ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Еще раз об экзаменационном изложении
в 9-м классе
Работа над изложением на уроках русского
языка является важной составляющей подготовки к
выпускному экзамену за курс основной школы.
Традиционный экзамен по русскому языку в 9-м
классе – это подробное или сжатое, по выбору
учащихся, изложение с дополнительным творческим
заданием – ответом на поставленный вопрос, т.е.
мини-сочинением.
Материалом для этого вида письменной работы,
разумеется, могут служить тексты, предложенные в
сборниках вариантов Государственной итоговой
аттестации по русскому языку. Однако хочу
обратить внимание коллег на несколько забытый
уже (и совершенно необоснованно!) “Сборник
текстов для проведения письменного экзамена по
русскому языку за курс основной школы”,
авторами-составителями которого являются
Л.М. Рыбченкова и В.Л. Склярова. В нем даны два
варианта заданий для каждого текста: это
может быть подробное изложение без изменения
или с изменением лица как первая часть работы и
ответ на вопрос – как вторая (первый вариант);
второй вариант предусматривает написание сжатого
изложения и развернутый ответ на вопрос.
Авторы сборника отмечают, что, во-первых,
варианты заданий отличаются степенью сложности.
Безусловно, второй более труден: он требует не
только умения использовать разные способы
сжатия текста при сохранении основного
содержания, но и знания литературных
произведений и способности их анализировать;
серьезного знакомства с музыкой, живописью,
историей России и т.д.
Во-вторых, текст, созданный учеником, может
органически вписываться в структуру текста
изложения или продолжать его, а может
представлять собой отдельную самостоятельную
часть работы – последнее наиболее
распространено. Право выбора варианта на
экзамене представлено ученику, а наша
учительская задача – подготовка детей к различным
вариантам работы.
Анализируя тексты изложений на занятиях по
подготовке к письменному экзамену, можно
предложить девятиклассникам разные задания:
• определить тему, основную мысль, стиль и тип
(типы) речи текста;
• выделить микротемы и составить план;
• продумать логические связи между частями
текста и найти конкретные связки;
• составить различные варианты высказываний –
с использованием лексических средств,
соответствующих стилю и типу речи, в том числе
выразительных средств языка.
Важно при этом (особенно в подробном
изложении) сохранить своеобразие авторской
манеры.
К сожалению, речь учеников часто бедна и
невыразительна, изобилует ненужными повторами,
фактическими неточностями и логическими
ошибками. Именно поэтому грамотный анализ
текста на уроке (возможно, и на дополнительных
занятиях, факультативах) необходим. При этом,
безусловно, следует уделять внимание также
повторению орфографии и пунктуации,
например: составлять схему предложений с
комментарием расстановки знаков препинания,
выделять наиболее сложные орфограммы, объясняя
– там, где это возможно, – их написание.
Необходимо комментировать фактические данные
(даты, фамилии, географические наименования,
названия книг, фильмов, музыкальных произведений
и т.п.). Ученики должны уметь пользоваться разными
словарями; они могут выяснить значение
непонятных слов в толковом словаре, а затем
проверить их написание по орфографическому
словарю; при необходимости можно обратиться к
словарям синонимов, антонимов и другим.
Публикация статьи произведена при поддержке агентства недвижимости «Домус финанс». В широкий спектр предложений компании «Домус финанс» входят услуги продажи квартир в новостройках. На Ваш выбор представлена недвижимость в таких жилищных комплексах Подмосковья, как Новое Пушкино, Антей, Лесной Городок, Золотые Ворота и многих других. Узнать больше о предоставляемых услугах и ознакомиться с каталогом предлагаемой недвижимости можно на официальном сайте агентства недвижимости «Домус финанс», который располагается по адресу http://www.domus-finance.ru
АНАЛИЗ ТЕКСТА “О ДОКТОРЕ ЯНСЕНЕ”
(ИЗ КНИГИ Б.ВАСИЛЬЕВА “ЛЕТЯТ МОИ КОНИ...”)
Текст взят из “Сборника текстов…”
Л.М. Рыбченковой и В.Л. Скляровой.
Я уже смутно помню этого сутулого худощавого
человека, всю жизнь представляющегося мне
стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо
от зари до зари шагал по обширнейшему участку.
Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики,
да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А
были неутомимые ноги, великое терпение и долг.
Неоплатный долг интеллигента перед своим
народом. И доктор бродил по доброй четверти
города Смоленска без выходных и праздников,
потому что болезни тоже не знали ни праздников,
ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские
жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днем и
ночью.
Врачебный и человеческий авторитет доктора
Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше
время. Он обладал редчайшим даром жить не для
себя, думать не о себе, заботиться не о себе,
никогда никого не обманывать и всегда говорить
правду, как бы горька она ни была. Такие люди
перестают быть только специалистами: людская
благодарная молва приписывает им мудрость,
граничащую со святостью. И доктор Янсен не
избежал этого. Человек, при жизни возведенный в
ранг святого, уже не волен в своей смерти, если,
конечно, этот ореол святости не создан
искусственным освещением. Доктор Янсен был
святым города Смоленска, а потому и обреченным на
особую, мученическую смерть. Нет, не он искал
героическую гибель, а героическая гибель искала
его.
Доктор Янсен задохнулся в канализационном
колодце, спасая детей.
В те времена центр города уже имел канализацию,
которая постоянно рвалась, и тогда рылись
глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался
ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся
сточные воды. Процедура была длительной, рабочие
в одну смену не управлялись, все замирало до утра,
и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в
одном катании – стремительном падении, стоя на
бадье, и медленном подъеме из тьмы – таилась
притягательная сила этого развлечения.
Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где
воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с
недавним прошлым наших отцов, с их риском, их
разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли
не только гражданскую, но и мировую,
“германскую” войну, где применялись реальные
отравляющие вещества.
И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем
летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.
Обычно на бадью становился один, а двое вертели
ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и
веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда
возле колодца метались двое пацанов. Отправив их
за помощью, доктор тут же спустился в колодец,
нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел
вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым.
Спустился, понял, что еще раз ему не подняться,
привязал мальчика к обрывку веревки и потерял
сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но
доктора Янсена спасти не удалось.
Так погиб последний святой города Смоленска,
ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и
меня потрясла не только его смерть, но и его
похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил
своего Доктора.
Варианты заданий
1-й вариант
1. Озаглавьте текст и перескажите его подробно.
2. Ответьте на вопрос: “Как вы думаете, почему
доктора Янсена еще при жизни назвали святым?”.
2-й вариант
1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.
2. Выскажите свое впечатление о рассказе.
Остановимся вначале на первом варианте.
При первом прослушивании ученики должны понять
содержание; определить стиль и основной тип речи,
тему и основную мысль текста; продумать его
возможный заголовок; выявить количество и
последовательность микротем и вчерне, на основе
микротем, составить план изложения.
Ученики определят, что текст рассказывает о
работе смоленского доктора Янсена,
посвятившего себя служению людям, и о его
героической гибели.
Самостоятельно или с помощью учителя они
вспомнят, что автор текста – известный писатель Борис
Васильев, что он также автор таких
произведений, как “А зори здесь тихие”, “Не
стреляйте в белых лебедей”, “В списках не
значился”. Книга “Летят мои кони...” – это
воспоминания писателя о большой и нелегкой
жизни, о встречах с удивительными людьми (в том
числе и с доктором Янсеном) и событиях в стране.
Документальные рассказы, из которых состоит
книга, написаны в публицистическом (или
художественно-публицистическом) стиле, для
которого характерны образность,
эмоциональность, оценочность и призывность,
используются такие языковые средства, как
эпитеты, сравнения, метафоры, восклицательные
предложения.
Очерк о докторе Янсене соединяет в себе два
типа речи: повествование (первый, третий,
четвертый, пятый, шестой и седьмой абзацы) и рассуждение
(второй и восьмой абзацы). Вспомним, что повествование
– это рассказ о событии или человеке, на
первый план здесь выдвигается развитие сюжета.
Особенность текста-рассуждения в том, что в
нем звучит размышление о событии, человеке,
конкретном или отвлеченном предмете или доказательство,
объяснение какой-либо мысли.
Тема текста – рассказ о жизни и смерти
известного в Смоленске доктора, который назван
“последним святым города”. Просим ребят найти в
тексте фразу, в которой заключается основная
мысль. “Он обладал редчайшим даром жить не для
себя...” (второй абзац).
Ученики, вероятно, предложат несколько
вариантов заголовка, среди которых могут быть
такие: “Последний святой города Смоленска”, “Он
обладал редчайшим даром жить не для себя...”.
В тексте восемь абзацев, причем третий и шестой
абзацы состоят каждый из одного предложения,
важного для понимания смысла очерка и раскрытия
характера его героев – городского врача и
мальчишек, мечтавших подражать своим отцам,
прошедшим гражданскую и мировую войны (об этом
следует сказать особо).
План изложения может быть таким.
План
1. Каким запомнился доктор Янсен автору очерка?
2. Почему люди называли доктора Янсена святым?
3. Какой можно назвать гибель доктора?
4. Катание в канализационных колодцах.
5. Чем мальчиков притягивало опасное катание? (или)
“Мы... летели в смрадные дыры, как в газовую
атаку”.
6. Как доктор Янсен спас двоих мальчиков?
При втором прочтении девятиклассники
дорабатывают план, обращают внимание на
фактические данные (Смоленск, доктор Янсен,
мировая “германская” и гражданская
войны), на языковые средства выразительности,
используемые Б.Васильевым: эпитеты (“неутомимые
ноги”, “горькая правда”, “благодарная
молва”), сравнения (“летели в смрадные дыры, как
в газовую атаку”), метафоры (“провал в преисподнюю”,
“доктор... сражался за людские жизни”,
“ценой своей жизни оплатив жизнь двух
мальчиков”), олицетворения (“болезни... не
знали ни выходных, ни праздников”).
Отдельно поговорим о правописании
орфографически трудных слов: интеллигент,
специалист, искусственное освещение,
канализационный колодец, притягательная сила, отравляющие
вещества, от мала до велика, разговорного пацан.
Анализируя синтаксические конструкции,
встречающиеся в тексте, ученики под руководством
учителя разбирают сложные предложения,
составляют их схемы, выявляют однородные
и обособленные (причастные и деепричастные
обороты) члены предложения и знаки
препинания при них.
Заметим, что повествование ведется от первого
лица. В задании к этому изложению замена лица не
требуется, но ученики должны быть к такой замене
готовы и уметь вместо я использовать
лексемы автор текста, известный российский
прозаик, Борис Васильев, он.
На подготовительном занятии девятиклассники
продумывают ответ на поставленный вопрос
(творческое задание), оформляют его в виде
устного мини-сочинения – отдельной самостоятельной
части работы или продолжения изложения.
Стоит, вероятно, вспомнить, обращаясь к толковому
словарю, значение слов святой, святость,
назвать имена русских святых, известных
школьникам из курса литературы и истории или из
других источников (князья Борис и Глеб, Петр и
Феврония Муромские, Сергий Радонежский). В беседе
о них будут звучать слова самоотречение,
самопожертвование, долг, терпение, любовь к
людям, ореол святости, мученическая гибель.
Спросим ребят: применимы ли эти слова к доктору
Янсену? Могут ли ученики подтвердить свое мнение,
опираясь на текст? Да, доктор в полной мере
обладал “редчайшим даром жить не для себя,
заботиться не о себе, никогда никого не
обманывать и всегда говорить правду, как бы
горька она ни была”. Получив одну из самых
гуманных профессий – профессию врача, Янсен
оказался не просто отличным специалистом, он был
истинным врачевателем не только телесных
болезней, но и человеческих душ, абсолютным бессребреником
(у которого не было денег на извозчика, и по
обширнейшему участку – району бедноты – он
ходил пешком), готовым в любую минуту, в будни и в
праздники прийти на помощь тем, кто в этой помощи
нуждался. Именно поэтому ему “благодарная молва
приписывает мудрость, граничащую со святостью”.
Продумывая второй вариант – сжатое изложение,
ученики должны вспомнить о трех способах сжатия
текста (удаление, объединение, обобщение) и
обговорить возможность их применения в работе с
сохранением при этом всех восьми абзацев.
Привожу возможный текст сжатого изложения с
изменением лица.
Писатель Борис Васильев вспоминает о
своем смоленском детстве и о городском враче
Янсене, который в бедном районе города от зари до
зари неутомимо, пешком, в будни и в праздники, в
любую погоду обходил больных и боролся с
болезнями, спасая людские жизни.
Этот доктор имел высочайший авторитет, как
врачебный, так и человеческий, потому что обладал
редчайшим даром жить не для себя, заботиться не о
себе и всегда говорить правду людям. Жители
Смоленска называли его за эти качества святым. В
понимании людей жизнь святого человека
неизбежно заканчивается особой, мученической
гибелью.
Так и случилось с доктором Янсеном: он
задохнулся в канализационном колодце, спасая
детей.
В городе уже была канализация, которую часто и
долго ремонтировали, оставляя привязанную
веревкой бадью в глубоком колодце. Вечерами
ребята развлекались, стремительно спускаясь в
бадье вниз и медленно поднимаясь наверх. Это было
не только развлечение для мальчиков.
Воздух в глубине был насыщен опасным вредным
газом метаном, и это напоминало детям недавнее
прошлое их отцов, прошедших гражданскую и
“германскую” войны. Они пережили газовые атаки,
во время которых применялись реальные
отравляющие вещества.
Мальчики летели вниз, как в газовую атаку.
Однажды, когда мальчишки решили прокатиться
вдвоем, веревка оборвалась. Рядом случайно
оказался доктор Янсен. Он послал оставшихся
перепуганных ребят за помощью, но не стал ее
дожидаться и сам полез вниз. Вытащил одного из
пацанов, уже потерявших сознание, и спустился за
другим. Привязал его к обрывку веревки и потерял
сознание. Мальчика спасли, доктора – не смогли.
Своего Доктора, последнего святого Смоленска,
хоронил весь город – от мала до велика.
Творческое задание второго варианта
сформулировано так: Выскажите свое впечатление о
прочитанном тексте”. Полагаю, на
подготовительном занятии учеников можно разбить
на микрогруппы (по три–четыре человека), в
которых могут быть объединены сильные и слабые
ученики. Они обсуждают предложенную тему
высказывания, определяют свое понимание текста и
записывают вчерне план устного мини-сочинения,
опорные слова и цитатные аргументы (последние
должны быть емкими, но краткими, так как на
уроке во время работы над изложением и на
экзамене текстом пользоваться нельзя –
рассчитывать нужно только на память).
Суть устного высказывания сводится к тому, что
автор поднимает очень важную (особенно в
современном жестоком и равнодушном мире)
проблему – проблему активного милосердия.
Пример бескорыстия, великого терпения и
“редчайшего дара жить не для себя” подает нам
скромный городской врач, самоотверженно
выполнявший “долг интеллигента перед своим
народом”. Хорошо, если ученики смогут привести
примеры бескорыстного служения людям из
современной жизни – их мало, но они все-таки есть,
– и сопоставить наших современников с доктором
Янсеном (например, существуют ли, по их мнению,
среди сегодняшних врачей похожие на “последнего
святого Смоленска” или он, добрый, отзывчивый,
самоотверженный, довольствующийся лишь скромным
жалованием врача, действительно последний
святой?). Такие произведения, как очерк о
докторе Янсене, не только трогают душу, их
невольно вспоминаешь тогда, когда складывается
трудная ситуация, требующая твоей помощи.
И, пожалуй, последнее, что мне как учителю и как
человеку, которого взволновала история жизни и
смерти смоленского врача, хочется сказать: в
кабинете русского языка у меня висит небольшой
плакат со словами современной русской
писательницы Марии Семеновой: “Помоги сегодня
тому, кто нуждается в помощи, и тогда завтра
кто-то поможет тебе”. Мы не должны призывать
наших воспитанников повторить подвиг
“последнего смоленского святого”, да это и не
нужно: святых все-таки единицы. Но стать добрее,
душевнее, отзывчивее к чужой беде они могут. И в
этом, думается, им поможет знакомство с рассказом
о судьбе настоящего Доктора.
Л.В. ТОРОПЧИНА,
гимназия № 1549,
г. Москва
|