, а самым младшим – восемь. На улицах царило такое веселье, такой шум и гам, что можно было сойти с ума. Всюду бродили целые стаи бездельников. Они играли в орехи, в камушки, в мяч, ездили на велосипедах, гарцевали на деревянных лошадках, играли в жмурки, гонялись друг за другом, бегали переодетые в клоунов, глотали горящую паклю, декламировали, пели, кувыркались, стреляли, ходили на руках, гоняли обручи, разгуливали, как генералы, с бумажными шлемами и картонными мечами, смеялись, кричали, орали, хлопали в ладоши, свистели и кудахтали. Короче говоря, здесь царила такая адская трескотня, что надо было уши заткнуть ватой, чтобы не оглохнуть (К.Коллоди) [1, 115].

Задание 6. (Дать как домашнее.) Запишите текст. Подготовьтесь писать его по памяти.

Карточка 1

Город Змеевка был расположен на пляже, возле реки. Деревья здесь не росли, поэтому на улицах было не так красиво, как на улицах Зеленого города. Зато повсюду росло много цветов, как в Цветочном городе. Дома здесь были очень красивые. Над каждой крышей возвышался шпиль, украшенный сверху либо деревянным петухом, который поворачивался в разные стороны в зависимости от направления ветра, либо беспрестанно вертевшейся игрушечной ветряной мельницей. Многие из этих мельниц были снабжены трещотками, которые беспрерывно трещали. Над городом там и сям реяли бумажные змеи. Запускать змеев было самым любимым развлечением жителей, отчего город и получил свое название [3, 76].

Карточка 2

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов [3, 5].


ПРИЛОЖЕНИЕ

Детские работы

…Пристань “Голубая Стрела” застыла в ожидании дождя… Она была похожа на каменное мрачное изваяние… Дождь ударялся о мостовую и отталкивался от камня… Море было серо и мутно, небо покрылось тучами, которые будто превратились в серые непрополосканные тряпки и навевали только грустные мысли… Но, словно последний лучик надежды, солнце слегка выглянуло из-за туч, послав по небу одну из своих золотых соломинок…

Она отразилась на море, очистив его полосу от мути, точно стрела, пущенная из лука любви, небесная голубая стрела…

Лена Малашина, 6-й класс

Жили-были серые волки. И однажды на них напали медведи. Волки дрались, дрались, но не могли победить их. И тут пришел самый сильный волк. Он убил всех медведей. За это волки наградили его: сделали своим вожаком и дали ему имя – Серый Волк.

Федя Дергачев, 6-й класс

Маленькая девочка принесла домой черного котенка. Чтобы согреть его и спрятать от мамы, она накрыла котенка черным плащом. Но мама заметила котенка, когда тот стал выкарабкиваться из плаща. Девочка уговорила маму оставить котенка, и они решили назвать его Черный Плащ.

Надя Нестерова, 6-й класс

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Modaleto". "Modaleto" предлагает Вам одежду из Турции оптом и в розницу. Каталог магазина включает в себя стильную женскую, мужскую и детскую одежду высокого качества, в том числе одежду больших размеров, а также аксессуары. Ознакомиться с полным каталогом, узнать цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: www.modaleto.ru.

Литература

1. Коллоди К. Приключения Пиноккио. Пер. с ит. Э.Казакевича. М., 1993.

2. Метерлинк М. Синяя Птица. Пер. с фр. П.Дехтерева. М.: “Дом”, 1993.

3. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на луне. Коммерческая фирма “ГРЭГОРИ”, 1992.

4. Одоевский В.Ф. Городок в табакерке // Русская литературная сказка. М.: Сов. Россия, 1989. С. 155–161.

В.Ф. ЛИТАВРИНА,
МОУ “КУГ “Универс” № 1”,
г. Красноярск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru