Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2010

ИНФОРМАЦИЯ

 

Комплексный анализ текста

(Подготовка к ГИА)

Урок-исследование в 9-м классе

В.П. Астафьев
http://ru.wikipedia.org

Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенций девятиклассников, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.

Задачи:

1) формирование навыков комплексного анализа текста;

2) обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

3) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

4) формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи гиа;

5) воспитание культуры общения.

Оборудование: тексты для анализа, портрет В.П. Астафьева, словари.

ХОД УРОКА

Приветствие.

– Добрый день! Каждый день, каждый урок дарят вам радость новых открытий, вы обогащаетесь не только интеллектуально, но и духовно. Очень надеюсь, что и сегодняшний урок не станет исключением.

Сообщение темы и цели урока

Учащимся предлагается совместно определить цели и задачи урока. (Самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, – хорошо подготовиться к сдаче гиа. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Умение написать сжатое изложение, сочинение в жанре рассуждения, орфографическая и пунктуационная грамотность, знание теории.)

Сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предлагается сегодня сделать.

Знакомство с текстом

Это отрывок из биографического повествования писателя Виктора Петровича Астафьева. Вспомните его произведения, с которыми вы знакомились на уроках литературы. (“Васюткино озеро”, “Конь с розовой гривой”, “Фотография, на которой меня нет”). Это книга о детстве, о тех людях, которые воспитали писателя, прежде всего о бабушке, взявшей на себя нелегкие заботы о сироте. Писатель признавался: “Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя”. Отрывок, который предложен вам, – заключительные страницы повествования, которые говорят о том, как рассказчик, став взрослым, отслужив в армии, пройдя Великую Отечественную войну, поработав на производстве, возвращается в родную деревню, чтобы встретиться со своей очень постаревшей бабушкой.

Слушая текст, постарайтесь мысленно увидеть и понять все, о чем в нем говорится.

Чтение учителем текста

(1) Задами пробрался я к нашему дому. (2) Мне хотелось первой встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.

(3) Дверь распахнута. (4) Краски на двери и на крыльце почти не осталось. (5) Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери.

(6) Бабушка сидела на скамье возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки на клубок.

(7) Я замер у двери.

(8) Буря пролетела над землей! (9) Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит, как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.

(10) – Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? (11) Подойди, подойди! (12) Перекрешшу я тебя, милого. (13) У меня в ногу стрелило… (14) Испужаюсь или обрадуюсь – и стрельнет… (15) Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. (16) Какие маленькие сделались у бабушки руки! (17) Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. (18) Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. (19) Я сгреб бабушку в беремя*.

(20) – Молилась, молилась за тебя, – торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. (21) Она целовала там, где сердце, и все повторяла:

– Молилась, молилась…

(22) На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды.

(23) – Устала я, батюшко. (24) Вся устала. (25) Восемьдесят шестой годок… (26) Работы сделала – иной артели в пору. (27) Тебя все ждала… (28) Теперь пора. (29) Теперь скоро помру. (30) Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня… (31) Закрой мои глазоньки.

(32) Бабушка ослабела и только целовала мои руки, мочила их слезами. (33) Я тоже плакал молча и просветленно.

(34) Вскорости бабушка умерла.

(35) Мне прислали на Урал телеграмму, но меня не отпустили с производства.

(36) Начальник, где я работал, сказал:

– Не положено. Мать или отца – другое дело. А бабушек да дедушек…

(37) Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня. (38) Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны, а я не сделал этого. (39) Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

(40) И живет в сердце вина. (41) Гнетущая, тихая, вечная. (42) Я знаю, бабушка простила бы меня. (43) Она всегда и все мне прощала. (44) Но ее нет. (45) И никогда не будет.

(46) И некому прощать.

Работа в группах

Перед вами текст, который вы только что прослушали. Название опущено намеренно, вы можете посоветоваться и предложить свой вариант. Желательно, чтобы в ваших названиях была отражена основная мысль текста. А сейчас вы познакомитесь с заданиями и начнете работать. Задания разнообразны по своему характеру, поэтому вы можете выбрать то, которое вам более интересно.

Задания для 1-й группы

1. Докажите, что это текст.

2. Выделите языковые средства разговорного стиля. С какой целью использован он автором? Замените слово подох синонимичным, не имеющим стилистической окраски. С какой целью именно это слово употребляет писатель?

3. Объясните орфограммы в 6-м предложении.

4. Предложите свой вариант сжатого пересказа 1-й части рассказа (с 1-го по 14-е предложения).

Задания для 2-й группы

1. Определите способ связи между 3-м, 4-м, 5-м предложениями в тексте.

2. Предложите свой вариант сжатого пересказа 2-й части текста (с 15-го по 32-е предложения).

3. Выпишите из текста номера предложений, иллюстрирующих следующие пунктуационные правила: обособление определений; запятая между однородными членами предложения; запятая в сложноподчиненном предложении.

4. Найдите в тексте 2–3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены?

Задания для 3-й группы

1. Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор (основная цель данного стиля, жанр, основные черты, разнообразие синтаксических конструкций).

2. Выпишите из текста причастия и разберите их по составу.

3. Предложите свой вариант сжатого пересказа 3-й части рассказа (с 36-го по 42-е предложения).

4. Назовите средства выразительности художественной речи в предложениях 17, 41, 1 и 9. Какова их цель?

Задания для 4-й группы

1. Определите тип текста, обоснуйте свой выбор.

2. Затранскрибируйте слово сгрёб. Назовите фонетические явления, связанные с произношением этого слова.

3. Какой частью речи является слово сквозь в 18-м предложении и да в 36-м предложении? Обоснуйте свой ответ.

4. Предложите свой вариант сжатого пересказа последней части рассказа (с 34-го предложения).

Задание для 5-й группы

1. Приведите примеры лексических образных средств, придающих тексту выразительность и эмоциональность.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл слов текста И живет в сердце вина. При написании имейте в виду следующее. Во-первых, помните вопрос, на который вы отвечаете, во-вторых, – композиционную схему рассуждения (тезис – доказательство – вывод), в-третьих, опирайтесь на материал текста.

3. Объясните значение встречающихся в тексте просторечных слов. С какой целью употребляет их автор?

4. Выпишите словосочетания из 18-го предложения и разберите их, указывая вид связи.

Социализация результатов

1. В одном из заданий каждой группе предлагалось представить свой вариант сжатого пересказа: именно это необходимо уметь делать при написании изложения. Вы можете воспользоваться не только способом передачи содержания текста другими, более краткими языковыми средствами, но и путем сокращения или изъятия тех частей, которые несут второстепенную смысловую нагрузку. Главное, старайтесь не упустить важные в смысловом и тематическом отношении элементы текста в созданном вами новом, но более кратком варианте.

– Итак, послушаем, что получилось.

2. А теперь перейдем к анализу исходного текста. Представитель 1-й группы доказывает, что это текст, 2-я группа называет способы связи между 3-м, 4-м и 5-м предложениями, 3-я группа – стиль, 4-я группа – тип, а 5-я группа приводит примеры лексических образных средств.

3. Заслушивается творческая часть работы (сочинение-рассуждение).

4. Далее предъявляются результаты работы групп с другими заданиями.

Подведение итогов урока

Домашнее задание: напишите свой вариант сжатого изложения всего текста.

Заключительное слово учителя

– Завершая урок, хочу прочитать вам любимое мной стихотворение Александра Яшина, которое перекликается с содержанием текста, с которым мы работали.

Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил – и оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал, –
Рассказывает мать, – день ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
“Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!”.

Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю, хлеба воз куплю.
Мечтал о многом, много обещал…
Теперь прошел я тысячи дорог –
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима, и бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!

Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.


* В беремя – обл. в охапку.

Т.И. КИСЕЛЕВА,
Заслуженный учитель РФ,
Центр образования № 2006,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru