МАРАФОН-2010
Что сообщили на Марафоне об экзаменах
|
Доклад И.П. Цыбулько – это рассказ об общих итогах ГИА и ЕГЭ в 2009 г. Это не было выступлением чиновника, который считает, что он все делает правильно, а остальные ему подчиняются. Напротив. С пониманием, по-человечески, было рассказано о том, какие задания самые легкие и самые трудные; с досадой – об одних и тех же ошибках, которые делают выпускники на экзамене. По мнению докладчика, в КИМах должны быть задания, с которыми все могут справиться. Ирина Петровна давала практические советы, например, поскольку невнимательно прочитанное задание ведет к неправильному ответу, рекомендовала подчеркивать в задании ключевые слова; выпускникам труднее всего даются морфологический и синтаксический анализы, чем вопросы по содержанию текста. Ирина Петровна проявила твердость при ответе на вопрос, надо ли оставлять “ненужные” вопросы в заданиях, такие, как виды односоставных предложений, виды сказуемых, и процитировала Черчилля, объяснявшего свои дипломатические успехи хорошим знанием английской грамматики. Кроме того, в этом номере мы даем доклад О.И. Северской с Марафона-2010 и материал о работе Т.Н. Макаровой по новой технологии “ИнтеллекТ”. |
Традиционный педагогический марафон Издательского дома “Первое сентября” неизменно вызывает интерес не только у москвичей, но и у учителей из самых разных регионов нашей страны. Не стал исключением и День учителя русского языка, состоявшийся 10 апреля этого года в московском лицее № 1535.
Главный редактор газеты “Русский Язык” Гончар Л.А. |
Наибольшее количество слушателей собрал доклад главного специалиста Федерального института педагогических измерений Ирины Петровны Цыбулько “Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 2010 году”.
Первая часть выступления была посвящена вопросам Единого государственного экзамена по русскому языку в 2009 году. По словам Ирины Петровны, разработка КИМов ГИА и ЕГЭ по русскому языку предполагает преемственность экзаменов в 9-х и 11-х классах с учетом языкового развития учащихся: каждая форма аттестации проверяет тот материал, который на данном этапе обучения является актуальным. Кроме того, результаты ГИА должны помочь девятиклассникам адекватно оценить свою подготовку по русскому языку и стать ориентиром для дальнейшей работы по совершенствованию своих знаний в 10–11-х классах.
Были озвучены основные статистические данные по результатам ЕГЭ предыдущего года. Так, в 2009 году ЕГЭ по русскому языку сдавали 99,6% выпускников – около 1 миллиона учащихся. Из них оценку “2” получили 6% выпускников, набравших менее 15 первичных баллов (менее 37 тестовых баллов из 100). Максимальный балл (100) набрали 860 человек, что составило 0,09% от общего количества экзаменуемых. Средний балл по стране – 57,2.
Следует обратить внимание на тестовые задания, вызвавшие затруднения учащихся. Это задания А9 и А10, связанные с синтаксическим и морфологическим анализом языковых явлений. Учителям выпускных классов необходимо вести целенаправленную работу по выделению грамматической основы предложения и распознаванию частей речи. Надо подчеркнуть, что задания А6–А11выполняются на материале небольшого текста, что прежде всего требует внимательного чтения, которое поможет выявить смысловую и грамматическую связь между предложениями, установить значение слова и его морфологическую принадлежность в определенном контексте.
Тестовая форма экзамена сама по себе требует внимательного отношения к формулировке задания. По словам Ирины Петровны, ошибки при выполнении заданий А12 (правописание -н- и -нн- в различных частях речи), А18 (слитное, дефисное, раздельное написание) были вызваны тем, что учащиеся невнимательно читали формулировку задания: выбирали варианты со слитным написанием там, где требовалось раздельное, и т.д. Можно посоветовать ученикам подчеркивать ключевые слова в формулировке задания, чтобы избежать подобных ошибок.
Хорошим подспорьем для учителя при подготовке к ЕГЭ может стать Методическое письмо “Об использовании результатов Единого государственного экзамена 2010 года в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования”, размещенное на сайте www.fipi.ru. В частности, приложение к этому документу содержит орфоэпический словник, ориентированный на задание А1 (см. “Русский язык” № 10/2010), а в тексте самого письма проанализированы основные синтаксические и морфологические нормы, проверяемые в заданиях А3 и А5.
Анализ выполнения заданий части В показал, что ученики испытывают затруднения при заполнении бланка ответов. Нужно обратить внимание учащихся на инструкции по заполнению бланков ЕГЭ: “Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются”.
Что касается содержательного анализа, по-прежнему одним из самых сложных оказалось задание В2 (части речи): многие ученики плохо ориентируются в разграничении служебных частей речи, смешивают числительные и существительные с количественным значением (большинство, множество и т.п.).
Цыбулько И.П. |
Анализ выполнения части С показал, что наиболее сложными элементами сочинения для выпускников остаются комментирование проблемы и аргументация собственной позиции. Как подчеркнула Ирина Петровна, комментарий должен показать, что ученик правильно понимает текст, логику мысли автора, не допускает фактических ошибок и не сбивается на примитивный пересказ.
По-прежнему встречаются сочинения, в которых ученики анализируют средства выразительности текста, как это требовалось в 2003–2005 гг. Начиная с 2006 года анализ средств выразительности в сочинении части С не требуется.
В целом в КИМах 2010 года все основные характеристики работы сохраняются. Полезным новшеством ЕГЭ этого года будет помещенная после текста информация об авторе, которая поможет учащимся при выполнении части С.
Вторая часть выступления была посвящена вопросам Государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов по русскому языку в 2010 году. В этом году учащимся будут предложены тексты для изложения, в которых поставлены основные проблемы личности, добра и зла, дружбы и любви и пр. Текст с тестовыми заданиями соотносится по тематике с текстом для изложения и представляет собой зарисовку (чаще всего он взят из художественного произведения).
Особое внимание слушателей вызвали изменения в экзаменационной работе 2010 года по сравнению с 2009 годом.
1. Изменено максимальное число баллов за выполнение работы в целом, которое теперь составляет 44 балла.
Сокращено количество заданий с выбором ответов с 7 до 6. Исключено задание А7, в котором была представлена форма наименования персонажа.
2. Уменьшен объем задания А5: если в модели-2009 каждый вариант ответа содержал два предложения, то в этом году предлагается выбрать одно из четырех предложений, содержание которого противопоставлено предложению, указанному в задании.
3. Уточнены критерии оценивания выполнения С1 с развернутым ответом. В частности, снято примечание о том, что количество абзацев в изложении ученика должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Абзацное членение должно соответствовать логике ученической работы. (В самом исходном тексте сохраняется строгое соответствие: 4 микротемы – 4 абзаца.)
Кроме того, изменен критерий ИК2: высший балл (3) по критерию ИК2 ставится, если экзаменуемый применил один или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (Ранее высший балл ставился, если применялось не менее двух разных приемов сжатия текста для сжатия не менее трех микротем или использовался один прием сжатия на протяжении всего текста.)
Открытие Дня учителя русского языка |
Необходимо обратить внимание на то, что текст изложения читает учитель-словесник, не преподающий в данном классе. В дальнейшем предполагается использование электронной формы – записи на диске, который будет получать школа.
4. Предлагается примерная шкала перевода первичного балла в пятибалльную систему.
оценка | “2” | “3” | “4” | “5” |
баллы | 0–20 | 21–30 | 31–39 из них не менее 4 баллов по критериям ГК1–ГК4 |
40–44 из них не менее 6 баллов по критериям ГК1–ГК4 |
Шкала пересчёта первичного балла носит рекомендательный характер и может быть изменена по решению региона.
В задании С2.1 сохраняются темы, связанные с пунктуацией – всей системой знаков препинания или отдельных знаков препинания (двоеточие, тире, запятая и др.). В этом проявляется расширение тематики задания С2.1 с развернутым ответом. Тем по орфографии в ГИА 2010 не будет.
Многочисленные вопросы слушателей касались различных аспектов проведения и оценивания ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Ни один из множества вопросов не остался без ответа. Без сомнения, выступление Ирины Петровны Цыбулько поможет учителям русского языка скорректировать работу по подготовке учащихся к итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. А мы с нетерпением будем ждать новой встречи с ведущими учеными и методистами на очередном Дне русского языка педагогического марафона Издательского дома “Первое сентября”.
Фото В. Строковского
А.Г. НАРУШЕВИЧ,
г. Таганрог