Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2010

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

В этом году у меня появился новый класс – 5-й, в котором работаю по программе М.В. Панова. Безусловно, осваивать новый учебник сложно: отчасти он меняет наши представления о преподавании русского языка, к тому же учебнику пока явно не хватает заданий на отработку правил, – но вместе с тем и интересно (Сборник упражнений И.А. Громова к этому учебнику уже в печати. Прим. ред.).

Для программы Панова характерно то, что она требует от учащихся осмысленного, а не механического написания слова, то есть ребенок должен в первую очередь научиться видеть, распознавать орфограмму, уметь ее объяснять и только потом выполнять упражнения, традиционные в нашем понимании, например: “Вставить пропущенные буквы”. Поэтому к каждому уроку я подобрала задания, позволяющие отрабатывать те или иные правила, развивающие орфографическую зоркость. В начале года дети получили памятки для так называемого орфографического анализа текста, по этим памяткам мы и работали первую и вторую четверти, пока не выучили понятия “сильная и слабая позиция”.

Мой класс самый обычный, скорее слабый, чем сильный, и орфографический анализ многим детям помогает увидеть свои ошибки. Мне кажется, что подобную работу можно проводить в любом классе с любым учеником.

Бесспорным достоинством программы Панова является фонемный принцип написания слов. Мне нравится, как вводится правописание приставок. После объяснения сильной и слабой позиции звуков разбирается правописание согласных в корне и приставках, затем – гласных.

Задания могут варьироваться: сделать орфографический анализ или вставить пропущенные буквы.

Подобранные задания могут пригодиться и при повторении орфографии в старших классах, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

 

Орфографический анализ текста

ПАМЯТКА,
как правильно выполнить орфографический разбор слова

1. Перепишите предложения через строчку.

2. Найдите и объясните орфограммы во всех словах.

Например:

• над безударными гласными – проверочное слово;

• над непроизносимыми и парными согласными – проверочное слово;

• над словом с ь указать часть речи: у глагола ь пишется всегда, у существительных – только в 3-м склонении;

• над глаголом с -тся или -ться – вопрос, на который он отвечает;

• чтобы проверить окончание прилагательного, поставьте вопрос от существительного;

• чтобы проверить окончание глагола, поставьте его в начальную форму (что делать, что сделать);

• чтобы проверить окончание существительного, определите его склонение и падеж;

• слитно–раздельно: условия выбора;

• прилагательное, существительное, местоимение, глагол поставьте в начальную форму (у веселого – веселый, у леса – лес, у него – он, зашипело – зашипеть), над наречием пишем, что это наречие;

• если в предложении есть имена собственные, подпишите, что это – имя или название (имя пишется просто с большой буквы, название еще и в кавычках).

Выполните орфографический анализ (безударные гласные).

Мишка взял бутылку, в которой было подсолнечное масло. Налил масла на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли... Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковороде пламенем. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (безударные гласные).

Мы пошли к тете Наташе, рассказали ей все, обещали, что мы с Мишкой все сорняки у нее на огороде выполем. Только пусть она нам кашу сварит. Тетя Наташа пожалела нас: напоила нас молоком, а потом усадила завтракать. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (глагол).

На даче было раздолье! Делай, что хочешь, иди куда хочешь! Можешь в лес за грибами ходить или за ягодами или купаться в реке, а не хочешь купаться – так лови рыбу! Когда у мамы закончился отпуск и нужно было собираться домой, мы даже загрустили. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (-тся у глаголов), объясните постановку знаков препинания.

Неужели они не собираются отдыхать? – в ужасе думал Юстас. Он решил немного размяться. Но насладиться покоем ему не удалось. Юстас вскочил в панике и стал спускаться вниз. (К.С. Льюис)

Сильная – слабая позиция согласных по звонкости – глухости
(по произведениям В.Крапивина)

1. В корне

• Эти правила не позволяли заменять мытье пола поверхностным маханьем тряпкой.

• Пахло недавним дождиком, сырым асфальтом и мокрыми увядшими лопухами.

• Переулок был древний, с покосившимися домишками и старинным колодцем.

• Мишка ответил все тем же грустным шепотом.

2. В приставке

• Больше всех растерян был сам Коптилка: его смутил Кирилкин вскрик.

• Не понимал он, что это бесполезно.

• Вселенная бесконечна, в ней раздувайся хоть до каких размеров, все равно с Бесконечностью не сравнишься.

• Локки взлетел на спинку стула, сделал стойку на руках и от восторга заболтал ногами.

• Из речки Голован выбрался и даже раскисшую книжку не потерял.

• Зло, к сожалению, рассеяно по всему свету, поэтому с ним так трудно бороться.

• “Про это вообще бессмысленно говорить”, – вставил Голован.

• Жители здешних кварталов давно не обращали внимания на ребят из “Эспады”.

• Начальник этот, исходя из мореходного опыта, рассуждал так.

• Дувший с озера ветер вскидывал дым над огненной круговертью.

• За это они был назван бессовестным эксплуататором.

• Школа в тупике, за которым раскинулся пустырь с остатками разобранных домов.

• Этим летом его сделалось не меньше, чем желтого осота и лилового иван-чая.

• И цветочек благородно раскидал вокруг созревшие семена.

• Коптилка сперва растерялся.

• Бурей разнесло фигурное ограждение полубака, расщепило тонкую приставную мачту у грота.

• Кирилка закричал звонко и бесстрашно: “Все по местам боевого расписания!”.

• Остались над синей водой лишь расщепленные обломки мачт.

Сильная – слабая позиция гласных
(по произведениям В.Крапивина)

1. Чередование гласных в корне

Найдите слова с чередованием гласных, определите условие выбора буквы. Объясните постановку знаков препинания.

А.

1. Прежняя штурманская нашивка Словко блестела с золотыми ткаными полосками.

2. Раньше он горшков не обжигал.

3. Мы понемногу набирали скорость.

4. Мы часто собирались кружком на носу корабля.

5. Прожектор высветил ряд блестящих бортовых орудий.

6. Они сделаны из такого же твердого пространства, как прижигательные линзы.

7. Ствол заблестел желтой медью.

8. Когда он учился в школе, порядков не нарушал, успехами в учении не блистал.

9. Мы ничем не болели, не обдирались, не расшибались.

Б.

1. Он шел среди зарослей и радовался поздним бабочкам и теплу.

2. Митька посеял и вырастил на своей планете высокую траву.

3. “Венерин башмачок” – это большое, не ниже репейника, растение.

4. И вот из космической почвы полез росток.

5. Я за несколько минут залатал парусину и срастил поломанный рангоут.

В.

1. Все подскочили, а Дон поморщился.

2. Утром я заскочил к Миньке на заросшую цветами планету.

3. Там Рыкко вскочил и завопил страшные слова.

4. Про таких, как Аленка, говорят: “Загорала сквозь решето”.

5. Я и правда начал там загорать, только неровно.

6. Доня наморщил лоб и сотворил над своею планетой небесную голубизну.

7. Коптилка наклонил ствол, выкатил оттуда снаряд.

Г.

1. Аленкины веснушки сидели на лице равномерно, однако не очень часто.

2. Вероника промокала глаза кончиком тощей косы.

3. На Веронику глянули так, что ее глаза сразу начали намокать.

2. В приставке

Найдите слова с приставками, в которых и – е находятся в слабой позиции, определите условие выбора буквы. Объясните постановку знаков препинания.

1. К этому имени он привык так же, как ко всей отрядной жизни.

2. Жизнь приучила их, что добросовестно дежурить надо только под присмотром.

3. Ольга велела ему снять рубашку и принялась тонкими стежками рукодельницы пришивать к черному сукну третий треугольник.

4. Пришлось поднапрячься.

5. Теперь надо было приподнять колесо.

6. К багажнику “Камы” было что-то приторочено.

7. В начале сентября ребятам прислали на практику студентку.

8. Чего мне придумывать, если я и так могу.

9. Минька закопал семечко, все полили его из пригоршни.

10. Вот тогда Минька пригласил соседей.

11. Он орал, что обязательно поймает малолетних преступников.

12. А Локки даже пританцовывать стал.

13. Рыкко мог принимать любой облик, мог превратиться в комара или осьминога.

14. Все потерянно и виновато примолкли.

15. Он привык, что по своим придумкам можно строить и мастерить как угодно сражения.

16. Голован придумал большой орден и прицепил мне на рубашку.

17. Вероника стояла на палубе и прислонилась к мачте.

18. Был еще припев, его срифмовала Аленка.

19. Ровный пассат превратился в бешеные вихри космических излучений.

20. За пределами этого шара буря бесновалась по-прежнему.

21. Над площадью поднялся ветер, который пригибал пыльные цветы.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1. Он пр_жимал его к груди и что-то пр_говаривал.

2. Тебе пр_снилось убежденно сказал я.

3. Мы сидели рядом у Кирилки на щеке трепетала от тепла пр_клеившаяся ленточка бересты.

4. Оказалось что пр_ключения еще не кончились.

5. Когда мы пр_чалили к обломку мачты никакого корабля уже не было.

6. Собаки были добродушные поиграли с нами поласкались но не пр_ставали к нам.

7. Я несколько часов пр_лаживал обратно реи пр_тягивал к ним новые тросы и канаты.

8. Я сипло закричал Пр_готовиться к постановке парусов!

9. Все поняли что он хотел сказать о пр_дательстве.

10. Первое время не оставляли его одного чтобы не плакал по ночам а потом он пр_жился.

Работа с текстом

“Чудеса не понарошку”

1) “Просто удивительно, как это я раньше до этого не додумался?” – воскликнул Митя и побежал на кухню, чтобы срочно поделиться с мамой своим великим открытием.

2) – Мама, а я придумал, как сделать так, чтобы ты все успела! – радостно сообщил он.

3) – Я тоже, – сказала мама, – для этого нужно, чтобы ты не вертелся у меня под ногами, когда я занята, и убрал бы за собой игрушки.

4) “Вот всегда так с этими взрослыми. 5) Нельзя поговорить ни о чем серьезном. 6) Сразу им в голову лезут всякие пустяки вроде неубранных игрушек”, – с досадой подумал Митя, но решил предпринять еще одну попытку.

7) – Я научное открытие сделал.

8) – И какое же?

9) – Оказывается, время не одно, а их много.

10) – Кого много?

11) – Времен. 12) Ведь бывает же время быстрое, так что не успеешь оглянуться, а оно уже пролетело, а бывает медленное, что тянется и тянется?

13) – Бывает, – согласилась мама.

14) Вот я и придумал, что надо просто сделать такой прибор, чтобы можно было включать время, какое захочешь. 15) Например, включишь медленное время и все успеешь сделать!

16) – Вот если бы сделать такой прибор, чтобы ты хотя бы на уроках от своих фантазий отключался, – сказала мама.

17) Вдруг она принюхалась и бросилась к духовке:

18) – Ой! У меня все горит! 19) Пошел бы ты погулять!

(Т.Крюкова)

1. Выпишите предложения с прямой речью.

2. Предложения, выделенные курсивом, переделайте в предложения с прямой речью.

3. Из предложения 1 выпишите слова с гласными, которые стоят в слабой позиции, поставьте их в сильную.

4. Из предложений 1, 2 выпишите слова, в которых согласные стоят в слабой позиции по звонкости–глухости.

5. Из предложений 14, 15 выпишите слова, в которых согласные стоят в слабой позиции по твердости–мягкости.

Е.В. ДАВЫДОВА,
г. Сочи

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru