Я ИДУ НА УРОК
11-й класс
Виды односоставных предложений(С ориентацией на учебник русского языка
|
Односоставные предложения | |
Сходство | Различие |
• один главный член; • ненужность второго главного члена для понимания предложения |
• способ выражения главного члена; • значение предложения |
Постановка учебной задачи
Выясним, в чем особенность односоставных определенно-личных предложений, каковы способы выражения сказуемого, какова их сфера употребления.
Анализ языкового материала. (Работа в группах)
Прочитайте предложения.
Как мыслится в этих предложениях деятель (действующее лицо)?
Можно ли вставить в определенно-личное предложение подлежащее?
Чем оно при этом может быть выражено?
Заполните таблицу.
Способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях
Глагол-сказуемое | Наклонение | Время | Лицо, число |
Люблю | изъявительное наклонение |
настоящее время | 1-е лицо, ед. ч. |
Трудимся, верим, ищем, спорим, рвемся | изъявительное наклонение | настоящее время | 1-е лицо, мн. ч. |
Найдешь | изъявительное наклонение |
настоящее время | 2-е лицо, ед. ч. |
Шагайте | повелительное наклонение | мн. ч. | |
Спи | повелительное наклонение |
ед. ч. |
1. Люблю дымок спаленной жнивы. (М.Лермонтов)
2. Шагайте смелее к свету и любите правду всей душой. (М.Шолохов)
3. Трудимся, верим, ищем и спорим, рвемся навстречу звездам и зорям. (В.Панченко)
4. Найдешь свою цель – иди к ней прямо, без оглядки.
5. Спи, милая! (А.Грин)
Ученики делают вывод, что определенно-личное предложение – это вид односоставного предложения, в котором выражается действие, совершаемое определенным лицом – говорящим или собеседником. Сказуемое в определенно-личных предложениях может быть выражено глаголом 1-го лица ед., а также мн. числа настоящего и будущего времени; глаголом 2-го лица ед., а также мн. числа настоящего или будущего времени; глаголом повелительного наклонения.
Закрепление. (Работа в парах)
Задание. Преобразуйте данные односоставные определенно-личные предложения в двусоставные. Определите, какие предложения звучат более лаконично и почему.
1. Знаю, как важно четко представить себе маршрут будущего путешествия.
2. Загружаем лодку. Поверх натягиваем брезент. Увязываем веревками груз.
3. Вижу вдали, у самого горизонта, зубчатую стену леса.
4. В ночь станем на якорь у городского причала.
5. Люблю осеннее ненастье. Люблю наперекор дождю и мокрому снегу шагать по раскисшим дорогам, по сырой листве.
Вывод
Своеобразие, то есть оригинальность, отличие односоставных предложений от двусоставных, заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или название явлений.
Работа в группах
1-я группа
Задание 1. Выпишите определенно-личные предложения. Докажите правильность выбора.
В чем особенность употребления определенно-личных предложений?
1. Думай хорошо, и мысли созревают в добрые поступки. (Л.Толстой)
2. По платью встречают, по уму провожают. (Пословица)
3. Пробуждай в себе угрызения совести. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (А.Чехов)
4. Вдруг далеко на дороге что-то замелькало. (А.Чехов)
5. Весной жители села граблями сгребали мусор с лужаек перед домом.
6. В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны. (А.Пушкин)
Задание 2. Составьте предложения по данным схемам:
[двусоставное], [определенно-личное].
[определенно-личное], [двусоставное].
2-я группа
Задание 1. Найдите “четвертое лишнее”.
1. В каждой избушке на пути своем пользуюсь дровишками. (М.Пришвин)
2. Скучал без дела.
3. Не плачь ты попусту.
4. Одной рукой и узла не завяжешь.
Вывод: в определенно-личных предложениях главный член не может быть выражен глаголом в форме прошедшего времени единственного числа.
Задание 2. Распространите односоставные определенно-личные предложения.
Люблю.
Пою.
Посвятим.
Не поверите.
Не забудь.
3-я группа
Задание 1. Найдите предложение, соответствующее схеме:
[определенно-личное], [двусоставное]. (Знаки препинания не расставлены.)
1. Вспыхнул костер и все стали сушиться.
2. Вижу в окно как во дворе играют дети.
3. Затих дождь и на улицу вышли дети.
4. Громко хрустел под ногами снег и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.
Задание 2. Составьте для себя правила поведения в официальной обстановке или в общественном месте. Используйте в определенно-личных предложениях указанные ниже глаголы.
Не кричи, не повышай голос, не шепчи, не бойся, не перебивай, не груби, не гримасничай, не суетись.
Творческое задание
Анализ текста
Мама… Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, чего ты хочешь, что у тебя болит. (Ю.Яковлев)
1. Прочитайте текст.
2. Найдите определенно-личные предложения.
3. Определите роль данных предложений в тексте.
4. Продолжите текст, используя определенно-личные предложения.
Ученики отмечают, что определенно-личные предложения дают возможность избежать повторения личных местоимений, делают повествование динамичным, живым, непринужденным, так как все внимание сосредотачивается на действии, важном для автора.
Учитель. М.В. Ломоносов говорил об определенно-личных предложениях, что “умолчание” местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола “украшению и важности служит”.
Итог
В чем, на ваш взгляд, особенность употребления определенно-личных предложений?
Домашнее задание. Составьте небольшой рассказ “Письмо другу”, используя определенно-личные предложения.
Неопределенно-личные предложения
Урок 2
Повторение. Фронтальный опрос
Продолжите ответ.
1. Односоставные предложения – это…
2. По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы…
3. По смыслу односоставные предложения отличаются от двусоставных тем…
4. Определенно-личное предложение – это вид односоставного предложения, в котором…
Найдите среди данных предложений односоставное. Какова особенность этого предложения?
1. Не плачь ты попусту.
2. Часам к двум пополудни началась гроза.
3. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)
4. Тротуары заливают асфальтом.
Определение учебной задачи
Выясним особенность односоставных неопределенно-личных предложений, их роль в тексте.
Анализ языкового материала. (Работа в группах)
Прочитайте предложения. Почему в них не названы действующие лица?
1. Травы скашивают рано утром, пока они еще не уронили росы. (В. Солоухин)
2. Обыкновенно на лису в наших местах охотятся с собакой.
3. В городе открыли новый кинотеатр.
4. В оранжерее вывели новый сорт тюльпанов.
5. Лучше бы сразу выгнали. (В.Распутин)
Заполните таблицу, выписав глаголы-сказуемые из односоставных предложений с неопределенно-личным значением.
Глагол-сказуемое | Наклонение | Время | Лицо, число |
скашивают, охотятся |
изъявительное наклонение |
настоящее или будущее время | 3-е лицо, мн. число |
открыли, вывели |
изъявительное наклонение | прошедшее время | мн. число |
выгнали бы | условное наклонение | мн. число |
Ученики делают вывод, что неопределенно-личное предложение – это вид односоставного предложения, в котором действие не отнесено к действующему лицу, хотя и мыслится как совершаемое кем-то. Сказуемое в неопределенно-личных предложениях может быть выражено глаголом 3-го лица мн. числа настоящего или будущего времени; глаголом прошедшего времени в форме мн. числа; глаголом мн. числа условного наклонения.
Учитель. Как вы думаете, почему в неопределенно-личных предложениях производитель действия не обозначен?
Ученики. Здесь важно всей конструкцией предложения подчеркнуть неопределенность действующего лица. Говорящий не знает производителя действия или не хочет, не считает нужным его называть. Однако его отсутствие не создает неполноты предложения.
Закрепление. (Работа в группах)
1-я группа
Задание. Замените неопределенно-личные предложения двусоставными.
На примерах 1 и 5 покажите разницу в значении между исходным и новым предложениями. Определите, чем выражено сказуемое в неопределенно-личных и двусоставных предложениях.
1. Потушили огни, и все легли спать.
2. О новом фильме много писали, и мы решили посмотреть его всей компанией.
3. Вынули вторые рамы, и весна ворвалась в комнату.
4. Ему передали вызов в штаб, и он поспешил выехать.
5. Вечером зажгли свечи, и он еще долго глядел на голубые трепещущие огоньки.
2-я группа
Задание. Объясните, почему автор употребил в тексте односоставные неопределенно-личные предложения. Укажите эти предложения.
От него ждали чуда. Вокруг него ходили так, как будто это пришелец с другой планеты. Считали: по разуму человеку он уступает лишь самую малость. Полагали, что он пытается с нами заговорить и дело за тем лишь, чтобы понять его необычные звуки. О дельфинах написаны десятки книг, горы статей. (В.Песков)
3-я группа
Задание. Составьте и запишите неопределенно-личные предложения с данными глаголами, употребляя различные формы времени этих глаголов: передать, показать, построить.
Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?
Докажите, что вы правы.
Составьте свое предложение, соответствующее данной схеме.
а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].
Вывод
В неопределенно-личных предложениях:
1. Подчеркивается, что важно в них только действие, а не тот, кто его совершает.
2. Вместо подлежащего можно мысленно подставить местоимение кто-то.
3. Неопределенность действующего лица передается и значением форм третьего лица, которые, в отличие от форм первого и второго лица, обладают меньшей конкретностью.
Графический диктант. Составьте схемы к данным предложениям.
Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.
Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)
Всем телом ощущаешь холод лесной речушки, слышишь дальнее теньканье птицы. (В.Песков)
Перед мороженым подали шампанское. (Л.Толстой)
Брату и в гимназии, и в университете пророчили блестящую научную будущность. (И.Бунин)
Домашнее задание. Выпишите шесть односоставных неопределенно-личных предложений из текстов художественной литературы.
Безличные предложения
Урок 3
Повторение. Фронтальный опрос
В чем особенность определенно-личных предложений?
Объясните высказывание А.М. Пешковского о неопределенно-личных предложениях: “Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное”.
Постановка учебной задачи
Определите тип односоставного предложения.
О Русь, покойный уголок.
Тебя люблю, тебе и верую. (С.Есенин)
(Определенно-личное предложение.)
Пассажиров просят пройти к самолету.
(Неопределенно-личное предложение.)
На улице потеплело.
(?)
Выясним, к какой группе относятся предложения данного типа, что они обозначают, каковы способы выражения сказуемого.
Анализ языкового материала. (Работа в группах)
Задание. Прочитайте. Определите, какие значения выражают безличные предложения. Заполните таблицу примерами безличных предложений.
1. Вечерело.
2. Но пепел дней не стоит ворошить.
3. Не всем молодым побегам суждено стать большими деревьями.
4. Из самовара-то как хорошо пахло!
5. Не забыть мне лица его в ту минуту.
6. В сребристом и сыром тумане светло и пусто на поляне. (И.Бунин)
7. Можно ли бороться с врагом с такою силою?
Чем выражено сказуемое в безличном предложении? | Безличные предложения |
Безличным глаголом (как с суффиксом -ся, так и без него) | 1) |
Личным глаголом в безличном употреблении | 4) |
Инфинитивом | 5) |
Предикативным наречием | 6) |
Безличным глаголом и инфинитивом | 2) |
Предикативным наречием и инфинитивом | 7) |
Кратким страдательным причастием | 3) |
Ученики делают вывод, что безличное предложение – это вид односоставного предложения, оно выражает действие или состояние, не связанное с действующим лицом, предметом (деятелем). Безличные предложения выражают состояние природы, состояние человека, неизбежность чего-либо, отсутствие чего-либо.
Учитель. Автор учебников по русскому языку В.В. Бабайцева писала: “Безличные предложения, включающие несколько семантико-грамматических разновидностей, – самая пестрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений”. Как вы объясните данное высказывание?
Закрепление. (Работа в группах)
1-я группа
А. Каждую предикативную часть в составе ССП замените безличной.
Меняется ли при этом смысл предложений и его оттенки?
Определите, чем выражено сказуемое.
Повеял теплый ветер, надвинулись тучи, и наступила темнота.
Набережная опустела, и я вдруг почувствовал нестерпимую грусть.
Уже не слышен грохот обвала, а я не могу понять его причин.
Неожиданно закапал дождь, и через минуту я вымок до последней нитки.
Б. Запишите предложения, вставьте пропущенные знаки препинания, нарисуйте схемы, укажите вид каждой предикативной части.
Дверь отворилась и из хаты повеяло сыростью.
Уже светает и небо на востоке с каждой минутой меняет свою окраску.
Солнце уже стояло низко над горизонтом и надо было торопиться.
2-я группа
А. Продолжите предложения так, чтобы союз и соединял: а) предикативные части сложного предложения; б) однородные члены. Определите вид каждого предложения.
1) Всем было хорошо и…
2) Больной простудился и…
3) Осенним утром меня одели по-праздничному и…
Б. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме: [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не расставлены.)
а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
в) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.
3-я группа
А. Составьте предложения со словами смеркаться, знобит, взгрустнулось.
Почему с этими глаголами невозможно построить двусоставные предложения?
Б. Употребите данные ниже слова в качестве сказуемых односоставного безличного и двусоставного предложений. Определите, какой частью речи являются эти слова в записанных предложениях.
Приятно, весело; зазвенело, веет, потемнело; ломит.
Учитель. Безличные предложения очень часто употребляются в художественных текстах. Чем можно объяснить эту распространенность?
Ученики. Выразительностью предложений. Это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения авторы используют для описания пейзажей, обстановки, где происходит действие.
Творческая работа
Анализ текста
Вечереет. Ветра уже нет. На меже улеглись кусты перекати-поля. Весь день их бросало по свежей сыроватой пахоте. Теперь и пахарям можно отдохнуть.
Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звездочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.
Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты еще идешь за плугом по неглубокой борозде. Слышатся гортанные голоса грачей. Они устраиваются на ночь в уже готовых своих гнездах.
Но вот раздается басовитый голос: “Подниматься! Ужин готовить! Марш в лес за сушняком! Сейчас костер разведем”.
(По В.Закруткину)
1. Определите стиль и тип речи.
2. Аргументируйте свой ответ.
3. Выпишите односоставные безличные предложения.
4. Определите их роль в тексте.
Итог
Какова сфера употребления безличных предложений?
Домашнее задание. Придумайте все возможные виды односоставных предложений на тему: “Скоро наступят летние дни”.
Е.Ю. КУЛАКОВА,
гимназия № 3,
г. Сургут