Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2010

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

9-й класс

 

Работа с текстами
по литературному краеведению. Сложноподчиненные предложения

Для успешного овладения знаниями и умениями по теме “Сложноподчиненные предложения” в 9-м классе важно найти хорошие тексты – работа с ними служит на уроках родного языка основой для создания обучающей и развивающей среды.

Тексты по литературному краеведению позволяют решить несколько задач:

1) овладеть умениями и навыками по изучаемой теме;

2) провести попутное повторение орфографии, пунктуации;

3) совершенствовать речеведческие навыки.

Они также способствуют интеграции уроков русского языка, литературы, МХК, усиливают воспитательный потенциал и социально-гуманитарную направленность содержания образования.

На уроках обобщения изученного материала по теме “Сложноподчиненное предложение” работу с текстами на основе литературно-краеведческого материала провожу, используя различные технологии обучения.

Занятие начинаю с короткого вводного слова:

С именем А. Пушкина связано много памятных литературных мест. Совершим небольшую заочную экскурсию в одно из них, работая с фрагментом статьи Татьяны Кезиной.

Задание. Выразительно прочитайте текст, который вы видите на интерактивной доске.

Есть в Нижегородской области старинное русское село Большое Болдино. Пушкин трижды бывал в родовом имении своей семьи. Так случалось, что наезжал он сюда осенью, потому что осень – его самое любимое время года. Его влекла сюда жажда уединенного творчества. Так как ему никто не мешал, поэт творил легко и свободно. Именно в Болдине Александр Сергеевич создал свои шедевры: поэму “Медный всадник”, “Повести Белкина”, “Маленькие трагедии”, сказки, завершил роман “Евгений Онегин”.

В наши дни в Болдине открыт музей-заповедник А.Пушкина, который стал местом паломничества для многих людей. Он включает в себя усадьбу Пушкиных, заповедную рощу Лучинник, дом старшего сына в селе Львовке, Успенскую церковь, которую построил в XVII веке прадед поэта и которая прекрасно сохранилась.

(По Т.Кезиной)

Проводится коллективная работа с текстом на основе технологии учебного диалога.

Вопросы для учебного диалога

1. Показался ли вам фрагмент статьи Татьяны Кезиной интересным по содержанию? Обоснуйте свое мнение.

2. Можно ли данный фрагмент назвать текстом, почему?

3. Озаглавьте текст.

4. Определите тему и основную мысль текста.

5. Определите стиль речи и тип текста, обоснуйте свое мнение.

6. Найдите сложноподчиненные предложения. Опираясь на теоретические материалы учебника В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой “Русский язык. Теория. 5–9-е классы”, §§ 210–211, расскажите о строении этих предложений.

7. Укажите сложноподчиненные предложения в тексте Т.Кезиной.

Дифференцированная работа

(Задания предлагаются учителем на карточках)

Цель работы: закрепление умений и навыков по теме “Сложноподчиненные предложения” с учетом уровневой дифференциации внутри одного класса.

I вариант (базовый уровень).

В наши дни в Болдине открыт музей-заповедник7 А.С.Пушкина,7 который стал местом паломничества6 для многих людей.4

Задания:

– запишите предложение, выполните синтаксический (4) и пунктуационный (7) разборы;

– выполните орфографический разбор (6).

II вариант (продвинутый уровень).

Так случалось, что наезжал он сюда осенью, потому что осень – его самое любимое время года.

Задания:

– запишите предложение, расставьте знаки препинания, обоснуйте свой выбор;

– докажите, что оно сложноподчиненное: выделите грамматические основы, укажите части сложного предложения, средства связи частей, начертите схемы;

– определите виды придаточных предложений;

– укажите виды подчинительной связи в сложноподчиненном предложении;

– выполните синтаксический разбор сложного предложения.

III вариант (углубленный уровень).

Он включает в себя усадьбу Пушкиных, заповедную рощу Лучинник, дом старшего сына в селе Львовке, Успенскую церковь, которую построил в XVII веке прадед поэта и которая прекрасно сохранилась.

Задания:

– запишите предложение, расставьте знаки препинания, графически объясните их выбор;

– докажите, что это предложение сложное;

– выполните синтаксический разбор сложного предложения.

В зависимости от возможностей класса можно провести проверку работ и их разбор следующим образом:

1) выполненные задания проверяет учитель и проводит их анализ на следующем уроке;

2) задания могут быть проверены прямо на уроке: используются компьютерные технологии (варианты правильных ответов готовятся и комментируются учителем или заранее подготовленными консультантами).

После выполнения дифференцированных заданий по синтаксису сложного предложения полезно организовать устное или письменное попутное повторение орфографии и пунктуации на основе этого же текста.

Для работы в более сильном классе или в качестве индивидуального задания для сильных учащихся можно предложить такой текст.

Несколько экскурсий в Грузинах

Недалеко от города Торжка, который находится в Тверской области, сохранилось имение Полторацких, друзей А.Пушкина. Поэт приезжал в Грузины в марте 1829 года. В Грузинах, в имении своей бабушки, гостила А.П. Керн. В доме можно увидеть зеркало, которое, по преданию, находилось в комнате Анны Петровны. Так случилось, что последний приют та, которой суждено было стать “чудным мгновением” в жизни Пушкина, нашла здесь же, под Торжком. Рисунок А.Львова показывает Прутню, где сохранилась могила со скромной плитой и незабываемой строчкой: “Я помню чудное мгновенье…”. Остановитесь в музее перед черновой рукописью этого стихотворения, потому что поэт долго искал некоторые слова и только строчка “и жизнь, и слезы, и любовь” родилась сразу набело.

(По Т.Е. Рыжиковой)

Задания:

– докажите, что это текст;

– озаглавьте его;

– выделите микротемы, обоснуйте свой выбор;

– укажите основную мысль, стиль речи, тип текста, обоснуйте свой выбор;

– запишите текст в соответствии с выделенными микротемами (поработайте над понятиями “абзац”, “абзацное членение текста”);

– вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания (если предложен деформированный текст) или объясните пунктуацию в сложноподчиненных предложениях (если предложен недеформированный текст);

– выполните синтаксический разбор предложения, выделенного в тексте.

Текст позволяет провести попутное повторение способов цитирования, пунктуации при обособленных членах предложения, орфографические, морфологические, морфемные разборы.

Таким образом, тексты на литературно-краеведческом материале позволяют решать разнообразные вопросы обучения и воспитания, выбирать адекватные технологии обучения, делать уроки русского языка интересными и запоминающимися (см. Приложение).


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тексты по литературному краеведению

1. Квартира Пушкина на Арбате

В Москве сохранилось множество особняков, дворцов театров, где Пушкин бывал где он гостил у друзей или танцевал на балах.4 Среди них есть здание, которое считается уникальным. Находится оно на старой улице Арбат. В этом доме с 23 января по 15 мая 1831 года Пушкин снимал квартиру сюда привел он красавицу жену (з,с)десь прошли самые счастливые месяцы его семейной жизни. М_м_риальный музей открылся 18 февраля 1986 года в годовщину пушкинской свадьбы.

Экспозиция расположен_а на двух этажах дома. Первый хозяйский этаж посв_щен теме Пушкин и Москва. (З,с)десь рас_матриваются сложные многообразные связи поэта со старой столицей ее бытом культурой с ее людьми.

Первый зал который вы посещаете повествует об архитектурном облике Москвы о городском быте первой трети XIX века. Особый интерес представляет литературная экспозиция потому что (з,с)десь первые московские издания Пушкина журналы и альманахи того времени книги московских литераторов.

Пушкин в Болдино. А. Пластов
www.maslovka.org

М_м_риальный центр музея его сердце пушкинские комнаты второго этажа. К сожалению до нас (не)дошло (ни, не)единого предмета из этой квартиры поэтому комнаты второго этажа оставлены почти пустыми. Лиш_ в одной самой большой комнате второго этажа частично вос_оздан_а обстановка. (По Е.Муза)

2. Память

Когда посещаеш_ пушкинские места испытываеш_ чувство сопр_к_сновения с необычайной красотой. Когда долго едеш_ по унылой ровной мес_ности то вдруг как чудо поп_даеш_ в край дивной красоты холмов рощ_ лугов. Дело даже не в том что пушкинские места красивы как пейзажи. Их особая красота заключает_ся в союзе природы с поэзией с воспоминаниями истории и поэзии.

И эта стихия пушкинских воспоминаний овл_-девает нами когда среди михайловских рощ_ мы оказываемся под кровом поэзии Пушкина когда мы поднимаясь на Савкину Горку и городище Воронич_ встречаемся и с Пушкиным и с русской историей.4

В Михайловском Петровском Тригорском по берегам реки Сороти озер Маленец и Кучане где мы гуляем среди воспоминаний мы прим_ряемся с всеобщим законом ухода всего существующего в прошлое. Мы понимаем что из поэзии Пушкина возникает жизнь в окружении воспоминаний. (По Д.Лихачеву)

Задания:

– вставьте пропущенные буквы;

– расставьте знаки препинания;

– выполните синтаксический разбор выделенных предложений.

М.С. КУЗНЕЦОВА,
г. Железнодорожный,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru